Водоворот судьбы

Александр Дробноход
 
   Наступила слезливая осень со всеми капризами. Две недели шли проливные дожди.  Земля-матушка накапливала запасы влаги необходимые для роста и развития растений - это с одной стороны, а с другой - грязь, слякоть, промозглость, сырой воздух, да прохладный ветер -  всё это портило настроение.

   В этот октябрьский день, погода как-то изменилась, повернулась лицом к окружающему.  Появилось солнце.  Сидящим, как всегда под старой грушей Саньке и Толику показалось,что в этот день  солнце своими лучами ласкало  их как-то по-особому, как мама, как бы говорило  им "живи и радуйся .»  Даже это было заметно на их лицах  и на их настроение. Им хотелось сделать что-то хорошее, доброе.

    Санька, невольно вспомнил, как давеча, он шёл из школы и ещё издали заметил сидящую на мокром тротуаре женщину. Она, закрыв лицо руками, горько плакала.   Санька  наклонился к ней, спросил  -Что случилось, вам помочь?   -Внучек помоги встать.  Зайдя со спины, Санька взяв под  руки, поднял её.  Она начала благодарить его за помощь. Он отвёл её в хату,  усадил на лавку. Бабушка поделилась с ним своим горем "ох как трудно жить одной."  - А дети ваши где? - спросил Санька. -  Сынок мой единственный  да муж погибли на войне . Вот и живу одна, родственники за 1000 км,  так что помощи ждать не откуда.   Саньке стало жаль старушку.   Покидая двор,  он заметил калитку, висящую на одном гвозде,  доски на колодезном срубе оторваны. 

    У  Саньки мгновенно появилась идея.  Глядя на Толика, глаза его как маятник часового механизма бегали.  – Ну, что Толик, может, начнём в свободное от занятий время, делать добрые дела, надоело быть объектом людских обсуждений.  И тут ребят  как подменили, захлебываясь каждый старался предложить своё  доброе дело. После долгих споров решили один день недели назвать  «Днём добрых дел».

  Санька поправил пионерский галстук, предложил  среду  «Днём добрых дел», так  как в этот день меньше уроков  требующих подготовки.  К вечеру собрались все ребята, где Санька и выложил свои планы. Нина Сидоренко подняла его предложение на смех, Шура же её сестра да  Валя  Гаращенко и Рая Проходная  поддержали.

    Наметили план действий, распределили работу для девчонок и ребят. По их мнению, для девочек подходит занятие уборкой  в доме и во дворе, ну, а ребятам чисто мужская работа -  наколоть дров, заполнить водой тару, где  подремонтировать что необходимо.  К объектам для оказания помощи Санька предложил недавнюю свою знакомую бабушку - старенькую и разговорчивую,  одинокую бабушку Безручко Екатерину Ивановну.  Все её знали, как  строгой старушкой,  в том плане, что не дай Бог,  пройти мимо неё   не поздоровавшись.  Мухой  посетит  школу, потребует от директора Сергея Григорьевича Гусева немедленного построения линейки, выведет нарушителей и хорошенько пристыдит. Теперь была одна задача это встретиться и решить основной вопрос.  Правда, все были уверены в положительном исходе.
   
   Так оно и случилось, во второй половине дня ребята пришли,  их встретила Екатерина Ивановна радушно. Ей очень хотелось побыть с ними, пообщаться, предложила попить чайку с бубликами. Санька встал, уверенно смело сказал   -Сначала дело! Бабуня, мы к вам пришли не чай пить,а  оказывать вам помощь.   -Одно другому не мешает! - прошепелявила  баба Катя.  Ей очень понравились слова Саньки.  Баба Катя  вытерла слёзы, спросила: -  Чем вы можете мне помочь?   Шура Сидоренко ответила ей, мол, девочки займутся уборкой двора и комнат, а  ребята будут выполнять мужскую работу.
-Ну, вы меня поставили в неловкое положение, -  еле слышно произнесла Ивановна. - Ну, хорошо я согласна, её худенькая тело дрожало, руки тряслись.  -  Мы постараемся с Толиком, наколоть дров, заполнить  тару водой, ну и так по мелочи, а  девчонки пусть делают уборку комнат.

     С этого момента  работа у ребят и девчат закипела, обметали паутину, подметали полы, помазали пол  (глиной и коровьим навозом) .  Баба Катя, сидя на табуретке, наблюдала за работой девчат,сияла от радости, при этом постоянно  вытирала катящиеся по впалым  щекам слёзы.

