Сигнальные огни

Игорь Туманов 1
ПСАКИ И БАЙДЕН

Пресс-секретарь Байдена госпожа Псаки - интересная женщина вообще.
Видно, как она старается угодить президенту США.
Но ему - нужно большее.
Ему нужно, чтобы она - любила его лично.

А Псаки - просто труженица о себе.


ГОРОДСКОЙ САД

В нашем городском саду - недавно произвели ремонт.
Положили на землю плитку, поставили скамейки и урны.
Сад перестал выглядеть заброшенным.

Иногда по осени я люблю там посидеть с бутылочкой пива.
Озираясь по сторонам: не идет ли наряд полиции.
Штрафующий за распитие пива на улице.

Что это вообще за закон такой?
Пиво и создано для того, чтобы его по теплу пить на улице.
Но мне везло: полиции не было.
Ходили просто прохожие.

Рядом с садом - расположен наш храм.
Храм Святой Троицы.
Как бы освящающий тех, кто проходит мимо.
Но они - редко смотрят в сторону церкви.
Просто спешат по своим делам.
Или, как и я, отдыхают на скамейках рядом.


НЕ ПОРА ЛИ ПОХОРОНИТЬ ЛЕНИНА?

Мумия Ленина в мавзолее - как бы обесценивает всё то, что сделано Россией за последние 40 лет.
Вождь мирового пролетариата - крадет плоды вдаль.
И ставит под сомнение русскость нашего Правительства.
Словно они без Ленина до сих пор жить не могут.

Да иные и не могут, конечно.
Но Президенту и премьер-министру - необходимо быть православными.
А православие - предписывает предать тело Ленина земле.

Для каких таких ортодоксов держать его в мавзолее?
Для каких китайских туристов, например?
Пусть они ходят к нему на могилу.

Вот истинно сказал Розанов: могилу тоже нужно заслужить.
И Ленин заслуживает ее уже век, но никак заслужить не может.


ДОСТОЕВСКИЙ И РОЗАНОВ

Достоевский - философ своей души.
Розанов - философ окружающей жизни.

Странно, что они никогда не встречались.
В 1880 году Розанову было уже 24 года.
И как не найти Достоевского в Петербурге?
Или в Москве на пушкинских торжествах?

Ведь Розанов горячо любил Достоевского.
Любил до такой степени, что тогда же женился на Апполинарии Сусловой, состоявшей в близких отношениях с Достоевским.
Но как-то не сподобился подойти к нему лично.

Видимо, в молодости Розанов просто робел.
Боялся не понравиться Федору Михайловичу?
Или рано им было общаться тогда?

Возможно, и рано.
Розанов тоже созревал медленно.
Исключительно было лишь то, что Розанов - уже тогда задумал "О понимании".
И к главному собеседнику бы - так и не пришел.


СВЯЩЕНСТВО КОШЕЧКИ ИРИСКИ

Сибирская кошечка Ириска - многоцветная и пушистая - живет при нашем храме.
И ходит почти на каждую службу.
Медленно и чинно шествует через весь храм - к открытым Царским вратам.
Перед ними она несколько раздумывает: идти дальше или не идти.
Но всё же идет.

В алтаре - Ириска больше всего любит Царское место.
Ее, конечно, вежливо сгоняют оттуда, но она - снова и снова приходит в алтарь.
Иногда, когда службы нет, даже спит на Царском месте.

Ириска помогает митрополиту Иосифу - окормлять епархию во Христе.
Следя за порядком и умиляя наши души.

Всякое дыхание да хвалит Господа!
Аминь.


ИННА В ЗАМУЖЕСТВЕ ЗАБЫЛА ПРО ПЕДИКЮР

Инна в юности - всегда делала педикюр.
Он у нее был чудесным.
То темно-зеленым, то салатовым, то голубым, то алым.
Пальчики ног у Инны - точеные просто.
И она - добавляла им лоска и красы.

Но выйдя замуж, Инна забыла про педикюр.
Мужу это в ней - ни к чему не нужно.
Он может выбрать для Инны красивое платье, например.
Но педикюра - не любит явно.
Не замечает его даже.

