1963-1964 гг. 10-й класс. 2. Демкин

Вадим Качала
У нас сменился учитель математики.  В 9-м классе был умный интеллигентный Лев Маркович Цинис. Было похоже, что это он приложил руку к открытию маткласса в нашей школе. И вдруг он исчез. Что случилось, кто его выжил? Мы его несколько лет встречали в городе, здоровались, разговаривали, но спрашивать почему он ушел не решались. Вместо него стал Владимир Александрович Демкин.

Демкин был у нас классным руководителем. Это был еще тот самодур и грубиян. Например, он обращался  девушкам 16-18 лет: «Ви, девица болотная», «Ви, види вон!», «Ви, к стенке!». Он заставлял всех парней ходить в черных рубашках с галстуком и в черных брюках. А на родительском собрании признался, что сам не любит ходить в галстуке — он ему сдавливает горло.

Каждый день он требовал, чтобы дежурный по классу стелил на учительский стол чистый лист ватмана. Однажды бумаги не было на столе и он меня как старосту отправил на уроке в магазин за ватманом.

Раз в неделю у нас был классный час. Демкин заранее ставил задание: Нине принести баян, Розе выучить басню, такому-то приготовить доклад о международном положении и т. д. Это было немного унизительно, но мы терпели.

Тетради с контрольными по математики он перевязывал веревочкой и после уроков нес домой. Правда, при этом заходил на базар пропустить стаканчик-другой вина. Однажды он забыл наши тетради на базаре. После этого он давал мне (как старосте) или Жене Чапе (как комсоргу) относить тетради к нему домой пока он ходил на базар. Как только я выходил с тетрадями, тут же меня окружали ребята и просили дать тетради для исправления ошибок.

Мы терпели его самодурство, но Витя Алексеев пытался сопротивляться, но ничего этим не добился, кроме того, что стал врагом Демкина. Хотя иногда становился на его защиту. Все учителя и директор знали о его характере, сочувствовали нам, но ничего нельзя было изменить.
П
ри этом он был хорошим учителем математики. Мы не изучали ничего сверх программы (это мы осваивали сами дома), но математику знали даже последние троечники, что позволило практически всем в первый же год поступить в институты. Он задавал на дом очень много примеров для решения. К доске практически никогда не вызывал сильных ребят.

Если бы о нем рассказать «где надо», то его бы выгнали из школы, но тогда у нас не было бы хорошего математика. Все ученики в школе его боялись, он страшный человек. С ним бороться не безопасно и бесполезно. Но что же делать, ведь мириться с этим нельзя. Пришлось идти на сделку с совестью и молчать — тяжело, но надо.

Продолжение: http://proza.ru/2022/01/22/1635