Тоша Царапкин и его жизненная философия

Анна Коган 2
Тоша Царапкин – это кот. Рыжий, полосатый кот с большими, непонятного цвета, горящими глазами.
Он уверен, что вся его жизнь – сплошное, увлекательное приключение. Его жизнелюбие и жизнерадостность, плюс прирожденное кошачье обаяние сделали свое дело: никто в доме не сомневается, что он самый красивый и самый умный кот в мире, этакий пушистый комок рыжего счастья, носящийся по дому и наполняющий его весельем и радостью.

Тошей его называют только, когда ругают, а так все зовут его Тошка.
Ругать Тошку есть за что, когда он заигрывается, он начинает кусаться и царапаться. Царапкин – это его прозвище. Еще он точит когти обо что угодно, кроме когтеточки, грызет мебель, пытается кататься на шторах и проводах, прыгает на стол, заглядывается на люстру, проверяет сумки. Почти каждый день к этому списку можно прибавить что-то новое.

Тошку купили на рынке, он был худой и голодный. Но… жалким он не был никогда, потому что основное качество его кошачьей натуры всегда было и есть - бесстрашие. Не смелость, а именно, бесстрашие. Он никогда никого и ничего не боится. Может быть, именно поэтому, он ни на кого не обижается, а может быть, он понимает, что ругают его только так, для вида, потому что это все шалости, простительные маленькому очаровательному котенку. И хотя этот котенок растет, и его проказы становятся все менее и менее безобидными, ему почему-то все прощается.

Ко всему прочему Тошка умеет разговаривать. Недавно он заявил:
- Вы сделали очень правильный выбор.
- Что ты имеешь в виду? – спросила я.
- Правильно сделали, что выбрали, именно, меня.
- Что же в тебе такого замечательного?
- Я правильный кот: рыжий, полосатый, похож на тигра.
- Чем же ты так похож на тигра, полосками?
- Я хищник.
- Какой ты хищник? Ты даже на улицу не хочешь выходить. У нас до тебя был кот, так он ходил в лес на охоту, приносил мышек, птичек и складывал на пороге дома.
- Хищник съедает свою добычу, а твой кот был просто живодер.
- Но таких котов большинство.
- Я же сказал, вы сделали правильный выбор.
- Чем же хищник отличается от других?
- Хищник любит только себя.
- Значит, ты меня не любишь?
- Тебя я уважаю, а заслужить уважение хищника не просто, кроме этого я тебя ценю, ценю все, что ты для меня делаешь. Тебе этого мало?
- Предостаточно. Если ты ценишь, что для тебя делают, значит, ты благодарный хищник.
- Правильно говорить «благородный хищник». Если благородный, значит, и благодарный. Запомни, тигры самые благородные хищники: смелые, умные и незлопамятные.
- И красивые, - добавила я. - Кстати, почему ты такой красивый?
- Все животные красивые, потому что у животных нет некрасивых мыслей. Некрасивые мысли бывают только у людей, поэтому люди так и выглядят.
Чтобы не расстраиваться, я не стала выяснять, как именно выглядят люди по его мнению.

Этот маленький хищник, по совместительству кот-философ, удивительным образом заполняет собой весь дом, с любопытством наблюдая за всеми нашими действиями, если, конечно, не оказывается случайно закрытым в шкафу или оставленным за дверью, что иногда бывает по нашей неосмотрительности.

Первые два месяца совместной жизни, он, в буквальном смысле, сидел у меня на шее. Если я надевала кофту с капюшоном, он сидел в капюшоне, если капюшона не было, он сидел у меня на плече. Сейчас он вырос, и на плече не помещается, но попытки забраться на плечи не оставляет, и как сами понимаете, я хожу исцарапанная с ног до головы.
Недавно он придумал новую фишку: ему нравится спать у мужа за пазухой. Через расстегнутую молнию Тошка залезает мужу под мышку, и только попробуй его потревожить, он тут же показывает хищные коготки.

Я сказала Тошке, что хочу взять собаку, и спросила, что он об этом думает.
- Если брать собаку, то только овчарку, - не задумываясь, ответил он.
- Почему?
- Овчарка самая послушная собака. Она будет нас слушаться.
- Кого нас?
- Тебя и меня. Мы ее воспитаем, и она будет нас слушаться.
- А ты знаешь, что овчарки не любят кошек?
- Может быть, невоспитанные овчарки и не любят неправильных кошек. Воспитанная овчарка любит всех домочадцев, особенно, правильных и доминирующих.
- Доминирующий – это ты?
- Конечно, я же раньше появился в доме.
- Раз так, почему же ты меня не слушаешь?
- Неправда, я тебя очень внимательно слушаю, ни одного слова не пропускаю.
- Сколько раз я тебе говорила: «Нельзя царапаться!»?
- Я специально никогда и не царапаюсь. Неужели ты думаешь, что я хочу сделать тебе больно? Я же кот, как я могу удержаться на чем-либо, не выпуская когти?
- Ты не можешь прыгнуть на колени, не царапаясь?
- Я когти не выпускаю, они вылезают сами.
- Как же ты собаку собрался воспитывать, если собственные когти тебя не слушаются?
- Собака – не когти, не сомневайся, у нас получится, мы с тобой воспитаем замечательного друга и защитника, но я подумаю о том, что ты сказала.
- Ты же хищник, зачем тебе защитник?
- Лично мне защитник не нужен. Защищать надо имущество и территорию, у нас большой дом и большой участок, ты права, нам собака необходима.
- Вот уж, никогда бы не подумала, что тебя заботит защита имущества. Ты рвешь шторы, царапаешь диваны, издеваешься над ковром…
- То, о чем ты говоришь, это не имущество, это предметы быта. Предметы быта используются в быту. Ты меня прости, конечно, но я их и использую в быту по мере надобности.
Я уже поняла, что логика хищника возражениям не подлежит, тем более, что подпорченная мебель – свершившийся факт, и не стоит заострять на этом внимание, но, тем не менее, спросила:
- А что будет, если твои надобности превысят наши возможности?
- Во-первых: возможности определяют надобности, а не наоборот; а во-вторых: мои врожденные скромность, уступчивость и благодарность, о которой я уже говорил, никогда не позволят мне преступить грань дозволенного.
- А кто эту «грань дозволенного» определяет?
- Ты, конечно. Кто же еще?

- В довершении разговора, ответь мне, пожалуйста, еще на один вопрос: что такое, по-твоему, «имущество»?
- Имущество – это недвижимость, а недвижимость – это то, что нельзя сдвинуть с места: дом, сарай, забор, твои клумбы, наконец. Короче, это не только то, что ты купила, а все то, что тебе принадлежит, все, к чему ты приложила руку. Все, что находится в пределах нашего участка – наше имущество.
- Мне нравится, что ты употребляешь местоимение «наше».
- Ты сама меня привела сюда жить, значит, я могу всем, что здесь есть, пользоваться. Если я могу всем пользоваться, то я совладелец и все, что здесь есть – наше, и я, естественно, заинтересован не только сохранить в целости и сохранности, но и приумножить наше имущество.
- Интересно, каким же образом ты собираешься приумножить наше имущество?
- «Заинтересован приумножить» значит, что я готов поддержать вас во всех ваших начинаниях. Ты же видишь, я не против собаки, я тебя поддерживаю.
- Спасибо, дорогой, ты мне все очень доступно объяснил.
- Не стоит благодарности. Всегда можешь обращаться.

Вот такой он, Тошка Царапкин, говорящий кот и благородный хищник. Ему только 5 месяцев. То ли еще будет?

Январь 2022.