А без него - Инна нечто утратила в своем светильнике женского убора (визажа).
Некую изюминку, я бы сказал.
Без педикюра она - опростилась.
И почти перестала ухаживать за собою вообще.


ПОЖАРНЫЕ РУКАВА

В молодости, впервые женившись, я одно время работал пожарным.
Больше всего мне нравился график работы: сутки через трое.
Тогда я лишь начинал писать.
И на сменах в "пожарке" - затменно писал тоже.

Но и тушить пожары мне нравилось.
Ибо неизвестно: нужна кому-то моя писанина или нет.
А вот спасать людей и их имущество из огня - явно Божие дело.

Но у нас - было слишком много начальников.
Начальник гарнизона, начальник части, зампотех, старший механик-водитель, начальник караула, дознаватель и так далее.
На пожаре - фактически работало 3-4 человека.
Прочие - начальствовали.
И этих прочих было больше, чем нас.

Платили нам совсем немного.
Оклад у нас был - 90 рублей брежневских.
Но знаете, сейчас - я бы согласился работать в "пожарке" бесплатно.
Чтобы оправдать реальным делом свою никчемную писательскую жизнь.


"РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ" ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

Это прежде всего - сумбурная песня очень.
Там многое поставлено с ног на голову.

Судя по всему, Высоцкий не читал Библии.
"Что-то слышал".
А если частично и прочел, то не вдумывался в прочитанное.

Райские яблоки - запретные плоды для Адама и Евы.
И зачем их "воровать"?
Чтобы тоже быть изгнанным из рая?

Ну конечно: Высоцкий не Адам.
Он при жизни на земле этих яблок поел достаточно.
Все мы - люди падшие в Адаме.
И обновляемые - во Христе.

Но в целом картина там не райская, конечно.
Это какой-то личный полигон Высоцкого, а не рай.
Выдумка некрещеного интеллигента.

Но суть песни не в антураже там.
Суть песни в том, что Высоцкий задумался о смерти.
И лучшее, что там есть: просьба Высоцкого к близким - "быть" и "пасть на гроб".


НЕЗАМЕЧЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ ВЫСОЦКОГО

Высоцкий редко исполнял эту песню.
Но когда исполнял, всю душу вкладывал в то, чтобы быть услышанным и утешенным.

Вот ее полный текст:

И душа и голова, кажись, болит,-
Верьте мне, что я не притворяюсь.
Двести тыщ - тому, кто меня вызволит!
Ну и я, конечно, попытаюсь.

Нужно мне туда, где ветер с соснами,-
Нужно мне, и всё,- там интереснее!
Поделюсь хоть всеми папиросами
И еще вдобавок тоже - песнями.

Дайте мне глоток другого воздуха!
Смею ли роптать? Наверно, смею.
Запах здесь... А может быть, вопрос в духах?..
Отблагодарю, когда сумею.

Нервы у меня хотя луженые,
Кончилось спокойствие навеки.
Эх, вы мои нервы обнаженные!
Ожили б - ходили б как калеки.

Не глядите на меня, что губы сжал,-
Если слово вылетит, то - злое.
Я б отсюда в тапочках в тайгу сбежал,-
Где-нибудь зароюсь - и завою!


1969


Красноречивые признания очень.
И это во время, когда Высоцкий собирался жениться на Марине Влади и вроде бы - должен был быть счастлив и безмятежен с нею.

Но Высоцкий не был счастлив по правде.
К 1969 году он уже безнадежно устал душой.

А помочь ему и утешить его - могла бы только Святая Церковь.


ЛЮБИМЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОЛИ ПЫЛАЕВОЙ

Оля - верно всегда чувствует главное.
Я с нею согласен во всём практически.
Можно сказать, мы единомысленны во Христе.

Но есть у нее заблуждения, которые она очень любит.
ВОСПИТАНА на них просто.

Например, Ленин.
Оля его очень уважает и чтит.
Просто не зная, кто он был на самом деле.
Оля любит МИФ о Ленине.
Увидь она реально Революцию и Ленина, она бы не знала, куда бежать.
Не перенесла бы этого просто.

