Греча. повесть. ч. вторая, глава тринадцатая

Владимир Цвиркун
               
   Великие войны, а на историческом пути России-матушки их было много, русский народ помнит и чтит Ледовое побоище на Чудском озере, Куликовскую битву, победу народного ополчения против поляков под предводительством Минина и Пожарского, Крымскую войну, первую Отечественную против Наполеона и Великую Отечественную против фашизма. Эти события генетически живут в подсознании нашего народа. И среди сегодняшних россиян есть потомки защитников земли русской.

   Правнуки Ефима Гречи, став полноценными казаками, на добрых донских конях насмерть бились с теми, кто переступал границу русской земли в надежде поживиться. Уже отпрыски Прохора воевали против французов. Один из его потомков вернулся из Парижа Георгиевским кавалером. Звали его Ефим в честь его пращура.
Станица Островская, согласно «Положению о войске Донском», образовалась в 1835 году. Недалеко от того юрта и поселился Ефим Гречухин. Уже не молодым он женился. На свадьбе лихой и весёлой одних только родичей набралось до сотни. Сердобольная родня надарила молодожёнам всякой домашней утвари по паре и много  премного другого добра. Стали они жить в любви и царю служить верой и правдой.
В каждодневном труде да службе нелёгкой годы бегут быстро. И Ефим уже поженил своих трёх сыновей, привив им ум прозорливый, казачью храбрость, старание и жадность к работе. А дочерей-красавиц выдал в зажиточные дома плодить внуков на радость старикам.

   И на поле боевом, и на поле ратном казакам нет равных.  Ходит поверье, что цыгане хорошо знают лошадей. Но только отчасти.  Этот кочевой малочисленный народ, разбросанный по всему миру, никогда не воевал. А на скакунах тем более. Они находились рядом с конём  в силу своих повседневных забот.

   Другое дело казак. Он отменно знал своего помощника, друга и в быту, и в боевом походе. Ему достаточно одного взгляда, чтобы оценить качества жеребца или кобылы. А когда его рука касалась бархатных губ, то большой рот животного оголялся. Хорошие зубы - добрый конь.
 
   Казаки частенько выращенный хлеб меняли на боевое оружие.  И воевали всегда не жалея живота. В их среде ходила поговорка: «Хочешь вернуться назад, иди вперёд!». В казацкой семье стол всегда ломился от еды, а на груди у мужчин, оттягивая гимнастёрки, поблескивали заслуженные награды.

   Ефим Гречухин справно вёл своё большое хозяйство. В обширном дворе стояли пять лоснящихся рабочих лошадей. Отдельно - его конь боевой, которого  раз-два в неделю он выводил в свет: с ветерком  проскакивая на нём версту другую. Несколько пар быков стояли в хлеву, отдельно для пахоты родной землицы и для перевозки тяжёлых грузов. Доить трёх коров жене Ефима помогали невестки. В большом дворе овец, свиней, гусей, уток, кур, индюшек никогда не считали.

   В казачьей среде все искренне верили в Бога.  Неверующих просто не находилось. Вера в Христа-спасителя стала духовным стержнем людей, которые постепенно обрели статус отдельного этноса.

   Когда наступал Великий пост, Ефим строго следил и поддерживал веру в своей родне. Чтоб ни-ни. На Пасху всей семьёй стояли  в церкви ночную службу. Рано утром, когда возвращались домой, смотрели на восходящее солнце. От усталости и многочасового бдения игра светила усиливалась в их глазах.

   Все садились рядком за длинный стол, что стоял посередине горницы. Ефим молча вставал, за ним - весь его хор. Молились усердно, благодарили Бога за всё: за жизнь, за еду, за детей. Разговлялись. После обильной трапезы с домашними крепкими напитками, откладывая ложку в сторону, Ефим говорил, улыбаясь, вспоминая свои молодые годы:
   - Ну а теперь младым парам можно и на сеновал. Ужо не грешно.
   Снохи после такого отцовского благословения брызгали смехом, зажимая рты и выбегая из-за стола. За ними степенно уходили его сыновья. Наступала немного грустная пауза, но с чувством исполненного долга.
   - Ну, что, Марья, пора и нам отдохнуть? А можа и стариной тряхнуть? А, Марья?
   - Да ты и впрямь, как конь молодой. От стола, да в койку.
   - Жить надоть, жёнка, а не тужить. Через час другой покликаем наших, запрягём лошадей и поедем всем гуртом на ярмарку. Каждому куплю по подарку. Ну а в вечор  кликнем родню в гости, посидим, погутарим…

                Продолжение http://proza.ru/2022/01/26/733