Кто же изображен на портрете и кто его автор?

Владимир Варнек
1. А.Г. Варнек (?). Портрет грузинского царевича Мириана Ираклиевича (1767 – 1834) (?). Бумага, итальянский карандаш, цветные карандаши, белила. 23,5 х 20,5. 1827. ГТГ [№6458] .   Знаки вопроса объясняются тем, что до 2013 года данный портрет считался работой художника А.Г. Варнека, выполнившего портрет царевича. Но в 2013 году появилась  публикация  известного российского искусствоведа Ю.Г. Епатко (см. ниже), в результате чего портрет был переатрибутирован.  Однако данной статьи, опубликованной в узкотематическом сборнике, похоже,  не заметили, и до сих пор портрет  этот прилагается  ко многим интернетовским  публикациям  с разнообразными сведениями о грузинском царевиче (существует порядка 30-ти таких публикаций).
2. Николя-Юсташ Морен (1798 – 1850). Литографированный портрет французского ученого, физика, геодезиста и астронома Био Жан-Батиста (1774 – 1862). Искусствовед Ю.Г. Епатко в своей статье пришел к заключению, что именно он (Ж.-Б. Био) был запечатлен на портрете из собрания ГТГ.

В списке произведений художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека, опубликованном в 1966 году искусствоведом М.М. Раковой, под номером 74 значится графический портрет грузинского царевича Мириана Ираклиевича, выполненный им в 1827 году и находящийся с 1925 года в собрании Государственной Третьяковской галереи. В аннотации указаны техника  исполнения портрета и его размеры, а также приведена надпись «Мириан Ираклиевич Грузинский царевич … сенатор кавалер 1828 г.», в которой запятые отсутствуют. [1].

Следует заметить, что в имеющихся источниках информации о царевиче Мириане Ираклиевиче слово «грузинский» иногда пишут с маленькой буквы, а иногда – с большой. В первом случае подразумевается национальность царевича, а во втором –  фамилия, хотя отец его, картли-кахетинский царь Ираклий II имел фамилию Багратиони (см. ниже ссылку [3]).

Спустя 20 лет после опубликования указанного Списка М.М. Раковой вышла в свет монография В.С. Турчина, посвященная творчеству художника А.Г. Варнека, в расширенном списке работ которого приведена дополнительно история бытования портрета. Сам же портрет воспроизведен в названной монографии почти во всю страницу [2], что позволило скопировать изображение и приложить его к настоящей миниатюре (см. левую репродукцию). На портрете внизу слева видна та самая надпись, которую искусствоведы продублировали  в своих списках работ художника  [1,2], а в правом нижнем углу портрета видна и подпись художника - А.Г. Варнек - с датировкой 1827 год.
 
Не гарантирую полностью, но предполагаю, что обсуждаемый портрет, находящийся многие годы в запасниках ГТГ, никто кроме М.М. Раковой и В.С. Турчина  впоследствии не упоминал до конца XX столетия. И лишь в солидной книге В.В. Бутромеева, посвященной биографиям мастеров русской живописи и описанию их произведений, изданной в 2014 году, портрет царевича Мириана Ираклиевича был воспроизведен в числе 37-ми портретов художника А.Г. Варнека [4]. Удивительно то, что примерно в это же время появились две публикации, в которых данный портрет был назван фальшивым (см.ниже).

В настоящей миниатюре речь пойдет в основном о портрете, считавшимся многие годы работой портретиста А.Г. Варнека, и о загадках данного портрета.  Однако нелишним будет рассказать здесь вкратце также и о грузинском царевиче Мириане Ираклиевиче, который, согласно  ранних публикаций М.М. Раковой и В.С. Турчина [1,2] , был запечатлен на данном портрете.

Нужно сказать, что в прошлые годы, после опубликования монографии В.С. Турчина, я не раз пытался найти какие-либо сведения о царевиче и его портрете в разных источниках информации, но лишь относительно недавно такие сведения стали появляться. Так в Википедии, на родословном  сайте Geni и примерно в 30-ти других интернетовских документах появилась краткая информация о ранней жизни и карьере Мириана Ираклиевича в России.

Родился он в 1767 году в семье Ираклия II, грузинского царя Картли и Кахети, и его третьей жены Дареджан, урожденной принцессы Дадиани. Был пятым сыном, рожденным от этого союза. После подписания Георгиевского договора между Ираклием II и Екатериной II в 1783 году, Мириан отправился в Санкт-Петербург, где был прикомандирован к императорскому двору. Затем его зачислили на русскую службу в чине полковника Изюмского полка легкой кавалерии.

В течение Русско-турецкой войны (1787-1792) Мириан  служил на Кубани и стал в 1789 году бригадиром. Произведенный в генерал-майоры в 1790 году [3] (по другим данным в 1793 г.),  Мириан Ираклиевич проходил службу под командованием графа Ивана Гудовича  на Кавказской линии. В течение этих лет он регулярно переписывался со своим отцом и грузинским двором.

В январе 1798 года, когда его отец лежал при смерти, Мириан поспешил в Телави, привезя с собой врача из Астрахани. Однако, прибыв домой, он нашел, что отец его умер, а его семья спускается в династический кризис, в результате которого Павел I  присоединил Грузию к Российской империи в сентябре 1801 года. Вскоре после этого Мириан Ираклиевич вернулся  в Россию.

В 1801 году Мириан Ираклиевич был награжден российским орденом Св. Анны 1-го класса, а в  1803 году навсегда поселился в Санкт-Петербурге, где служил действительным тайным советником и сенатором. Занимался помимо этого поэзией – делал переводы стихов лучших грузинских поэтов и сам писал стихи. В 1826 году сенатор Грузинский М.И. был назначен в Верховный уголовный суд по делу декабристов.