Но - "мои родители были коммунистами".
Да, Оля.
По документам - были.
Но по сути, они были просто порядочными и ответственными людьми.
Рядовой коммунист тех лет - не Ленин и не ленинец.
Рядовой коммунист тех лет - труженик, как правило.
Никогда бы не сумевший общаться с палачами Ленина.
Видя реальную кровь рекой от настоящих ленинцев, - никогда.

Твои мама и отец - не смогли бы мучить людей до смерти.
И взрывать и осквернять храмы - не смогли бы тоже.

И Гитлера наши деды разгромили не потому, что "их вела компартия", но потому, что им помогал Бог и Пресвятая Богородица Мария.
Не благодаря, а вопреки "компартии" мы победили Гитлера.

Что до смирения, воевать тоже можно смиренно.
Но смиренно перед Богом, а не перед Гитлером.
А что такое "смиренно перед Богом"?
Это прежде всего - принимать Его волю всегда и во всём о тебе лично.
И умирать за Родину и за други своя во Христе.

Теперь о современности.
Приди Высоцкий в Церковь, прими он святое крещение, он бы только и начал писать по-настоящему.
Он мало сказал настоящего, Оля.
Всё больше - придуривался не о том.
Но если даже настоящего в нём было и много, это не его заслуга.
Это заслуга Того, Кто дал ему талант в рождении.
За какой - будь хоть разгением - нелишне иногда смиренно поблагодарить Творца.


МЫ ПИШЕМ ДЛЯ СЕБЯ

Да, увы.
Читателей у нас нет практически.
А если вдруг и бывают, то тут же забывают о прочитанном.
И мы снова остаёмся одни.


НЕИНТЕРЕСНЫЕ ТИРАНЫ

Тираны - очень неинтересны как люди.
С ними как-то не о чем говорить.
Они мало знают и мало чувствуют.

И самые известные тираны человечества - все были именно таковы.
Гордые, тщеславные, невежественные, тупые.

В личном общении со Сталиным, например, Жуков иногда срывался.
И не задумываясь о последствиях, говорил Сталину правду в глаза.
Но согласен, это мог только Жуков времен войны.
Да еще - святая блаженная Матрона Московская.

С тираном - очень трудно быть искренним.
Ему нужна не искренность от нас, а раболепство.
И если он его не получает, вскоре начинает агрессию.


"СВОБОДУ ЮРИЮ ДЕТОЧКИНУ!"

Юрий Деточкин - выбрал несколько не тот путь, я бы сказал.
Ему бы "другом милиции" стать.
И делиться данными своей картотеки с тем же Максимом Подберезовиковым.
И пусть бы последний карал воров по закону.

Дело в том, что на воровстве у воров - ты детям не поможешь.
Эти деньги не пойдут им впрок.
Здесь - Деточкин ошибся.

Но и сажать его - как же?
Ему нужно было дать условный срок.
И отпустить его после этого с миром.


ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ ЛЮБОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Прежде - мы слишком любили книги.
Судьба их авторов нас интересовала мало.

Ну, вот многие любили "Мастера и Маргариту", например.
Но кто побольше узнавал о Михаиле Булгакове.
Как он реально жил?
На что он жил?
Что он любил, а что ненавидел?

Исписать его подъезд своими автографами - всё та же любовь к книге, а не к человеку.
Булгаков бы ахнул от оных надписей.
И захотел бы уехать от них прочь.

Да кого ни возьми из писателей.
Мы не интересовались ими почти никогда.

Ну, были на слуху иные байки и легенды.
Но дальше этих анекдотов мы уже не шли.

Нам была нужна КНИГА, а не человек.
Человек с его проблемами, болью, надеждами, может быть, иногда странностями или выкрутасами.

На современных литературных сайтах - картина еще безрадостнее.
Там произведение вообще отделяют от автора.
Словно стихи - любимые нами или нет - появляются без участия человека.

И никакому критику этот человек не нужен, его просто не знает и не хочет знать никто.
Видят только текст.
Видят, КАК он написан.
Хорошие там рифмы или нет, соблюдены ударения или нет, выдержан ритм или нет, и если нет - вот тебе формальная редакторская правка.
А ЧТО написано - не видят и не вникают совершенно.
Не понимают, не жалеют, не щадят.

