Хлеб мой насущный

Анатолий Просняков
Кто-то может подумать, что название – нарицательное. Нет, несколько слов хочу уделить именно хлебу. У меня есть миниатюра о хлебе на букву Х в «Новогоднем алфавите». (Новогодний алфавит (буква Х.Хлеб): http://proza.ru/2022/01/16/1254).

Новейшее мое открытие заставило продолжить тему. Знаю, что немало людей мечтают об экологически чистом хлебе. Без сомнений, в магазине тоже можно купить качественный хлеб, но, только формируя своими руками, выпекая в собственной печи, можно быть абсолютно уверенным в хлебе.

Раз в месяц пеку хлеб, но в январе он неожиданно завершился за три недели – видно, аппетит был хорош.  Пришлось выпекать раньше времени.
Состав: дрожжи сырые – 25 гр;
Тертая тыква из морозильной камеры – 3 пакета, полная кастрюля;
Сок березовый, сок клубники плюс клубника (из морозильной камеры);
Варенье: калина с яблочками (баночка 0,65 л); мак – 2 ст.л;
Овсяное: хлопья + мука; соль – 1 ст.л;
Кукурузное: крупа + мука + масло (4 ст.л);
Лимфосан: базовый + Э (по деревянному черпаку-ложке); состав базового: шиповник; ромашка аптечная; корень лопуха; пектин яблочный; полевой хвощ; семена подорожника; гуар (смола индийской акации); плоды топинамбура; корень алтея; эхинацея; чай курильский. Все в виде муки.
Мука тыквенных семян и расторопши по одному черпаку; изюм светлый – горсть;
Опара на основе ржаной муки. Получилось две кастрюли опары.
Так делаю всегда – насыщаю различными добавками.

Момент истины.
Две кастрюли опары на уровне половины. Часа за два-три опара поднялась до верха. Сбивая ее, решил добавить по три столовых ложки прокисающего компота. Такое открытие может сделать только мужчина. Десять дней назад гостила младшая дочь. Достал ей смородину. Но она уехала, не попробовав. Ягода растаяла. Немного поел. Остальное сварил. Компот застоялся. В литровой банке поставил в холодильник. Через несколько дней достал. Вновь простоял в тепле два  дня. И тут я увидел белое пятнышко на поверхности, но это была не плесень. Пена потом разыгралась – был обычный процесс брожения.

С такой добавкой опара стала так быстро подниматься, что я не успевал сбивать. Говорят: на глазах растет. Это – тот самый случай. Начальное положение опары – половина кастрюли, через 10 минут – полная. Бывало у вас такое?
Хлеба получилось восемь килограмм. Хватит на месяц. Но я с подозрением глядел на банку с компотом, который вовсю пенился. Жалко было выбрасывать. Да, прокисло. Настоящая хозяйка вылила бы еще вчера. Что же делать? На полке крыльца у меня лежал замороженный кабачок. Была мысль сделать с ним хлеб. Что ж, решено. Принес в тепло кабачок, очистил, измельчил, смешал с компотом, и оставил киснуть.
На ночь разделил эту смесь на две кастрюли и добавил в каждую по столовой ложке ржаной муки.

Утром, услышав непонятные звуки, подошел к кастрюлям. Опара «кипела» - снизу поднимались пузырьки, словно она стояла на подогреве. Понял, что я – на верном пути.
Через пару часов добавил в каждую кастрюлю пшеничной муки, сбив опару (в каждой было треть уровня) и прикрыв газетками, пошел гулять. Гулял не больше часа. Вернувшись, сразу подошел к опаре. Из одной кастрюли опара уже выбежала на стол. Из другой не успела, но залипла к газете. Такого я совершенно не ожидал. Без дрожжей тесто работает лучше, чем с дрожжами! И понял я, что сделал открытие. Разумеется, свое личное открытие. Закисающий компот оказался не только прекрасным катализатором для дрожжей, но и отличной закваской.

Потратив еще один день, а у пенсионера таких дней много, я испек пять килограммов бездрожжевого хлеба. Замечательного пышного и вкусного хлеба. Отличие в том, что я сделал хлеб чисто пшеничным, не считая двух ложек ржаной муки. Эксперимент не должен иметь примесей. Так же быстро, как испек этот хлеб, хочу поведать миру его рецепт потому, что хлеб, как ни крути, главное питание на столе.
Кабачок очищенный и измельченный, компот закисший (или смесь варенья с водой, выдержанная до закисания), поллитра варенья (как сладость – у меня варенье из одуванчика, яблочек и облепихи), примерно полторы столовых ложки морской соли, обязательно сухой зелени: у меня - укроп, лист хрена и крапива с семенами. Разумеется, все можно заменить, добавить другие пряности, сделать по-своему. Главное, чтобы закваска была бездрожжевой.

Каждая хозяйка вырабатывает свой рецепт. Может быть, вам проще вместо кабачка и тыквы ананас измельчить. Если сделаете так, поделитесь опытом! У меня на даче, к сожалению, ананасы не растут. Пользуюсь, в основном, дачной продукцией.
Например, часто использую березовый сок – березы растут на даче. На даче еще растут сосны. Может быть, сделать сосновый хлеб? Нет предела человеческой фантазии!
Если решитесь повторить мой опыт, технология не должна нарушаться. Такой хлеб делается быстро, как и обычный дрожжевой. Но подготовка занимает больше времени.
Закваска делается вначале, затем с ней проверяется опара, которая должна окрепнуть – надо дать ей подняться, погулять, а потом уже месить тесто.

Удачи вам, хозяюшки!