Клубок радости и печали маленького шамана. От авто

Мария Кравченко 2
 
– Мария Алексеевна, как лихо Вы  в своих книжках всё придумываете! – с восторгом заявил незнакомый дядечка, остановив меня на улице.
 
Я внутренне ахнула, непроизвольно  выпучила глаза, пробормотала  что-то типа «спасибо…» и в совершенно шоковом состоянии поплелась в неизвестном направлении.
 
Да нет, дядечка не при чём. Меня частенько останавливают и говорят, что им понравилось читать… Но чтобы заявить мне, что я придумываю?  Это такое безобразие! Я ничего не придумываю! Я пишу чистую правду, только правду и ничего, кроме правды! Нет, ну, героев я придумываю, это да, но что с ними происходит – правда. Все факты: мифы, легенды, предания, обряды… То есть, эпизоды и элементы ненецкой культуры, это правда. Мне её охотно рассказывали  старейшины, оленеводы, женщины чум-работницы, дети и даже шаман Коля. Я, как честный человек  всё проверяла.  Книги и картины Леонида Лара, научные изыскания Людмилы Васильевны Хомич, это кладезь информации, по которым  я устанавливала истину. А записки первооткрывателей  начиная с Ричарда Чёнслера? Для отважных  иностранных мореходов наш север был такой экзотикой, что не писать о своих впечатлениях они не могли. В своё время я ими зачитывалась….

 И тут до меня дошло! Дядечка-то не местный! Ни истории края, ни одного мифа видать не знает, вот и решил, что это всё мои фантазии.
Так вот, специально для того дядечки.
1.Шаману в жизни помогали духи – это факт. Их внешность, поведение и т.д. следуют из этого факта.

2.На рождение ребенка приглашали шамана – это факт.

3.Триумфальное шествие по борьбе с мракобесием – это факт. Шествие было успешным.

4.Шаманская болезнь – это факт.
 
5.Натена – ненецкое имя, в перводе – долгожданный.

6.Н,атенась – женское имя, в переводе – ожидающая.

7.Макодан – отверстие вверху чума, где соединяются боковые шесты. Через макодан выходит печной дым и тёплый воздух. Он создает тёплую подушку и не пускает в чум холодный воздух.

8.Ингутана – мужское имя-звание, предсказатель, смотрящий в будущее.

9.Легенду о Жданке можно прочитать в разных сборниках.

10.Ягель – очень питательный и лечебный – это факт.

11. Аромат можжевельника лечит лёгочные болезни и даже туберкулёз – это факт.

12. Гостевое место находится в чуме напротив печи слева от входа.  (вся левая половина чума предназначена для гостей. Там есть стол, скамеечки, постели, пологи. А в вашей квартире  где левая сторона для гостей?)

13. Есть в тундре короткие тропинки, но кто их протоптал неизвестно. Вероятно это сдвиг пород, но в народе  их называют Тропой  духов.

!4. Все элементы материальной и духовной ненецкой культуры – это инструкция по выживанию в условиях крайнего севера.  Это факт!

Ну вот, как-то так. Я буду счастлива, если Вы полюбите необыкновенную ненецкую землю. Попробуйте, у Вас получится. У меня же получилось.  Всегда Ваша, Мария Алексеевна.