Жанна

Ингвар Николаев
     Ее усыновили в семь лет, как раз перед школой. В детдоме Жанна была с рождения. Стройная, покладистая,  но очень замкнутая, впрочем, как и большинство воспитанников детских домов, девочка с удовольствием пошла в семью, лишь бы вырваться из душной атмосферы казенщины, побыть наедине с собой, понять, что такое нормальная жизнь.  Историю ее рождения выяснить не удалось, только было ясно, что в роду присутствовали восточные корни-небольшая смуглость кожи, черные волосы и большие карие глаза сразу говорили об этом. Внешне мало эмоциональная, девочка внутри многое переживала остро. Но оказалось, что неродные родители не могут быть ей родными по чувствам, ощущениям. Очень скоро она поняла, что просто будет с этими добрыми людьми до совершеннолетия, что при первой же возможности, вырвется из их дома в большую жизнь. Этот очаг так и не стал для нее родным, просто потому, что она так чувствовала. Она занималась  текущими делами, но ровно настолько , насколько ее просили, потом закрывалась в своей комнате.   Приемные родители были весьма внимательны и терпеливы к  новой дочери, но к сожалению, она только позволяла себя любить. Через некоторое время они смирились с холодностью девочки, тем более, она не страдала большинством комплексов детдомовских детей- не воровала, не убегала из дома, не грубила, не сквернословила и не хамила. И  потекла обычная семейная размеренная жизнь, где взрослым обеспеченным людям необходимо  наличие ребенка, которого не дано было им иметь естественным путем.

В школе типичной оценкой Жанны  стала четверка. Друзей она не заводила общаясь с одноклассниками по необходимости. Совсем немного приятельствовала с двумя выбранными ею же девочками, но никогда о себе и семье не рассказывала. Но все ученики пытались сохранять с ней ровные, дружеские  отношения, даже ребята из старших классов с уважением смотрели на маленькую смуглянку, в одном взгляде которой был виден такой внутренний стержень, что многие претендовали на ее расположение и дружбу, только она предпочитала дружить сама с собой. Так пролетели несколько лет.  Малыши выросли в  подростков, многие девочки стали девушками, ловя на себе заинтересованные взгляды ребят и наоборот; дети созрели.  Жанна расцвела рано как и все восточные красавицы. Она явно выделялась среди сверстниц, но если и смотрела на ребят, то только старше себя. 

Ей было пятнадцать, когда она познакомилась с Владимиром. Просто на улице, просто шла домой из школы. Оказалось, что живут они не так и далеко друг от друга. Девочка выглядела немного старше, он был удивлен, что она еще школьница, но отказаться  от этой необыкновенной девочки уже не мог. Видимо, это и была взаимная любовь с первого взгляда. Жанна ему почему то рассказала почти все, за то время, что они шли до ее дома. Оказалось, что он старше на 6 лет.  На следующий день парень встретил ее около  школы.  Девушка была смущена, все происходило впервые в ее жизни- удивленные и завистливые  взгляды одноклассников, внимание красивого взрослого парня, чувства, ощущения, которые душили сердце и изливались вниз живота.  Владимир жил один- двухкомнатную квартиру подарили родители на последнем, пятом этаже в том же доме , где жили и они, только в соседнем подъезде.  Армия ему не грозила, инвалидность оформили заранее, в институте он учился заочно на технической специальности. Отец, весьма деловой и состоятельный в свое время человек, рано приучил сына к работе-взял в свое дело по продаже цветных металлов. Парень оказался весьма хватким, хорошо проявил себя и в работе вскоре получил самостоятельность. Все слишком быстро складывалось у Володи- появилась машина, достаточно денег, после работы он был предоставлен сам себе и своим желаниям, рано познал обильные возлияния и женщин. Не хватало опыта и целей.  Вот в этот момент он и встретил Жанну. Они все свободное время проводили вместе-она еще ходила в школу, вскоре закончив девятый класс, он исправно ездил на работу, понимая, что на этом строится его  независимость, и нельзя подвести отца.   

