отрывок из Живи как знаешь

Галым Шаяхметов
…Через минуту-другую, послышались шаги по ковру, и в библиотеку вошел Олег. Лицо его было мрачным и несколько озабоченным, но всем своим видом он старался не выказывать своего душевного состояния. Чувствовалось, что он что-то скрывает. Это было написано на его лице, хотя он и старался замаскировать что-то…
- Держа в руках бутылку «Red Label» и два толстых хрустальных стакана он гостеприимно предложил… - Как насчет виски по глоточку…?
- Ползучая теплота подошла к горлу Алана… - Что? Неужели опять? Не слишком ли много совпадений в течение одного дня про себя подумал он, ослабляя воротник на шее. Да сколько же можно? Совпадения конечно бывают, но чтобы столько… - И, стараясь говорить сдержанно, поблагодарив, он спросил…
- Послушай Олег…, - а у тебя бывает так, когда в новой ситуации, у тебя возникает сильное ощущение, что все это уже с тобой было? Причем, состояние это похоже на ощущения при перечитывании книги или повторному просмотру фильма, который ты видел очень давно. Тебе словно телесно знаком каждый звук, каждый элемент окружающей обстановки. И ты даже помнишь, что произойдет через несколько секунд. И когда оно происходит, возникает чувство, что все идет так, как должно идти. То есть вспомнить, что конкретно произойдет в этот момент невозможно, но ощущения довольно выразительные…
- По-моему такое бывает практически с каждым… - поставив стаканы на стол, отвинтив фигурный колпачок и поровну разливая содержимое бутылки в каждый, вежливым тоном произнес Олег… - Если быть точным, то это эффект дежавю! Это состояние, когда человек чувствует, что уже находился в подобной ситуации в прошлом. Кстати, статистика гласит, что эффект дежавю хотя бы раз в жизни испытывает до девяносто процентов нормальных здоровых людей…! - и вопросительно добавил… - А, что тебя что-то смущает…?!
- Да я, уж начал подумывать, что это болезнь какая-то. То есть - как бы это сказать… - У меня такое странное чувство и мне все чаще кажется, что мой мозг воспринимает происходящее одновременно и как прошлое и как настоящее и возникает ощущение отрыва от реальности. И это совсем не оставляет меня равнодушным, и отношусь я к этому, как к чему-то необычному - как к загадке или парадоксу… - отозвался Алан.
- Да, нет же, - в этом нет ничего парадоксального… - ничего необычного. Это вовсе не болезнь какая-то и могу тебя уверить, что в возникновении самого дежавю совершенно нет ничего страшного. Это ни как не свидетельствует о нарушениях в мозге или восприятии. Но, тем не менее, этот феномен еще слишком мало изучен, а потому еще долгое время будет вызывать интерес или даже страх, как все неизведанное… - заключил Олег.
- В доме было тепло, и Алан вновь вытянув шею, повертел ей в жестком воротнике белой рубашки…
- Ну, спасибо! - заметил он… - Ты меня утешил. Это помогло, хотя и не очень - но мне стало на много легче - и с улыбкой добродушно добавил… - Теперь хоть смогу сказать в больнице от чего помираю…
- В ответ, насмешливо приподняв бровь, сдержанно улыбнувшись, Олег неспешно повернулся к стеллажам, пробежавшись глазами по книжным полкам. После чего с уверенностью человека находящегося у себя в доме он подойдя к одной из полок ловким размеренным движениям вынул из нее один из того множества, что стояли аккуратным рядком небольшой в сафьяновом переплете томик с оригинальным названием «Будущее психологии» автором, которого являлся французский психолог девятнадцатого века Эмиль Буарак. Затем с несказанным достоинством отойдя на середину комнаты, пару секунд с шелестом полистав страницы и найдя нужный абзац он, изредка поглядывая на Алана с пафосом, театральным жестом приподняв вверх указательный палец, по буквам стал важно вычитывать описание психологического состояния вызывающего возникновение устойчивого ощущения «Это уже было…». Где говорилось о том, что эффект дежавю вероятно вызван наслаиванием эмоций, пережитых когда-то во сне с настоящей ситуацией.
- Цитируя автора, Олег в очень спокойной, академической манере, лекторским голосом подчеркнуто акцентировал внимание Алана на том, что восприятие времени настолько искривляется, что вмещает в себе события прошлого и будущего одновременно…

…Ну, что ж, пожалуй, правдиво… - после того как Олег произнес целую ученую речь понимая, что в основе ее лежит доля истины, хотя и относясь к этой информации слегка скептически согласился Алан. - Теперь, со мной все понятно… - и после сказанного, глядя Олегу прямо в глаза он, с самым серьезным видом неожиданно изменив тему разговора недвусмысленно заметив, спросил…
-  А, что с тобой Олег? Вернее не с тобой, а с твоим сыном… - Что с ним не так…?
