Вездесущая случайность

Сергей Васфилов
 
   Случайность, подобно потоку квантов, постоянно присутствует в атмосфере нашей планеты. Как это не покажется удивительным, она помогает человеку увидеть в обыденном новое. Она как бы помогает человеку совершать открытия. Однажды в далёком прошлом некий житель нашей планеты ночью возвращался из гостей домой. От переполнявших душу чувств его тело пошатывалось из стороны в сторону, а ноги, возомнив себя свободными от обязанности шагать бодро и прямолинейно, цеплялись одна за другую и умоляли тело, присесть и отдохнуть. Тело не могло принять решение об отдыхе самостоятельно и запросило у души позволения присесть. Ликующая от избытка чувств, душа не восприняла запрос тела. Утомлённое тело, плюнув на повторный запрос, без разрешения души присело на подвернувшийся под его посадочное место камень, который вольготно валялся возле одинокого деревца. Хозяином тела и души был типичный мужчина, давно не стриженный и не бритый. Без всяческих мыслей об открытии мужчина стал меланхолично рассматривать небо. В чёрной бездне суетились звёзды. Они как бы танцевали на одном месте, а луна своей вызывающей округлостью как бы заигрывала с ними. Вдруг – что за чертовщина?! - яркий, жёлтый круг луны покатился по тёмной небесной дороге.

   - Катится, катится! – воскликнул мужчина.

   Он, конечно, не осознал, что это случайность подтолкнула его душу, воспринять луну, бегущей по небесам. Она подарила душе неожиданную мысль, вот оно – открытие! Эта мысль, подобно пружине, подбросила тело с камня. Мужчина вскочил и, не ощущая массы своего тела, побежал в родовое селение. Пробежка освежила его душу и взбодрила тело. Остаток ночи мужчина бодрствовал и размышлял, каким образом превратить мысль о катящейся луне в материальную вещь.

   Утром мужчина взял кое-какой подручный инструмент и ушёл в ближайший лес. Изрядно пропотев, он смастерил первое деревянное колесо. Радуясь результату продуктивного труда, мужчина почесал макушку своего мыслительного аппарата. От трения явилась случайность и подарила его душе новую мысль. Не отходя от природного материала, мужчина воплотил эту мысль в первобытную тачку. Он прикатил своё ноу-хау в родное селение. Новоявленное чудо вызвало бурный восторг детей и женщин. Мужчина посадил в тачку трёхлетнего сына вождя и, под бурные вопли собравшихся жителей, прокатил его по центральной площади вокруг памятника основателю селения.

   Вот таким простым способом, благодаря случайности, человечество получило в своё безраздельное пользование колесо. В память об этом открытии тачками стали называть автомобили. Жаль, что в наше время производители автомобилей узурпировали идею колеса и стали производить тачки, от стоимости которых у человека, лишённого финансового благополучия, глазам становилось тесно в их обычном жилище. Изобретение колеса не принесло никаких дивидендов нищим, лентяям, тунеядцам и алкоголикам. Очевидно, случайность обошла их стороной. Эти граждане стали холить в своих душах обиду, но не на случайность, с которой они не были знакомы, а на всех людей.

   Случайности безразлично, кого подтолкнуть к открытию нового. Была бы у человека отлично соображающая голова, а не банковская корчага, наполненная валютой повышенного спроса. Нет, конечно, на дне корчаги ещё лежат кое-какие мозги, умеющие соображать. Используя их, носители банковских корчаг вполне профессионально планируют и осуществляют кражу идей, технологий и ресурсов окружающей среды общего пользования. В жизни такие люди избегают случайности. Она отвечает им взаимностью.
 