Как только наступило лето, Жанна переехала к Владимиру. Родители Жанны были не рады  столь раннему началу  семейной жизни, но они давно знали, что дочь встречается с молодым человеком старше и опытнее, но ничего сделать не могли зная непреклонный характер Жанны ,которая все больше и больше любила своего избранника. Правда,она пообещала,что будет исправно навещать их , что и делала из чувства долга и уважения.   Родителям Владимира невестка нравилась-самостоятельная, твердая, хорошая хозяйка, вот только уж очень молода. Зато оградит сына от дурного влияния друзей и молодецких загулов, что до появления Жанны парень стабильно практиковал. . Вскоре Жанна  забеременела.  Ввиду  возникших обстоятельств, молодых расписали до совершеннолетия невесты, свадьбу сыграли скромно. Из школы она ушла.

Время до рождения дочери было самым счастливым в жизни Жанны. Молодой муж был предельно внимателен и нежен. Им так нравилось заранее обсуждать и  планировать, как они заживут втроем-настоящей семьей, часто ездили по магазинам, покупая детские игрушки, одежду и все необходимые атрибуты для первых месяцев малыша. Володя редко уходил встретиться с друзьями, дома почти не пил вообще, курение сократил ,для этого выскальзывал из квартиры на лестницу.

Девочка родилась с ДЦП. Предлагали оставить в роддоме, но Жанна так посмотрела на врача, что та поспешила выйти из палаты и больше не показывалась.  Вскоре ребенку поставили еще один диагноз-врожденный порок сердца. Жизнь поменялась  кардинально. Сначала они надеялись, что удастся  что то сделать, произойдет чудо, скоро изобретут новое волшебное средство, которое спасет их  дитя от ужасного недуга, но ничего не происходило кроме каждодневного тяжелого труда по уходу за маленьким инвалидом, постоянной боли в душе и чувства обманутых надежд. Отношения супругов  испортились.  Владимир сломался. Ему быстро надоело все- больной ребенок, вечно уставшая невыспавшаяся жена, дурные запахи в квартире, куча лекарств, походы в аптеку, необходимость тратить  много денег. Теперь он считал, что надо было оставить больную дочь в роддоме, -" Недельку бы погоревали, а потом зажили бы прежней жизнью. Еще себе родим, здорового", все чаще рассуждал он вслух. Видя как рушится семья сына,  родители Владимира постепенно тоже заняли его позицию, уговаривая невестку сдать ребенка в казенное учреждение.   При очередном  таком разговоре Жанна встала и железным голосом сказала, что если они еще раз  заведут подобную тему, она лишит жизни и себя и ребенка. Это было сказано с такой решимостью, что свекровь отныне говорила с ней только подобострастно, всячески стараясь угодить, а свекор просто  избегал любых контактов с невесткой и внучкой.  Владимир теперь предпочитал проводить время вне домашних стен, ища разные поводы, приходил каждый день поздно, почти всегда нетрезвым. Через пару месяцев он полностью самоустранился от всех забот кроме содержания семьи, зарабатывал он по прежнему хорошо.

 Все бытовые  тяготы легли на плечи Жанны. Все , что от нее требовалось- все процедуры по реабилитации дочери, прогулки на свежем воздухе,  домашние заботы она выполняла в полном объеме, зачастую к вечеру полностью выбиваясь из сил. Так продолжалось около года. Вскоре Володя часто перестал приходить домой на ночь, объясняя производственной необходимостью и прекрасно зная, что Жанна никогда не пожалуется никому, даже родителям.  Как то Жанна не выдержала-заплакала, она давно предполагала, что у Вовы появилась другая женщина. Его это так разозлило, что он впервые ее ударил. Она поспешила спрятаться в комнате с больной дочерью.  Это стало повторяться регулярно-он не ночевал, приходил скандалил, бил Жанну, она плакала. Дошло до того, что  от его побоев, Жанна закрывшись в комнате, успела спрыгнуть  на балкон четвертого этажа рискуя сорваться вниз, пока Владимир выбивал дверь,  но она очень уж устала от  скандалов и побоев.  Соседи доложили родителям, состоялся серьезный разговор.  Владимир затих.  При этом он всегда использовал любой семейный повод  для праздника, особенно дни рождения жены и дочери.

