Навстречу юбилеям Святой Роны и её племянника

Алексей Ратушный
Навстречу Столетию Святой Роны и Семидесятилетию её грешного племянника

Вместо предисловия. Шахматная Шкатулка. Рона и Рата

Известно много попыток создать новые шахматные фигуры. А вот результат системного подхода. В Школьном шахматном кодексе отражены ходы четырёх основных фигур, возникающих в квадрате 5х5, но есть еще два набора симметричных относительно центрального поля полей. Их также по 8 в наборе и сумма номеров в них также равна ста четырём.

Вот как описываются ходы фигур в этих наборах:

Рата ходит и бьет на одно поле как ладья и через одно поле как слон.

Рона ходит и бьёт на одно поле как слон и через одно поле – как ладья.

Как видим – эти фигуры в чем-то противоположны друг другу. С конём их роднит то, что они способны перепрыгивать другие фигуры. Со слоном рону роднит то, что она одноцветна. Поэтому в случае включения в набор игры на доске должно быть минимум две роны – чернопольная и белопольная.

Символом роны выбрана коса, поскольку Рона, в честь которой я назвал эту фигуру, всегда носила косу и перед самой её кончиной бабушка отсекла у неё один локон. Он хранится у меня до сих пор. Один локон косы Роны. И я так сильно хочу, чтобы она не умирала, что символом фигуры сделал её косу и дал фигуре её прекрасное неповторимое имя. Уже три года я пишу на ХайВее под всевдонимом Рата. Ратой меня звали одноклассники в школе. Ратой я назвал первую открытую мной фигуру в этом квадрате пять на пять. Это было на Дальнем Востоке, в самом центре Зелёного Клина, в сорока километрах от Черниговки. Прошло 38 лет. Я ничего не хочу менять. Поэтому эту фигуру, содержащую все признаки рубинового коня я по-прежнему называю рата. Теперь с нею познакомились и вы, мои дорогие читатели

Семь «фигур» Чатуранги

Рассмотрим квадрат  со стороной равной пяти клеткам.
Матрицу 5х5 договоримся называть базовой матрицей Чатуранги или, в рамках данного исследования, «базой».
Пронумеруем клетки базы последовательно по строчкам слева направо и сверху вниз.
Верхний ряд: 1, 2, 3, 4, 5
Второй сверху ряд: 6, 7, 8, 9, 10
Средний ряд: 11, 12, 13, 14, 15
Четвёртый сверху ряд: 16, 17, 18, 19, 20
Пятый ряд: 21, 22, 23, 24, 25

В «центре» базы находится число 13.
Рассмотрим симметричные наборы из восьми чисел в базе, которые мы назовём «фигуры».
Таких фигур ровно семь.
При этом шесть из них разбиты на три пары, а седьмая является изолированной универсальной «дополняющей» «континуум базы»
Под континуумом базы мы договоримся понимать сплошное заполнение всех двадцати четырёх клеток базы, не являющихся её «центром».

Первая пара:
«Слон»: клетки 1, 5, 7, 9, 17, 19, 21, 25.
«Ладья»: клетки  3, 8, 11, 12, 14, 15, 18, 23.

Вторая пара:
«Сурмико»: клетки 1, 3, 5, 11, 15, 21, 23, 25.
«Король»: клетки 7, 8, 9, 12, 14, 17, 18, 19.

Третья пара:
«Рата»: клетки 1, 5, 8, 12, 14, 18, 21, 25.
«Рона»: клетки 3, 7, 9, 11, 15, 17, 19, 23.

Седьмая фигура:
«Конь»: клетки 2, 4, 6, 10, 16, 20, 22, 24.


Фигура «Ферзь»:
Слон + Ладья  или Сурмико + Король  или Рата + Рона
Континуум базы: Ферзь + Конь  или:
Слон + Ладья  + Конь
Сурмико + Король + Конь 
Рата + Рона + Конь

Рассмотрим эти фигуры.

Три фигуры «одноцветные», то есть при перемещениях фигура находится на полях только одного «цвета»: слон, сурмико, рона.
Три фигуры «двуцветные», то есть фигура при перемещениях может менять цвет полей. Король, ладья, рата.
Имеется в виду «шахматная» раскраска полей доски.
И только конь обязательно меняет цвет поля при совершении одного хода.
То есть с белого поля он перемещается на чёрное поле, а с чёрного перемещается на белое поле.
Ладья может по желанию играющего пойти  на поле того же цвета и на поле противоположного цвета. То же самое можно сказать и о короле и о рате.
Интегрированная\фигура ферзь естественно может менять цвет поля, перемещаясь, как ладья, и сохранять цвет поля, перемещаясь как слон.

