Стрижи

Людмила Киреева-Силенко
Со стрижами пришлось мне познакомиться совсем недавно, лет десять назад. Появились они в нашем дворе после того, как были спилены все большие деревья: тополя, акации, даже несколько груш, абрикос и яблонь (все они, якобы, могли упасть и повредить дом).

Бойкие ребята, вооружённые современной техникой, работали быстро и слаженно. Одни отпиливали с верхушек ветви и длинные, метра по три, куски стволов, другие, уже на земле обрубали всё лишнее, складывая в штабеля ровные деловые брёвна и отдельно ветки для дров, а листья, ошмётки коры и совсем маленькие веточки собирали в кучи и вывозили куда-то самосвалами. Последним этапом было измельчение пней — приземистая шумная машинка грызла пень сверху, чихая солярочным дымом и плюясь опилками, пока от дерева на поверхности земли не оставалось ничего! Собрав опилки в мешки и погрузив их машину, рабочие уехали, оставив наш двор и дом сиротливо-обнажёнными под солнцем, ветрами, дождями и другими погодными катаклизмами.

Исчезли деревья — исчезли и птицы, к пению которых мы привыкли, хотя и не особенно это замечали. Лично для меня весна всегда начиналась с незатейливой песенки какой-то невидимой птички, возможно, синички. - Пинь-пинь, - слышалось за окошком, и я понимала, что весна уже здесь, в городе!
Наверное, деревья служили местом для гнёзд многим птицам, но видела я синиц, воробушков, горлиц и голубей.
Теперь же весна стала тихой, безмолвной: исчезли даже синички и воробьи.

Но... Свято место не бывает пусто: через непродолжительное время у нас во дворе появилось множество стрижей. По утрам и вечерам огромные стаи их кружились в воздухе, стремительно пролетая мимо балконов, окон, стен. Где-то были их гнёзда, но уследить, где именно, не удавалось. Наверное благодаря стрижам, тому, что они вылавливали насекомых, теперь можно было открыть окна, не боясь, что
залетят мухи, а ночью комары.

Как-то летом я решила просушить и проветрить за балконом отрез новой шерстяной ткани. Закрепила его прищепками на протянутой там проволоке и ушла на работу. Вечером, выйдя на балкон, обратила внимание на то, что на срезе ткань сильно разлохмачена, нитки висят каким-то странным клубком. Стала рассматривать, а соседки, сидящие на лавочке у подъезда, стали что-то мне объяснять, указывая пальцами.
- Что вы говорите? Мне не слышно!
- ...ичка, ичка, - говорили все вместе.
Подтянув к себе отрез, я обнаружила стрижа, запутавшегося в выпроставшхся нитях. Осторожно подняв край, попыталась высвободить птичку, но вдруг она острыми коготками сильно обхватила палец моей правой руки. От острой боли я вскрикнула, попыталась как-то высвободить палец, но поняла, что не удастся. Приподняв птичку, увидела, что она вся опутана нитками. Левой рукой начала высвобождать крылышки, шейку. Это было трудно, просто невозможно, так что пришлось обрезать нитки ножницами.
Почувствовав свободу, стриж моментально разжал коготки и, вспорхнув, тут же исчез из виду. А на моём пальце остались следы коготков, из которых капала кровь. Я обработала ранки спиртом, сверху иодом, но заживали они довольно долго.

Прошло несколько лет. Стрижи всё так же с весны до осени рассекали небо над нашим домом и двором, в палисаднике на месте спиленных деревьев соседки-пенсионерки каждый год высаживали цветы. Я уже стала забывать о случае со стрижом, и напомнил мне о нём муж, причём, в последний день своей жизни. Он умирал от рака, надежды на исцеление не было никакой. Почему-то подозвал меня и тихонечко стал говорить о том, как надо вести себя с птицами: осторожно, не брать в руки, так как они могут сильно уцепиться за палец и коготками поранить его до крови. Он говорил и показывал, обхватывая пальцами одной руки палец на другой, и я понимала, что вспоминает он случай, произошедший со мной, который, наверное очень впечатлил его в своё время.


Прошёл год со дня смерти мужа.
Лето. Солнце так раскаляет воздух, что нечем дышать. Чтобы хоть как-то сохранить утреннюю прохладу, я не раскрывала дверцы на раме застеклённого балкона, вдобавок, ради спасения от жгучих лучей, загородила стёкла вырезанными в размер листами пенопласта.
Как-то рано-утром выхожу на балкон, и вдруг с ужасом заскакиваю назад в комнату и плотно закрываю балконную дверь. Уже с такого безопасного места начинаю рассматривать то, что меня так напугало.
Поперёк двух закрытых дверок балкона на белом пенопласте словно бы распята чёрная птица.. Это большущий стриж. Он плотно прижался брюшком к пенопласту, распростёр в стороны крылья и выглядит как-то зловеще.
Каким образом он попал в середину застеклённого балкона? Просто какая-то мистика. Живу в квартире одна, всё закрыто. Возможно, как-то протиснулся, или пулей влетел в узкую щель между рамой балкона и стеной дома?
Немного успокоившись я взяла большую тряпку, приловчившись, но в то же время осторожно, накрыла нею стрижа. Затем, обернув тельце тряпкой и выпростав коготки из пенопласта, раскрыла дверцы балконной рамы и развернула тряпку. Всё это время он не подавал признаков жизни, но почувствовав свободу, в одно мгновение оказался в воздухе и затерялся в стае своих сородичей.

Ещё раз встреча со стрижом произошла у жены моего младшего сына. Она просто стояла на грядке своего дачного участка, когда вдруг стриж атаковал её сверху. В ужасе замахала руками, отгоняя, он отлетал, но тут же снова и снова шёл в атаку. Женщина испуганно кричала, на её крики подскочили девятилетняя дочь и муж, а изумлённый сосед поспешно снимал этот эпизод на мобильный телефон.

Возможно, таким странным поведением птицы хотят к чему-то привлечь наше внимание, а мы не в состоянии это понять и расшифровать?
Кто знает... Ведь в жизни нет места случайностям.
06.07.21