   Стремительный рост благосостояния среднего человека в мире сопровождался ростом количества автомобилей на душу населения. Обилие автомобилей потребовало регуляции их перемещения по поверхности нашей планеты. Для решения этой проблемы была создана армия одинаково оформленных людей. Их вооружили полосатыми палками. Этим оружием люди в форме стали зарабатывать своё благосостояние. По долгу службы они фланируют вдоль дорог и наблюдают правильность перемещения автомобилей. Узрит службист, волнообразно летящий по дороге автомобиль, и спешит подать полосатой палкой команду: к ноге! Случайно увидев поданную ему команду, водитель автомобиля сбрасывает газ и жмёт на тормоз. Недовольные экстренной остановкой колёса автомобиля отвратительно визжат. Человек за рулём скрипит зубами и таращит на службиста глаза, в которых беснуется странная смесь веселья и горькой обиды. В страхе жмутся деньги в его бумажнике. Им жаль покидать нагретое место. Случайность подыграла службисту, и деньги водителя переселились в его карман.

   Трусливость денег известна всему миру. Они всегда прячутся от людей, где только могут, любят обезличиваться и обожают служить и нашим, и вашим. Все люди нашей планеты любят деньги. Странно, что деньги от этой любви прячутся. Им бы гордиться всенародной любовью. Именно она позволяет людям покупать автомобили и мчаться на них в счастливое будущее. Однако эта любовь не мешает людям делить деньги на чистые и грязные. Этим делением они оскорбляют достоинство денег. Не оно ли заставляет деньги прятаться от людей? Кое-кто из прогрессивно настроенных гигиенистов в области экономической жизни положительно отвечают на этот вопрос. Они предлагают строить банки-прачечные для грязных денег. Банкиры-чистюли, стойкие меценаты собственных потребностей, призывают людей зарабатывать и использовать исключительно чистые деньги. Однако у нас большие проблемы с гигиеной окружающей среды, поэтому чистых денег в ней мало. Более того, учёные эпидемиологи считают, что чистых денег в мире вообще нет. Они явно хватили через край. Уж не подшутила ли над ними случайность?

   Навряд ли, случайность – дама серьёзная. В XIX веке она помогла американскому изобретателю Чарльзу Гудьеру открыть процесс вулканизации каучука. По примеру джентльмена Макинтоша он задумал смастерить себе модный плащ из каучука. В процессе изготовления этой вещицы Чарльз Гудьер частенько ощущал сухость в горле. Эту напасть он ублажал глотком виски. В ответ на это милосердие организм изобретателя получил недостаток координации в своих действиях. Ближе к вечеру Гудьер умудрился дважды уронить один из кусков каучука. Сначала в ящик с серой, которой Гудьер окуривал овощной погреб от грибной заразы, падкой на дармовое пропитание, а затем на горячую плиту. Культурно выругавшись, джентльмен Гудьер загрустил об испорченной лепёшке каучука. На следующее утро он с удивлением обнаружил, что кусок испорченного каучука потерял вязкость и стал эластичным. Таким образом, Чарльз Гудьер впервые получил резину.
 
   Сегодня резиновые сапоги и перчатки стали не только обычными, но и верными друзьями всех земледельцев доброй воли, как профессионалов, так и дилетантов. Помянем добрыми словами радость советских студентов от повышения производительности труда на государственных сельскохозяйственных угодьях! Эта радость всецело охватывала совокупную незрелую душу студентов. Их взгляд, влажный от умиления, утопал в необъятном море картофельной ботвы, взлелеянной руками тружеников совхоза «Заветы Ньютона».

   Сэр Ньютон. Как много в этом имени для мировой науки слилось! Впрочем, и здесь не обошлось без случайности. Однажды осенью, когда назойливые дожди достали всех жителей городка, Ньютон прогуливал свой уставший от размышлений организм в типичном английском саду. На одной из яблонь лёгкий ветерок поигрывал последним яблоком, обречённо болтавшемся на ветке. Когда Ньютон проносил свою фигуру под яблоней, ветерок, как бы играя, бросил яблоко точнёхонько на цилиндр великого, конечно, в будущем, физика. Удар яблоком по голове отозвался в сознании Ньютона законом всемирного тяготения. Очевидно, это было не простое яблоко, а идейное, и что выбор яблока не обошёлся без случайности. К чести этой виртуальной дамы, следует отметить, что она не стала набиваться в соавторы к Ньютону. Однако и сэр Ньютон не упал лицом в грязь. Во время прогулки в саду он не встречал даму в образе случайности, поэтому автором удара яблоком по голове он посчитал ветер. Естественно, что Ньютон, с его высоким интеллектуальным потенциалом не имел никаких морально-нравственных прав поставить ветер в соавторы закона всемирного тяготения.