Совпадения четырёх клеток:
Слон – Рона, Слон – Рата, Слон – Король, Слон – Сурмико
Ладья – Рона,  Ладья – Рата, Ладья – Король,  Ладья – Сурмико
Сурмико – Рона, Сурмико – Рата, Сурмико – Ладья, Сурмико - Слон
Король – Рона, Король – Рата, Король – Слон, Король – Ладья

Соединения с Конём
Конь + Король = антисурмико
Конь  + Ладья = антислон
Конь + Слон = антиладья
Конь + Рата = антирона
Конь + Сурмико = антикороль
Конь + Рона = антирата

Ферзь + Конь = антивсё

Разумеется требуется очень серьёзная проработка всего комплекса вопросов с квадратом 5х5.
Тема эта необъятна.
Так называемым «математикам» - большинство из них от подлинной математики, как величайшего в мире Искусства Игры Числами, дальше, чем от ближайшего небесного светила – с таким огромным содержанием самостоятельно не разобраться. Перед Чатурангой карты Таро просто отдыхают.Только вокруг матрицы 2х2 можно построить невообразимое Число наимудрейших и наипоэтичнейших текстов. Конечно совсем не обязательно подвергать испытанию её «игронесущую» и «смыслообразующую» способности. Вот этим именно и занялся наш великий шахматный педагог Игорь Сухин. Но подлинной Игре чужды «системно перечисляемые микрообъектности». Слон на доске 2х2 совсем не так поэтичен, как Конь! А мне довелось составить задачу с Конём на доске 1х1, так что о такой матрице как 5х5 и говорить нечего! И если выложить все тексты на её только тематизмах, то этих книг не вместит и весь мир. Апостолы понимали, с какими сложностями мы имеем дело «на самом деле».
Да! Наш мозг – это восемьдесят шесть миллиардов нейронов.
Кажется что много. А сколько замкнутых маршрутов у коня на шахматной доске, при задаче обойти всю доску за 64 хода? Правильно! Двадцать шесть с половиной триллионов!
Мы намного сложнее, чем нам самим порою это кажется!
Нас создали такими, чтобы сами для себя мы были принципиально непознаваемы!
«Познай самого себя!» - насмешка понимающего сложность мира Мастера.
И матрица 5х5 тоже непознаваема! Мы только начинаем понемногу догадываться, что «Все царства земные, и слава их и гибель их» – не более чем кино, которое показывают нам только рекламными роликами, и нет ни начала, ни конца у этого бесконечного сериала.
Игра как высшая форма Постижения мира, доступная смертному.
Игра как единственное доступное нам наслаждение!
И мы постепенно превращаемся в набор текстов о сыгранных нами ролях и о прожитых нами собственных Играх.
А новый слой Играющих уже выбрался на авансцену.
Они спешат!
Они торопятся!
Они боятся не успеть!
Не торопись, Ребёнок!
Ты сложнее, чем твой смартфон!
Лёгкое касание пальчиком поверхности твоей кожи в любой точке выхывает наборы функций, о которых ты не имеешь ни малейшего понятия.
Коснись так – и ты заговоришь на десяти языках мира. Задень здесь и ты услышишь человека в другой Вселенной.
Нажми тут и тебе покажут сон всей твоей жизни!
Не напрягайся!
Ты абсолютный решатель любых задач этого удивительного мира.
В ГРУ учили так: «Когда будешь убивать человека, улыбайся ему! Пусть это будет последнее, что он увидит на свете».
Когда будешь покорять любимую улыбайся ей!
И придумай сам, почему это ей так необходимо.
Матрица 5х5 – это тренинг твоей кисти, это матрица для упражения собственных пальцев!
Ах! Если бы мне сказали это в детстве, я посвятил бы этому всю свою жизнь!
Моя Рона – Святая! И накануне своего восьмидесятилетия она явила мне Чудо невероятного мгновенного Спасения.
Но об этолм я попробую рассказать не здесь.
Рона родилась 15 августа 1922 года.
Сейчас уже сто лет её пребыванию в животике у её мамочки – тоже святой – Ольги.
Мне в декабре исполнится семьдесят.
И неважно – дотяну или нет.
В этом году семьдесят! Я уже проживаю свою семидесятую Зиму!
Это год наших юбилеев!
Вот смотрю на фигурки Чатуранги, открытые мною на Матрице 5х5 и шепчу ей и себе: «Вот видите! Я выполнил обещание! Я почти ничего не успел и не смог, но это я сделал. Согласен: капелька воды в мировом океане.
Но эти фигурки зовут именно так!
Если конечно не задумают переименовать Сурмико в Порфи.
Но у меня для Порфи есть две чудо фигурки на этой же матрице!
Очень похожи друг на друга, как близнецы. И условно я их именую так: «правая» и «левая»!