Эвакуация в городе Воронеж 1942 г

Оленька Сысуева
Александру Аникину


На материал этой статьи меня натолкнуло стихотворение поэтессы Елены Смолицкой про чай в 1942 году.

Простите, я пью чай с личным значением - и это никак не соотносится с темой войны. Невозможно же есть и помнить постоянно каждого голодного на Земле. Скажем, никто не вспомнит меня добрым словом - когда мне плохо большинство, кроме Александра Аникина - моего любимого артиста и певца - порадуются.

На деле, про солдатский паёк мы все проходили в школе. Если кто-то этого не проходил, наверное, он просто отсутствовал на уроках, раз не проходил историю до такой степени.

Наверное, половина города пряталась по подвалам, половине города посчастливилось эвакуироваться. Наверное, войска Красной Армии и товарищ Сталин лично делали всё, чтобы спасти людей - как можно больше, и я просто не верю в то, что ничего не предпринималось для того, чтобы спасти людей, оставшихся в заложниках своих домов. 


Про борьбу за Воронеж писали многие.

Мне хочется привести тут несколько выдержек из слов историков и очевидцев, чтобы некоторые поэты не фальсифицировали факты про освобождение Воронежа. Приходится цитировать без разрешения - это не мои слова. Это слова тех, кто говорил в интервью, писал статьи, говорил какие-то материалы для журналистов.

Гугля по теме, я наткнулась на статью, думаю уже выпускницы истфака,  Титова Наталия, научный руководитель - Макеев Валерий Александрович, в рамках  конкурса - наследие предков молодым в журнале - НАША ИСТОРИЯ:

в общем, про эвакуацию там действительно сказано два слова - то, что беженцы после войны возвращались в Воронеж... как-то так.


"Советская армия освободила Воронеж 79 лет назад. Для нашего города – это свой личный День Победы. А не так давно в руках воронежских историков оказался уникальный документ. Подлинная карта планируемой Воронежско-Касторненской операции. Обозначения на ней сделаны командующим 60-й армии Иваном Черняховским и начальником штаба Сергеем Крыловым"


Город действительно был стёрт с фашистами с лица Земли - все улицы, переулки, театры, здания школ приходилось восстанавливать с нуля. Но -

наверное, всё-таки частично город эвакуировали.

Большая часть населения покинула Воронеж при входе сюда немцев - со слов очевидцев. Весь руководящий состав, чиновники, рабочие заводов. Люди, которые остались, конечно, страдали от бомбёжек.

Продуктов в Воронеже летом 1942 года всё-таки хватало. Городские склады, были завалены продуктами, ну в общем-то - при просмотре некоторых военных фильмов про наши дни - когда магазины битком набиты и туда входят люди - читатели должны понимать. Люди боялись, что оккупация надолго, поэтому запасались провиантом - некоторым удавалось стащить несколько мешков муки.
 
Автор  материала по подбору воспоминаний очевидцев - и то даю не все -  Дмитрий ДЬЯКОВ
.
Воспоминания про патоку очевидцев:

"У жиркомбината перевернули огромный котел с патокой, которая растеклась по асфальту. Родители давали детям ведра, которыми те зачерпывали патоку и тащили ее домой. Я сидела рядом с больной бабушкой и не могла отлучиться. Один соседский мальчик, который был в меня влюблен, схватил у нас на кухне ведро, сбегал к жиркомбинату и притащил нам патоку. Ее мы ели весь тот месяц".


чтобы избежать немецкого насилия воронежские красавицы мазали лицо вареньем, которого очевидно что было в избытке, и немцев видимо отпугивала Каляевская экзема, которую подробно описывал Борис Савинков - видимо немцы считали себя красавцами, и боялись повредить себе лицо.

О Бучкури:

"Самым известным человеком, оставшимся в Воронеже в дни оккупации, был художник Александр Алексеевич Бучкури. Сейчас он считается лучшим воронежским художником за все время, но так было далеко не всегда. Лет десять-пятнадцать после освобождения Воронежа Бучкури считали едва ли не предателем, и упоминать о нем было нельзя. Ведь в дни оккупации он бесследно исчез, и никто не знал, как он вел себя в тот самый роковой для жителей города месяц. Уже потом, в конце 50-х, Бучкури как бы реабилитировали: о нем разрешили писать, и его картины выставили в музее. Тогда же официально утвердили и обстоятельства его гибели. Руководство Воронежа начало многолетнюю борьбу за звание «Город-герой», что потребовало сотворение особых героических мифов. В том числе и об оккупации".

Ужасные преступления фашистов.

Расстрел в песчаном логу:
 "Расстрел в Песчаном логу — самое громкое и одновременно самое чудовищное по масштабам преступление фашистов во время оккупации Воронежа. В конце августа 1942 года фашисты вывезли в Песчаный лог и расстреляли в общей сложности 452 мирных жителя, раненных во время воздушной бомбардировки города вражеской авиацией и артиллерийского обстрела и находившихся на излечении в госпитале для гражданского населения, который помещался на ул. 20-летия Октября. Среди них было 35 детей".
"