   Санька тем временем обходил владение . Осматривая  грубо сколоченные постройки  обнаружил, что в одной из них что-то шевелится, а что или кто за стенкой не было  видно.  Дверца была закрыта на замок, а в ней небольшая дыра, любопытство взяло верх.  Ему хотелось, во что бы то ни стало увидеть что там. Сколько ни пытался просунуть голову, не получалось.  - Ведь не я буду, если я не увижу, кто там,  в углу! - размышлял Санька.

  Долго мучился, но каким-то  немыслимым  образом просунул голову и тут же наконец-то, увидел,  что в отгороженном углу лежал маленький козленок, а в соломе рядом поросёнок. Санька заулыбался,  увидев малышей,  и тут же высказал в их адрес ласкательные слова.  Поросёнок проснулся, визжа, подошёл  поближе  к дверце, хрюкая  начал лизать лицо Саньке.  Санька пыхтел, отворачивался, пытался хоть как то отпугнуть маленького «лизуна», а поросёнок знай себе, не переставал благодарить Саньку за ласковые слова. Хотелось ему высвободить голову назад, да не тут-то было. Саня  судорожно дёргался, пытаясь освободиться из плена. Но...

   Как он только не старался, то уши застревали, то нос упирался. Санька пыхтел, как паровоз, весь покрылся красными пятнами, на глазах от бессилия выступили слезы.   Ему казалось, что не было бы ушей,  он свободно высвободил бы  голову.  Просунул руку между штакетником,  стараясь согнуть уши, то правое, то левое, а то и оба вместе, но они при малейшем послабление принимали форму треугольника и норовили не отпустить Саньку. При каждой попытке, Санька натирал уши так, что они увеличивались в объеме раз от разу.   Поросёнок  же продолжал своим пятачком  тыкаться в его губы и нос.  Вынюхав  не одну порцию свинячего запаха, Санька  был готов расплакаться.   Но это уже слишком!  - подумал он.
 
   Вдруг его осенило, что если попробовать втянуть щеки. От новой идеи повеяло надеждой,  и  он принялся за дело с удвоенной силой. Намочил щеки слюной, втянул поглубже, сделал вдох и давай крутить головой, пытаясь высвободиться. На минуту даже показалось, что все пошло как надо, но все те же уши уперлись и все тут!

  Вот в таком положении, стоящего на коленях, обслюнявленного, с распухшими пунцовыми ушами  и обнаружил его Толик, закончив свою работу.  Увидев облизывающего Санькино лицо поросёнка, сказал Толик  - Что это ты Санёк, устроил любовные сцены. Не ожидал,- улыбаясь, сказал он.  - Тебе бы так!-простонал Санька.
 
    Как не старался Толик тянуть Саньку за плечи, не получилось освободиться.  Боясь оставить друга без ушей, решил подрезать доску ножом.  Принес  нож, пообещав помочь.  Санька увидел нож, испуганным голосом спросил – А  чего это ты удумал?   - Да-да резать тебя буду, чтоб тушка не завонялась! Лицо Саньки стало красно-синим.  - Ты это, не дури! - сказал пострадавший.
 
     Долго пришлось повозиться, вырезая доску по миллиметру. Наконец-то выдернув  голову,  Санька сказал  - Слава богу! А то я думал, что всё, каюк мне.

   Глядя нa лицо Саньки, Толик смеялся до упаду.  - Любовник ты несчастный, вытри  обслюнявленное  поросёнком лицо.  Санька вытер рукавом лицо, рукав был покрыт слизью. Санька в лице изменился до неузнаваемости, сплюнув,  сказал - Тьфу ты, только девчатам  не говори, засмеют ведь!

   Окончив  намеченную работу, ребята ушли домой. Всю дорогу Толик то и дело смеялся, а девчата интересовались   -Да чего это случилось такого?  Толик не выдержал и рассказал всю историю. Девчата не могли двигаться вперёд из-за смеха, то и дело обращались к Саньке с вопросом, -  Санёк как ты мог докатиться, устроить любовные сцены не с кем-нибудь, а с поросёнком?  Или ты нами брезгуешь? Санька убитый горем, как облитый навозом,  шёл опустил голову.
 
   На следующий день вся школа узнала о происшедшем.  На линейке баба Катя поблагодарила дирекцию школы  за то, что воспитывает молодежь в духе уважения к пожилым людям. И соответственно поблагодарила поимённо за помощь. Санёк был неузнаваем,   то  бледнел, то краснел, ему стыдно было получать благодарность.  Так прошёл их первый  «День добрых дел».    Ничего он еще покажет себя,  рассуждал про себя  Санька.

     Каждая среда была наполнена объёмом выполненных добрых дел. На зиму были заготовлены дрова. Следили, чтобы дорожки около двора и во дворе были убраны от снега.  Научили бабу Катю считать и писать, читать хотя бы по слогам.