22 апреля 1814 года в Санкт-Петербурге Мириан Ираклиевич женился на княжне Марии Хилковой (1788-1815), дочери подполковника, князя Александра Яковлевича Хилкова (1755-1819). Она умерла через год после вступления в брак и была похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавре. Детей Мириан Ираклиевич от своего короткого брака не имел и в очередной брак больше не вступил.

В 1834 году 67-летний Мириан Грузинский скончался в Санкт-Петербурге. В Википедии сообщается, что похоронили его в некрополе грузинского дворянства в Фёдоровской церкви Александро-Невской лавры. Однако в результате поиска мною было установлено, что на самом деле его захоронение находилось в Церкви Сошествия Святого духа  (номер 95 в списке захоронений), утраченной в 1930-е годы.

Замечу, что к Википедии и другим интернетовским документам прилагается лишь тот графический портрет Мириана Ираклиевича, который,  согласно В.С.Турчину, в 1827 году выполнил А.Г. Варнек (см. выше). При этом других  портретных изображений у царевича, похоже, не было.  Вместе с тем,  сравнительно недавно появились публикации с доказательствами того, что на данном портрете запечатлен  не сенатор Мириан Ираклиевич, а  другой человек [5,6]. И если эта точка зрения восторжествует, то не исключено, что реального облика царевича уже никто не увидит, а портрет, помещенный в Википедии и почти в трех десятках интернетовских документов, необходимо будет удалить.

Автором  новой атрибуции портрета стал известный российский искусствовед Юрий Григорьевич Епатко (1940 - 2020).  Он пришел к заключению, что на обсуждаемом нами портрете изображен не грузинский царевич Мириан Ираклиевич, а выдающийся французский ученый, физик, геодезист и астроном  Био Жан-Батист (1774 – 1862).  При этом авторство портрета, согласно его атрибуции,  принадлежит не А.Г. Варнеку, а известному французскому художнику Антуану Морену (1793 – 1860) [4,5].

Ознакомившись с такой неординарной атрибуцией, я провел собственное интернет-исследование, в ходе которого ознакомился с элементами биографий и творчеством французских художников Антуана Морена и его младшего брата Николя-Юсташа Морена (1799 – 1850).   Удивительным оказалось то, что  ряд портретов  Био Ж.-Б. в разные годы выполнил не старший, а младший брат N.E. Maurin.  При этом один из его литографированных портретов  я и «приложил» к миниатюре с целью сопоставления его с тем портретом, который  многие годы считался портретом грузинского царевича.

Замечу, что, согласно атрибуции Ю.Г. Епатко, на этом портрете, приписываемом ранее А.Г. Варнеку, изображен на самом деле не грузинский царевич Мириан Ираклиевич, а французский ученый Ж.-Б. Био, и именно этот портрет с орденом на груди воспроизведен на небольшой иллюстрации в [6].  Если сравнивать две приложенных к миниатюре репродукции, то можно утверждать, что сходство их довольно высокое, хотя полной идентичности нет. Высокое сходство изображений графического и литографированных изображений является убедительным аргументом в пользу новой атрибуции портрета из собрания ГТГ. Но кое-что в этой атрибуции, на мой взгляд, требует дальнейшего анализа и внесения корректив.

В связи с этим  принял решение ограничиться пока написанным, а свои коррективы  внести позже в очередную миниатюру,  посвященную обсуждению портретов двух грузинских царевичей -  Мириана Ираклиевича  и его племянника Баграта Георгиевича, которые Ю.Г Епатко. были названы фальшивыми. Сейчас же обращу внимание лишь на то самое главное в новой атрибуции портрета, с чем я не вполне согласен.

В «Материалах по русской иконографии» [6] воспроизведен тот самый «левый» портрет из собрания ГТГ, который приложен к настоящей миниатюре и приводится краткая формулировка, согласно которой портрет этот выполнил около 1839 года  французский литограф и художник Морен (Maurin) Антуан (1793 - 1860), а изображен на нем французский ученый Ж.-Б. Био.

У автора миниатюры нет возражений относительно  того, что литографированный портрет Ж.-Б. Био выполнил в 1839 году французский художник Морен (только не Антуан, а его младший брат Николя-Юсташ Морен).  Однако я не согласен с тем, что его можно назвать автором портрета французского ученого из собрания ГТГ, на котором последний запечатлен с орденом  Св. Георгия 4-ой степени на груди.   

Автором же данного обсуждаемого портрета (в кавычках) следует считать того неизвестного нам художника-мистификатора, который на основе литографированного портрета  французского  ученого, выполненного французским художником  Николя-Юсташ Мореном, и создал  с какой-то целью свой фальшивый цветной рисунок из собрания ГТГ.
 
Зачем он это сделал, похоже, никто и никогда не узнает
 
ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
3. Сайт «Генералитет русской армии»: Грузинский Мириан Ираклиевич, царевич (19.08.1767 – 15.10.1834), бригадир с 21.04.1789, генерал-майор с 05.02.1790.
4.  Бутромеев В.П. Эпоха становления русской живописи (под редакцией В.П.Бутромеева, В.В. Бутромеева). М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 448 с.:илл.
5. Епатко  Ю.Г. Два фальшивых рисованных портрета, приписываемых А.Г. Варнеку. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 2005». М., 2013. С. 399- 405.
6. Подстаницкий С.А. Материалы по русской иконографии. Вып.2/Ком. По рус. иконографии; М.: Фонд «Русские Витязи», 2013. Рубрика «Антология атрибуций», с.8.

25.01.2022.