Злая память

Виктор Юлбарисов
Экзамен по русской литературе середины и конца 20 века мы сдавали в конце второго курса. Принимал Щеников Гурий Константинович - заведующий кафедрой и в то время еще не профессор. Он видный ученый в области литературоведения и всю жизнь занимался изучением творчества Достоевского. Написал множество статей и монографий. Несколько раз и я посетил его семинары. Один раз даже набрался дерзости  и высказал свое несогласие с трактовкой образа Смердякова. Я не считал его полным ничтожеством и моральным уродом. В его действиях была своя логика, а высказанные им сомнения еще подростком: «Свет создал господь бог в первый день,  а  солнце,  луну  и звезды на четвертый день. Откуда же свет-то сиял в первый день?» говорили о незаурядной личности.

Учился я с большим интересом и на экзаменах всегда имел хорошие оценки, даже стипендию повышенную получал, хотя в школе был троечником. Атмосфера на филфаке была чудесная. Преподаватели в большинстве своем фанаты, безумно влюбленные в свой предмет, но языковеды даже на этом фоне отличались. Часто лекции начинались со слов: «Забудьте все, чему вас учили в школе». Оказывается, что все части речи: глагол, существительные, прилагательные и пр. в действительности лишь условные понятия и их количество в каждом языке может разниться. Есть языки, в которых глагол имеет не три временные формы, а значительно больше. Открытия происходили каждый день по каждому предмету.

Прежде чем приступать к углубленному изучению русской литературы, мы изучали такие предметы, как древнерусская литература, фольклор (сказания, былины, песни), а также русскую литературу от времен Екатерины второй до Пушкина: классицизм, романтизм, все эти бесконечные хвалебные оды правителям – с ума сойти. После прочтения обязательных текстов таких авторов как: Ломоносов, Херасков, Сумароков, Тредиаковский, Кантемир и др. очень хорошо начинаешь понимать все величие Пушкина. Это как из болота на поляну выйти.

И вот, наконец, классика: Толстой, Достоевский, Тургенев, Лесков, Чехов и не только.  Это моё. Поскольку я не сразу после школы поступил, то у меня было достаточно времени не спеша, в удовольствие ознакомиться со значительным объемом художественных текстов. Именно здесь я чувствовал себя очень уверенно и ощущал свое превосходство. И вот я сижу, готовлюсь отвечать по любимому мной произведению «Братья Карамазовы». Я уверен, что доставлю удовольствие преподавателю своими знаниями, как раз по его специализации.  Да и он помнил меня по своим семинарам, когда я единственный из другой группы приходил к нему.

Передо мной отвечает студентка из Киргизии. Они учатся у нас по договору и к ним отношение снисходительное.  После ответа Щеников протягивает ей зачетку, но она возвращает ее ему и говорит, что это не ее. Он исправляется и пишет уже в другой «удовлетворительно».

Мои ответы на билет  уже не слушает. Ни одного дополнительного вопроса. В глазах одно ожидание: «Когда же ты, наконец, закончишь». Потом, отводя в сторону глаза, молча протягивает мне зачетную книжку уже с оценкой, поставленной до ответа. Вышел я, как побитая собака. Обида до сих пор не проходит. Ладно бы по другому предмету, не вспомнил бы даже. Все последующие экзамены не напрягался, так, лишь бы сдать.