- Необыкновенное волнение отразилось на лице Олега и ответа не последовало. Сделав пару шагов, он вдруг остановился, как на шарнире резко повернулся и дернул головой так, что волосы со лба упали ему на глаза. Потом на какое-то мгновение он как будто замер, метнув недоверчивый взгляд на спокойно сидящего в кресле Алана…
- Алан сразу заметил, как погрустнел этот всегда общительный человек. Его словно подстрелили. Если до сих пор, он усердно, но не совсем умело старался притворяться беспечным, скрывая свое встревоженное состояние, то теперь он заметно насторожился. По-видимому, внезапность вопроса продиктованного обыкновенным чувством любопытства застигла его врасплох и произвело на него выражаясь штампами эффект разорвавшейся бомбы. Он в смятении поморщил лоб, сглотнул, молча заложил руки за спину, и напряженно прошелся по комнате. На помрачневшем лице его было написано замешательство. Затем медленно обойдя письменный стол, он тяжело сел за него и, придвинув к себе стакан, помолчав в задумчивости, отпил глоток виски…
- Я толком не знаю, как это помягче выразить, и не совсем уверен, стоит ли тебе об этом говорить… - плохо повинующимся голосом после глотка виски и продолжительной паузы, смущенно проговорил он. - Если я даже и признаюсь тебе в этом, то тебе это может не понравиться, да и зачем тебе об этом знать…
- Хотя бы попытайся… - мягко возразил Алан… - Тем более что тебе терять. Завтра я улечу - и считай, что разговора не было! Тайна твоя улетит вместе со мной... А так мало ли что может произойти. Вдруг я смогу тебе чем-нибудь посодействовать. К тому же, мне кажется, что я догадываюсь, о чем собственно идет речь…
- Олег умолк, не решаясь до конца высказать свою мысль и понимая всю важность предстоящего разговора. Его лицо, выражая тревогу как-то потемнело и осунулось. Опустив глаза на стоящий перед ним письменный стол, он медленно втянул воздух в легкие и также медленно выдохнул. Алан видел, что он что-то хочет ему объяснить и ни как не решается - казалось, он старался выиграть время для размышления, явно колеблясь отвечать или нет.
- Наконец собравшись с духом, словно решившись, он, покачивая головой с трудом тихо проговорил…
- Хочешь на чистоту!? Что ж ладно, давай попробуем… - все равно шило в мешке не утаишь! - и тщательно, взвешивая, каждое слово следующей фразы продолжил…
- В общем, Алан сейчас я переживаю не самые лучшие времена. Дело в том, что Севка мой серьезно болен и болезнь эта не совсем обычная…
- После этих слов, ноздри его дрогнули, он побледнел, подбородок его затрясся, и на глаза накатили слезы…
- Заметив его реакцию, Алан немного помедлив сочувственно произнес…
- Да, наркомания это болезнь, от которой не существует волшебной таблетки…
- Олег вздрогнул, он был поражен проницательностью Алана. Медленно повернув голову и, как-то странно глядя в упор он, долго не отводя взгляда, удивлённо спросил… - Как ты догадался…?
- По-твоему я, что с луны свалился, что ли… - живо отреагировал Алан… - Я как-никак, если ты успел заметить из Средней Азии и на свет божий не вчера появился. А у нас черт подери, впрочем, как и у вас, наверное, этого добра в кавычках тоже предостаточно. Насмотрелся я на это… - и неторопливо сдавленным голосом добавил…
- В свое время, мне чуть ли не половину классных пацанов с нашего двора пришлось похоронить. Умирали они, как правило, либо от передозировки, либо медленной смертью от цирроза печени. И лишь по счастливой случайности, - чудом я не оказался среди них. И я видел, и уж поверь мне навсегда запомнил как эта подлая отрава, выжимая из человека все соки, превращает его в собственную тень, так, что для меня абсолютно не составляет никакого труда внешне отличить наркомана от здорового человека…
- Глаза Олега замерли на лице Алана и в устремленном на него взгляде, он заметил сдержанное восхищение…
- Да… - с трудом пытаясь совладать с собой после паузы длившейся более десяти секунд, прискорбно изрек он… - Ты и раньше удивлял меня своей проницательностью…
- По щекам его текли слезы. Он, положил локти на стол, и тяжело вздохнув, сокрушенно уронил голову на руки, - плечи его тряслись.
- После чего, в комнате повисло тягостное молчание, сопровождаемое тихим размеренным тиканьем старинных часов. Казалось, никто не хотел нарушать его первым…