Оля Пылаева хорошо проиллюстрировала это:

Стихи легко напишет робот,
Не станет мучиться, вздыхать,
Ему любви неведом шепот
И крик разлуки не понять.

Есть в нем надежная программа,
Что не позволит отступить.
И строчки лягут ровно, прямо,
И пульс не скачет во всю прыть.

Доволен критик, всё пристойно:
Совпали рифмы и размер...
Без чувств нет счастья и не больно,
Не стих, а в алгебре пример.

24.01.22г.

И что же она услышала в ответ?
Дурацкую и пошлую шутку: ээ, да ты у нас робот, Оля.
И ехидные поддакиванья под ней.

Люди пишущие, владеющие формой, постепенно перестают быть людьми.
Ибо любят по правде только себя.


РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

Дмитрий Галковский утверждал не раз, что религиозной философии быть не может.
Но почему не может?
Это просто благочестивое мышление да и всё.
Мышление старца Макария Оптинского, например.

Ну согласен, оно доступно только святым.
Но ведь были на Руси и святые.
И их мысли - религиозны, как правило.

Религия больше Философии.
Зато - Философия реже.

Настоящих философов было меньше, чем людей благочестивых и верных Христу.
Дар философа - единичен по сути.

Дмитрий Галковский времен "Бесконечного тупика" - философ, конечно.
Пусть он ошибался достаточно, но - философ настоящий.

А вот сейчас он философом быть перестал.
Его мышление ныне - фарисейское, а не философское.
И помогла бы ему - именно и только Религия.
Но он не верит в Евангелие Правды.
И Философия, младшая сестра Религии, от него отступила.


МЫ С ОЛЕЙ СЛЫШИМ ДРУГ ДРУГА В ДУХЕ

В самом деле, пришлет мне Оля свои стихи и спросит моего мнения.
Я, например, вношу поправку в текст.
А Оля, еще не читая и не видя моего сообщения, вносит ее сама.

Совпали мы с нею удивительно.
Воистину: связаны невидимой нитью.
И не могу я без нее ни дня.
Да и она скучает, если меня нет.

Доброго вечера, Оля!
И доброй ночи!
Завтра у тебя трудный день, постарайся отдохнуть.
И не переживай о том, что тебя не понимают на сайте.
Поймут со временем.
И, может быть, тоже полюбят своих ближних, как любишь их ты.


МОИ ПРЕЖНИЕ СТИХИ О ЛЮБВИ

Они были очень страстны и нежны.
Вот только обращены они - всё больше к чужим женам.
Которых я просто обожествлял и "вводил в Эдем".

Но ведь на деле это был грех прелюбодеяния.
Грех соблазнительных слов.
Грех похоти очей и так далее.

Только своей жене я писал без греха.
И вот эти стихи - лучшее из написанного мною.


ШОЛОХОВ И СОЛЖЕНИЦЫН

Солженицын ненавидел Шолохова острее, чем тот его.
Невзлюбил с первого взгляда и до конца жизни.
Обвинив Шолохова в плагиате даже.
"Тихий Дон", мол, не твоя книга.

Да, ненависть - плохой попутчик для исследователя.
Она ослепляет.
Не признает никаких резонов.

Ну, конечно, Шолохов пользовался материалами, которые для него собирали другие.
А разве Солженицын не пользовался ими при написании "Архипелага"?

Шолохов - как бы смирился перед Солженицыным.
Не отвечал ему, не бранился, не пакостил.

И Солженицына это еще больше заводило в бой.


ГУДБАЙ, ПОЛЕМИКА

В молодости - я много полемизировал.
Отвечал буквально всем, нападавшим на меня.
Мне очень нравилось полемизировать.
Изыскивать остроумные ходы, стирать оппонента в пыль.

Но больше - я полемизировать не хочу.
Потому что в своих поздних книгах - говорю правду во Христе.
А Христос больше - всех наших убеждений, мнений и провокаций.

И если меня закидают яйцами, я восприму это просто как расплату за свои былые грехи.
И не буду мстить обидчикам в слове.


2022, январь