На выставке американской архитектуры. Воспоминание

Елена Лях
Когда я была дет.садовского возраста (сер. 1960-х), в Минск приезжала американская выставка архитектуры, видимо, в рамках программы культурного обмена с СССР. Выставка путешествовала по разным городам Союза.

Помню, это было целое событие. Мы с родителями – весна, солнечно – выстаиваем длинную очередь среди множества народа в Окружной Дом офицеров в Минске (у легендарного танка-памятника Т-34) – очередь начиналась в Александровском сквере у ДО. Вереница двигалась сначала в кассу, перетекая дальше, в импровизированный павильон (в стенах ДО) с меблированными интерьерами; это были целые комнаты жилищ капиталистической Америки – респектабельные новомодные спальни, гостиные, кухни… На выставке щедро раздавали бесплатные толстые журналы с цветными крупным планом, качественными иллюстрациями шикарных современных интерьеров на мелованной, блестящей бумаге и круглые белые значки (с фрагментом флага США).
 
Я любила, удобно усевшись, неторопливо листать журнал, с удовольствием всматриваясь в каждую деталь красивых «картинок», в каждый предмет, элемент меблированных современных комнат, домов и зданий на фоне живописной природы, будто проникала внутрь картинки. У нас было штуки три этого большого толстого, тяжёлого журнала (как выяснилось, 86-страничного каталога 7-й выставки архитектуры США в СССР), на обложке которого красовался, помнится, во весь формат американский звёздно-полосатый флаг (фрагмент) как своего рода знак стандарта, качества (по их представлению) жизни, выставленной в пропагандистскую витрину, как знак уровня жизни, который должен был поразить воображение обывателя и которому предполагалось завидовать, желать его.

Написав воспоминание об этом событии, которое покоилось где-то в глубинах памяти как проходящий фрагмент прошлого, поискала фото и инфу о нём в интернете. И нашла! Разысканная инфа с фото (как же чётко помнятся зрительно вещи 56-летней давности!) вторила моим мыслям и знаниям о цели этой и прочих подобных выставок – обольстить советских граждан респектабельностью и блеском американской жизни и задать вектору их стремлений другое направление.

Так, содержимое журнала предваряло приветствие президента США с его подписью (на тот момент Дж. Линдона), содержащее, в частности, фразу: «Просвещенный народ, стремящийся к лучшей жизни, требует и заслуживает таких бытовых условий, которые отражают его надежды и идеалы… Выставка эта является лишь ограниченным обзором наших текущих достижений в строительстве для будущего… Мы приветствуем возможность рассказать Вам о том, как живут американцы показом выставки "Архитектура США"».

                ***
Это были первые ласточки скрытой идеологической диверсии империализма, его первые коварные поползновения и заходы (лезут туда, где открыто) по переформатированию сознания советских людей – строителей коммунизма в строителей потребительского общества, управляемого мировой закулисой.
Ведь это было в разгар «Холодной войны».