   Время шло, а дети как грибы росли, учились, трудились.   И внешний вид, да и душевный мир уже не тот,  мыслят  совсем по-другому. Повзрослели и  разлетелись с родных мест в разные стороны. Захватила их жизнь новыми событиями.   1957 год, Санька ехал из города в родное село. Волнуясь, был в предвкушении встречи с родными и односельчанами. Давненько не бывал он дома...

      На улице встретил соседку Валю  Дорощенко. Увидев Саньку, Валя помчалась ему навстречу, обняла, целовала горячо, не обращая внимания на сидящих на лавке старух. Санька от неожиданности оторопел,  слова не мог произнести, а если честно сказать, то он был очень счастлив. Ещё в детстве она ему нравилась, а повзрослев,  стыдился выказать ей свои душевные чувства.

      С каким наслаждением он всегда смотрел ей вслед.О большем он мог только метать... А сейчас он был на седьмом небе.  Опомнившись,  Санька шёпотом произнёс  - Любимая ведь люди смотрят!   Валя, не веря своим ушам, посмотрела ему в глаза,  на это ответила  - Ну и пусть смотрят! Им-то какое дело. Я счастлива! Это главное для меня.  По-моему  или  я ослышалась, ты назвал меня любимая, что это значит?  - А значит это, что я давно люблю тебя!  Валя ещё крепче обняла.  Нацеловавшись,  Валя на полном серьёзе высказала своё наболевшее.

  -А я-то думала, что я не нужна тебе. Если честно признаться, при встрече с тобой моё сердце рвалось на части. Я считала, что для тебя я  пустое место. Надеюсь, что мои слова, наконец, дойдут до твоего сердца, я жду нашей встречи,  хочу в твоём сердце остаться нежной, понимающей, чтобы ты мог только мною восхищаться. Как я ждала от тебя предложения о дружбе! -   Постой! Ведь ты же дружила с  Толиком Баженовым. Я не мог против друга идти.

- Эх, Санька дружба дружбой, а табачок врозь.  - Я согласен, но это дело прошлое.  В таком случае я приглашаю тебя на свидание там... Там на берегу! Мы будем с тобой одни, только ты и я! Ну как Валюша, моё предложение, а?  Лицо Вали  озарила улыбка.  -Да разве от такого отказываются!   Санька обнял Валю по-детски начал целовать. Прижавшись к ней, только теперь он почувствовал тепло её тела. Тело  дрожало как в лихорадке, договорившись о месте встречи,  влюблённые разошлись.

     Ночь для Саньки оказалась беспокойной. Он мечтал, представлял встречу с Валей.   Рано утром собрав сумку с едой и водой,  Санька ушёл, не ушёл, а улетел на крыльях любви  в намеченное место встречи. Вали ещё не было, минут через десять показалась и она. В лёгком платье  подчеркивающем её фигуру.  Какая же она красивая! Бог ничем её не обидел. Лёгкий ветерок ласкал её тело.  -  А вот и я! -  улыбаясь, сказала Валя. Быстрыми шагами Санька подошёл к ней, нежно обняв, показал рукой вдаль. - Ну что милая, пойдём на луга душистые, где будем только мы!   В  твои глаза лучистые хочу смотреть  сегодня всю ночь,  и тихим голосом о любви петь… 

    Валя была поражена взлетом его фантазии. -  Я согласна! - обнимая Саньку, -  ответила она. На месте  Санька соорудил шалаш для защиты от палящих солнечных лучей. После чего взявшись за руки, они помчались к пруду. А  вода была как парное молоко, каждый из них почувствовал ее прикосновение - тёплой, ласковой, как мамины руки.   Плескались, дурачились, смеялись от души. После чего приняли солнечные ванны.

   Вечерело, солнце укатилось куда-то за горизонт, только его краешек виднелся,  распуская лучи по небосклону, как павлиний хвост. Всё вокруг поменяло окрас. Наблюдая за этой картиной, душа влюблённых пела, задыхалась от пленительного аромата шалфея и чабреца.  Ветерок подул своей ночной прохладой, а восток у балки медленно наливается маковым цветом восходящего солнца.  Степь дышала прохладой.

   До поздней ночи они любовались красотой, только  к утру уснули. Шалаш был наполнен запахом горькой полыни. Так что одному богу известно, что там было этой ночью. Поспав  два часа, Санька проснулся, уже светало. Выходя из шалаша, он обратил внимание на спящую Валю.  Ему не хотелось нарушать её сон.  Синим налетом поблескивала туман. Вскоре Валя открыла глаза, а перед ней стоял Санька.  - Доброе утро, рыцарь мой! - потягиваясь, сказала она. Такой красивой была она в лучах восходящего солнца, с распущенными по плечам волосами,отливающими золотом.  Санька замер, чуть дыша, боясь спугнуть это видение. Валя, заметив восхищенный Санькин взгляд, залилась краской.  Приведя себя в порядок, влюблённая пара, начала собираться в обратный путь. 