   Случайность не обиделась на сэра Ньютона за игнорирование её заслуг в делах человеческих. Из года в год она бродила по нашей планете и подталкивала людей творить полезные для жизни дела. Однажды она заглянула на заседание высшего партийного актива Советской России. Своим виртуальным присутствием случайность вложила в сознание членов этого актива полезную для страны идею, подарить гражданам по шесть соток земли для устройства на них семейного рая в виде сада и огорода. В те времена воплощение этой идеи в реальность было весьма актуальным. В стране катастрофически не хватало овощной и садовой продукции. Верховная власть предполагала, что коллективные сады помогут стране решить эту проблему на самом высоком уровне. Этот уровень превратит Советскую Россию в огромный райский сад. Пройдёт совсем немного времени, и вся совокупность таких индивидуальных садов создаст мозаичную картину Всеобщего райского сада Советской России.
 
   Члены верховной власти мечтали, что их граждане, вырастив в своих садах яблони, в пору созревания яблок будут гулять по саду. Во время этих прогулок многим гражданам (но не всем!) на головы будут падать яблоки. Это будут наши, советские яблоки! Они будут обладать глубокими научными идеями, суть которых - современные технологии построения коммунизма в Советской России. При падении на голову граждан такие яблоки будут передавать в их сознание эти идеи.

   Перспектива стать гениальным учёным после принятия на голову падающего яблока в собственном саду вызвала у граждан поведенческий ажиотаж. Взлетел спрос на садовые участки и на саженцы яблонь отечественных сортов. Граждане, имеющие плодоносящие яблони, во время созревания яблок стали слоняться под ними каждую свободную минуту. Прогуливались под яблонями с непокрытой головой, чтобы падающее яблоко могло легко и свободно передать ей гениальную мысль.
 
   Воплотить в жизнь пакет идей о построении в Советской России коммунизма помешала вездесущая случайность. Однажды она, очевидно, по рассеянности, вместе с тёплыми ветрами принесла в страну новейшую идею, которую россияне назвали перестройкой. Внедрение этой идеи в общество шло медленно. Для ускорения этого процесса случайность наградила Советскую Россию гласностью. Сущность гласности очень простая. Каждый гражданин имеет полное право информировать общество обо всём без всяких ограничений и любым доступным ему способом.

  Для примера приведём опус одного журналиста, рассказавшего обществу свою версию о яблоке, упавшем на голову Ньютона. По мнению журналиста, это яблоко было самым упрямым и эгоистичным продуктом яблонь всех времён и народов. У него была обязанность сойти с яблони в подвал на длительное зимнее хранение. Проигнорировав эту обязанность, яблоко решило выпендриться. В своём округлом теле, являющим собой пародию на человеческую голову, яблоко возомнило, что его ожидает звёздный час, когда весь просвещённый мир будет восхищаться его гениальностью.
 
   В ожидании звёздного часа яблоко долго болталось на голой ветке яблони. Наконец, звёздный час появился в осеннем саду. Он принял облик лорда Ньютона. Этот джентльмен почувствовал острую необходимость прогуляться в сад. В саду лорд Ньютон с удивлением обнаружил на одной из яблонь ветку с яблоком-отщепенцем. Ему показалось, что бодрое душой и телом яблоко приглашает его к равноправному соавторству будущего открытия.

