Цифровизация и рейтинг лояльности

Сергей Столбун
Цифровизация и рейтинг лояльности.

«А в двенадцать майор Чистов
Постучит на одной ноге…
И запишет в досье, педант,
Что мне снилось, что я – атлант»
(Александр Галич)

……………

Клемент Готвальд: «В случае ядерной войны нескольких боеголовок хватит, чтобы полностью уничтожить Чехословакию и весь чешский народ».

Мао Цзе-дун: «Не беспокойтесь, товарищ Готвальд! Китайский народ не бросит вашу страну в беде, и, если вы все погибните, заселит её».

……………

«Муравьиный лже-социализм создался в Китае…»
(Иван Ефремов: «Час быка»)

Я всегда с большим уважением относился к китайскому народу, восхищался его талантом и трудоспособностью, успехами в науке и технике. При этом я, коммунист по убеждению, не обольщался по поводу социалистической природы современного Китая: Китай – капиталистическая страна, хотя и сохранившая некоторые элементы социализма (что во многом и обусловило его успехи). Но я (и, думаю, не только я) видел в современном великом Китае альтернативу всевластию современного глобального капитализма, ненавистным Ротшильдам-Рокфеллерам, Соросам-Биллгейтсам, Совету Трёхсот и всему тому, что иногда называют «мировым правительством».

Но когда я прочел о введении в КНР всеобщего индивидуального «рейтинга лояльности», осуществляемого через суперсовременную компьютеризованную машинерию, я испытал настоящий ужас  и страх не только за великий китайский народ, но и за всё человечество.

Потому что это  - реализация самых мрачных прогнозов самых мрачных антиутопий. И это не какие-то планы, которые собираются осуществить через 5-7 лет, или через 2-3 года, а реальность, которая уже осуществлена здесь и сейчас.

Это как же получается? Каждый житель под контролем «недреманного ока», и искусственный интеллект знает и помнит каждое твоё слово, каждый удар сердца, каждый твой успех и неудачу. И всё это оценивает в баллах (по критериям, разумеется, которые в него заложены не последними лицами в обществе). И суммарный «рейтинг лояльности» определяет всю твою судьбу.

Поругался дома с женой – на один балл рейтинг понизят. На работе оплошность совершил (пробирку уронил), или не вышел вместе со всеми на зарядку – два балла отнимут. Начальнику возразил -  три балла. А если критикуешь политику властей – сразу пять баллов снимут. А если сказал другу, что живёшь в постоянном страхе совершить оплошность и поплатиться за это баллами, могут отнять сразу десять: настоящий гражданин должен испытывать не страх, в энтузиазм и веру в правильность политика руководства и курса на построение социализма с китайской спецификой.

А если не купил или выбросил смартфон, не желая участвовать в этих «крысиных гонках», сразу 20 баллов отберут, а то и просто до нуля все сбросят.

Если у тебя высокий рейтинг, тебе все двери открыты. Самые престижные вузы, лучшие магазины, лучшая работа. Если низкий рейтинг, на тебя смотрят, как на коровью лепёшку и возьмут только мусорщиком и уборщиком. А если нулевой и ниже  –  тебе даже хлеба в магазине не продадут, да и не на что будет его купить, потому что ни на какую работу не возьмут, ни на хорошую, ни на плохую: считай, что пожизненный «волчий билет». И милостыню никто не подаст, потому что за сочувствие таким самим могут рейтинг уронить. И в лесу в хижине на натуральном хозяйстве не проживёшь, потому что вся земля расписана, и тебя отовсюду гнать будут, причем, на законном основании. И даже переночевать тебя никто не пустит, чтобы, опять же, свой собственный рейтинг не потерять.

Причем, как и во всяком иерархическом обществе, наверняка будут такие, которые этому рейтингу не подвластны: члены высшего партийного и государственного руководства, работники спецслужб, долларовые миллиардеры, не исключено, криминальная элита, ну, и прочие «уважаемые люди». Им этот рейтинг или вообще считаться не будет, или он будет задуман по таким критериям, что люди на верхних ступеньках социальной лестницы автоматически будут получать самые высокие оценки (богат, успешен…), или они к любым значениям рейтинга будут имунны: даже при нулевом рейтинге будут пользоваться всеми благами жизни.

В общем, никакой это не социализм, даже «с катайской спецификой».  И дело здесь не в том, что в современном Китае действует частная собственность и даже есть свои долларовые миллиардеры. Если бы даже вся собственность была в руках государства, это ничего бы не изменило. Потому что социализм – это прежде всего власть трудящихся. А о какой власти трудящихся можно говорить, когда ты ни в чем начальству перечить не смеешь, потому что за это тут же автоматически уронят рейтинг с перспективой превращения  в парию общества? Только одно и можешь: «Да, господин!». Это даже хуже, чем было при  Мао в годы «Культурной революции»: тогда хоть человек мог «спрятать лицо» в толпе, а сейчас даже такой возможности не будет.

Как это у Ефремова: «Это даже не капитализм. Отдает рабским строем».

И не надо на социализм тут валить: мол, вот до чего ваш социализм довел, потому как нет в Китае социализма.

Не все мои прогнозы сбываются. Из прогнозов, сделанных мной до 1991 года, в основном сбываются прогнозы в отношении России, но в отношении всего Мира – лишь частично. Так вот, я предсказываю, что если Китай не одумается и не отбросит этот морок, на смену стремительного научного и технологического прорыва КНР последних десятилетий придет застой, а затем и деградация. Потому что не может свободно творчески работать человек, находящийся под постоянным контролем, и знающий, что за каждую (с точки зрения власть имущих) оплошность он будет неизбежно наказан, вплоть до превращения в парию общества. Это будет хорошо функционирующий муравейник. А муравейник, как известно, хорошо воспроизводит самого себя, но он не развивается.

И ещё. Не знаю, почему это другие не видят, может быть видят, но говорить опасаются, слишком страшный сценарий страшно озвучить. Существует реальная опасность превращения Китая в фашистское государство. Стремительный технологический рост с выходом на передовые позиции в Мире в сочетании со сворачиванием демократических норм и ростом националистических настроений, плюс идея национального и расового превосходства, подкрепленная «последними научными данными»… такое уже было где-то когда-то, вам не кажется? И если они такие «наедут» на Россию (вспомните анекдот: «Мало земли»…), то Россию сметут в полпинка, а потом и народ истребят, не хуже пинды… То, что сейчас не угрожают – это за один день может измениться, вспомните договор «О ненападении» с Германией…

Ну, это только опасность в перспективе, а то, что происходит сейчас – уже чудовищно. И это будет по всему Миру внедряться, просто в Китае это началось раньше, потому что Китай – передовая страна, да и короновирус помог. В России это – пока только тенденции (камеры в Коломенском через каждые 100 метров установили, и Греф, опять же…). Россия в этом отстает, и это тот случай, когда отсталость России на пользу.

Может быть, ещё не поздно этому помешать?

Но что можно сделать? В условиях тотального контроля любая оппозиционность будет выявляться и подавляться в зачатке, поэтому ни о какой организации, которая могла бы возглавить сопротивление, не может быть и речи.

Может быть, возможна особая форма гражданского неповиновения: создание параллельных сетей и параллельной  экономики. Это когда люди оказывают помощь париям, наплевав на рейтинг, организуют свой собственный товарообмен, не прибегая к помощи государства и банков. Утопия? Может быть. Но что ещё предложить можно?

(СВ 2021)