Проведенные  три дня с Валей в корне изменили жизнь Саньки.  Он считал -  какое счастье иметь моменты, определяющее суть жизни.

    На следующий день пришло время отъезда Саньки в Ростов. С утра Валя была рядом с шагающим в райцентр Санькой. Проводила его до поперечной полосы в четырех километрах от села. Сколько поцелуев, объятий было подарено Саньке Валей. Напоследок Валя попросила его отпустить свои эмоции, дать им полную свободу. Кивая головой, соглашаясь с ней, он пообещал ей писать часто.

   Санька уехал. Письма летели навстречу друг другу, как птицы,  неся с собой ласку, любовь и надежду на встречу.  Для Вали почтальон стал самым желанным человеком.  Дни уходили куда-то в неизвестность, приближалось время встречи с любимым. Наконец настал этот день, когда Санька  должен  был прибыть в село.  Целый день Валя простояла на перекрёстке за селом. Каждую приближающуюся фигуру на спуске , будь то автомобиль, бричка или пешеход, она  встречала с трепетом.   Её сердце билось в груди, эхом проносилось по всему молодому телу. Наконец-то увидела фигуру одинокого пешехода, она сразу поняла, что это он. Не выдержав, Валя помчалась на встречу к своему любимому.  Эту встречу словами не выразить, её надо было только видеть.  Взявшись за руки, влюблённые подошли  к  реке Егорлык, где увидели как плывущие, набухшие  от солнца и воды льдины, толкая  друг с другом,  удалялись вдаль.  В этот мартовский день светило по-весеннему солнце, а на синем небе появились тучи, напоминающее грозные утёсы, изредка закрывая себя самих.  Рассматривая залитые солнцем мокрые, пустынные пашни, Валя, вздохнув, сказала, а ведь со дня на день жди посева. Так что работы невпроворот.

   Санька посмотрел на Валю, как-то с опаской спросил - милая, а не пора ли нам соединить свои судьбы?  - Санечка,  я только за! Весело сверкая своими голубыми глазами, ответила она. - Я предлагаю сегодня сватов заслать - спокойно сказал Санька.  -А не рановато? Ну, хотя бы недельку подождать, постепенно подготовить родителей к такому мероприятию.  - Ну, посмотрим, -  подумал Санька. Встреча дома состоялась как обычно со слезами. Вечером перед тем как уйти на свидание, Санька решил- таки про проверить родителей, какая последует реакция на его решение. Сидя за столом, Санька как бы невзначай, спросил – Папа, мама, как вы примете моё решение жениться?  К его удивлению  отец и мать спокойно ответили, - Тебе сынок уже 24  уверены,  что пора.

    Санька встал, поблагодарил их за поддержку. - Низко кланяюсь вам за то, что в трудную минуту  моей жизни вы были со мною. Благодарю вас за беспокойные бессонные ночи, за заботу и  любовь ко мне, дающие силу, уверенность, низкий вам поклон. Санька покинул дом. При встрече с Валей он сообщил ей о сути разговора с родителями. - Санька, какой ты у меня непослушный! - сказала она,  страстно  обнимая  и целуя его.

    На следующий день,  собрав всё необходимое, родители Саньки направились в дом Гаращенко Ивана Михайловича.  - Поторопитесь родные, а то сваты, небось заждались, переживают. Зайдя во двор, легонько постучали в окно. - Да кого это ещё принесло – спросила Анастасия Евдокимовна. Заходите уже! Открыто!  Скрипнула дверь на пороге с булкой хлеба на полотенце зашли гости.  Анастасия Евдокимовна растерялась. Руки тряслись, заикаясь, приговаривая  -  Да что же это такое, без предупреждения, Валя, дочка! Что же не предупредила?  - глядя в сторону двери причитала мать.

  Но делать нечего, выслушали гостей,с радостью пригласили сесть за стол, ведь такой жених был по нраву. Пригласили молодых, сидящих в зале, где и порешили - свадьбе быть! Через неделю состоялась свадьба, правда скромная.  Так образовалась новая Советская семья. По окончанию отпуска молодые уехали в Ростов-на-дону. Жили дружно, любовь, уважение и взаимопонимание царило все прожитые годы.



  фото взято из интернета





          Дробноход А.Я.      с.Лопанка