   - Чёрт возьми! - воскликнул лорд Ньютон. – Какое-то крепкоголовое яблоко позволяет себе оскорбить меня наглым предложением о соавторстве в будущем открытии!
 
   Яблоко обиделось на такую, явно негативную, оценку его интеллектуальных способностей. Решив доказать адекватность своего ума, яблоко спрыгнуло с ветки на голову лорда Ньютона. К сожалению, учёный джентльмен вышел из дома без головного убора и даже без парика. В результате этой оплошности яблоко на голове лорда Ньютона надыбало шишку вполне приличных размеров. Удар яблоком показался ему избыточно сильным. Машинально он стал лихорадочно тереть шишку ладонью, и свершилось чудо – перед его мысленным взором высветилась формула закона всемирного тяготения.

   - Боже мой, какое мудрое яблоко упало на мою бедную голову! – восторженно ахнул лорд Ньютон и поспешил в кабинет, чтобы записать на листе обёрточной бумаги формулу закона.
 
   Далеко не все читатели этого опуса журналиста согласились с его интерпретацией открытия Ньютоном закона всемирного тяготения. Кто-то посчитал историю с яблоком лживым вымыслом, который россияне называют враньём. В качестве подтверждения своего мнения, они ссылались на провал садово-яблочной эпопеи, который поставил жирный крест на плане построения коммунизма в Советской России. Кто-то из отряда космонавтов особого назначения высказал предположение, что мысль о законе всемирного тяготения влетела в голову Ньютона из таких космических далей, о которых простому человеку даже страшно подумать. Нашлись и такие читатели, которые объяснили историю с яблоком простой случайностью. Эти граждане считали, что господин Ньютон оказался в нужное время в нужном месте, то есть под веткой, на которой висело гениальное яблоко. Ряд граждан поддержали идею о гениальном яблоке. Более того, они высказали твёрдое убеждение, что именно яблоки, а не головы, на которые они падают, являются носителями гениальности. Можно предположить, что такое высокое мнение о яблоках высказывают граждане, участвующие в выращивании и продаже яблок. Какие-то гражданки со слезами на глазах выразили глубокую озабоченность наличием в цивилизованном мире форменного безобразия, когда мелкие продавцы и крупные коммерсанты позволяют яблокам гноить свою гениальность из-за невозможности реализовать свои творческие потенции.
 
   О значении случайности в жизни человеческого общества можно писать бесконечно. Приведём ещё одну историю на эту тему. Она случилась в период расцвета алхимии, когда варварская инквизиция во имя собственных амбиций зверски топтала гуманизм. Один гамбургский господин по фамилии Брандт, родом из купеческой ячейки социальной структуры общества, в свободное от основной деятельности время занимался поиском философского камня. По легенде алхимиков нашедшего этот камень ожидали богатство и вечно молодое долголетие. Как и любой порядочный гражданин страны постоянного проживания, купец Брандт имел супругу и детей, которые как-то исподволь пристрастились к козьему молоку. Для удовлетворения этой потребности мадам Брандт держала коз. За постоянство присутствия на подворье она любила коз сильнее мужа, который, обременённый торговыми делами, часто разъезжал по стране.
 
   Однажды господин Брандт, пропылённый очередным вояжем в поисках прибыли, стоял на семейном дворе и смотрел, как одна из коз совершает конечный этап пищеварительных процессов организма. В это время Брандт обдумывал очередной путь поиска философского камня в домашних условиях. Случайное совпадение материальных (тело козы) и духовных (мысли купца) процессов породили в сознании Брандта идею поискать философский камень в козьей моче. На следующий день господин Брандт собрал мочу козы, выпарил её, прокалил сухой остаток с углём и получил в чистом виде белый фосфор. К большому сожалению купца, открытый им фосфор наотрез отказался выполнять функции философского камня. Мадам Брандт успокаивала супруга смелым предположением, что случайность просто-напросто подшутила над ним. Она была не права, так как благодаря случайности, её супруг Брандт получил достойное место в истории химии.