Жизнь бедной Жанны обрушилась. Все, к чему она так стремилась, все ценности, которые как ей казалось, были так недостижимо далеки, и вопреки всему  она получила , обернулись ужасом и адом.  Она приноровилась к непростому графику восстановительных занятий  для ребенка, смене белья, гигиенических процедур.Каждый день ходила с ребенком  в парк, завела несколько знакомств среди мамочек, гуляющих с детьми, стала немного общаться с соседями, это ей давало возможность отвлекаться в течение дня, вздохнуть свободнее. Навещала родителей, но редко-видела что они многое понимают, но объясняться с ними так и не стала.

Доченька умерла  в шесть лет, Жанне было двадцать три года, почти двадцать четыре. Перенесла, как и многое в своей жизни ,стоически. После похорон замкнулась, ни во что не вникая. Владимир давно рук не поднимал, в душе жалея жену , но не более. Несмотря на это, Жанна его продолжала любить, она привыкла переносить удары судьбы и через некоторое время стала надеяться, что вернется прежнее счастье. Шел месяц за месяцем, Вова делал все, чтобы детей больше не было, был как то отстранен.  Жанна поняла что у него есть любовница, у которой он проводит столь много времени, а с Жанной спит только ради создания видимости семейной жизни и скрашивания скандалов.  Вскоре у Жанны  нервы не выдержали,  она просто ему все высказала в резкой форме. Он не стал ничего отрицать, и сразу перешел в атаку, впервые заговорив о разводе. Жанна этого не ожидала, она мгновенно сломалась. Он был единственный человек в жизни, кому она могла уступить, стала его умолять не бросать ее, уверяя, что все образуется, просто надо пережить этот тяжелый период, у них еще будет двое здоровых  детей, обязательно будет счастливая семья. Вова взял паузу.

Наступило двадцатипятилетие Жанны. Владимир сказал, что хочет для жены в знак примирения устроить  широкий праздник. Заказали один из лучших ресторанов, были приглашены близкие и не очень, знакомые и родственники, чаша была полна. В апогее торжества Владимир взял тост и подарил жене машину Аudi- очень престижный и дорогой подарок. Все оторопели, Жанна была счастлива впервые за много лет. Гараж у семьи был давно прямо во дворе.

Последующие несколько недель Жанна всякий раз находила любой повод поехать на своей новой машинке, иногда просто так, без всяких причин. Володя давно обучил  ее вождению .Ей нравилось ловить на себе завистливые взгляды как мужчин, так и женщин, просто быть хозяйкой красивого автомобиля, просто съездить на нем в магазин. 

Идиллия закончилась также внезапно, через две недели. Владимир пришел очень поздно, был умеренно выпившим, сразу перешел к делу.  Он объявил, что больше так продолжаться не может, он любит другую женщину, у них есть общий ребенок-тоже девочка. Завтра он намерен уйти к ней , во вторую семью, и сразу подать на развод.  Квартиру, машину и гараж он оставляет Жанне, с условием, что она не будет препятствовать расставанию, преследовать его , устраивать слезливых разговоров. Жанна не стала возражать , она была подавлена.

Ее нашли в гараже днем.  Соседям показалось странным, что ворота не закрыты на замок, а в морозном воздухе  через щель из бокса поднимается  белый дым. Экспертиза показала, что она ночью спустилась в гараж, прикрыла плотно  ворота, открыла окна в автомобиле, и завела двигатель.

Похоронили ее тихо. Никто не плакал.  Как все же она была далека от окружавшего ее мира.

Владимир умер через четыре года-цирроз.  Много, очень много пил, может быть что то понял?

Через несколько лет на сером, покосившемся надгробии, которое успел поставить Владимир и которое  никто не посещал , истерлись и выцвели все буквы и знаки. Смерть и жизнь стали едиными-тусклыми и косыми.