Цикл Студенческие чтения пишу со студентами, для с

Елена Артемичева
«О некоторых предложениях по повышению привлекательности, конкурентоспособности и востребованности профессии юриста СПО»

Доклад студентки ИПЭК, специальность " Правоохранительная деятельность" Динары Назмутдиновой, получивший I место в  Студенческих чтениях ИПЭК 2021 года

       
      Вопрос   о том,  кем   я  смогу  работать   после   окончания  учебного  заведения   СПО (Среднего  профессионального   образования) появился   передо мной  и  моими   родителями    перед поступлением     в   Ижевский  Промышленный   Экономический    Колледж. Желание  поднять    данную   тему  на  Студенческих Чтениях   актуализировало   выступление   лидера  партии  ЛДПР  В.В. Жириновского  в  Государственной  Думе, который  с высокой    трибуны  обнародовал , что  до   80  процентов  выпускников   не работают  по   своей  специальности, отмечал низкую подготовленность  выпускников,  низкую мотивацию к  профессиональной деятельности, пояснив, что это крах и беда нашего  социума.
         И  действительно, что  касается  юристов, как  после  окончания  СПО  (среднего  профессионального образования), так  и после  окончания ВУЗа многие, а выпускается специалистов по данной  специальности  , ежегодно, очень много, остаются  за бортом   профессии.
        Учебных  заведений,  готовящих    специалистов  права, в  одном  только  Ижевске,  предостаточно, как системы среднего, так и системы  высшего  образования.  Это и выпускники Удмуртского  Государственного  Университета,  Ижевского  Государственного  Технического  университета, Российской  Правовой  Академии,   Восточного Европейского  Университета, а также   системы  СПО – Ижевский Промышленно-Экономический Колледж, Кооперативный Техникум, Колледж Российской Правовой  Академии,  Колледж Удмуртского Государственного  Университета и возможно ,  иные учебные заведения.
          Престиж  профессии юриста непререкаем, начиная  с  Римского права, через века, юристы  строили  незыблемые   институты  государства и права,  и  я, полагаю, далее, пока существует социальное государство, требующее защиты своих граждан, профессия юриста  будет иметь   особый высокий  социальный и политический  статус.
Как показал  внутриколледжевый неформальный  опрос  и  анализ дальнейшей  судьбы выпускников  Ижевского  Промышленного  Экономического   Колледжа, основная  масса  идёт  учиться  далее,  пополняя  команду студентов   высших   учебных   заведений, причём   как    Удмуртской   Республики, предпочитая, всё же, филиалам столичных   ВУЗов,  расположенным на территории   Ижевска,   «родные»  основные   учебные  площадки      Удмуртии, так   и   отправляется  за   дипломом  о  Высшем  юридическом образовании   в   столичные   учебные  заведения,  в  большинстве  своём, расположенные  в городе    Москве,   Санкт –Петербурге, Казани, Краснодаре.  Сильная половина, особенно  смелые  и сильные парни,  пополняют ряды Вооруженных  Сил России, становясь востребованными и конкурентоспособными, отслужившими,  всерьез и надолго  пополняя  ряды силовиков, то есть  правоохранительных органов,  в том числе   ряды  службы   судебных  приставов по обеспечению порядка  деятельности   судов.  Рано или поздно  руководство  таких  структур, для  повышения  по  службе, конечно,  поставит   перед  такими    парнями   задачу  о получении   высшего   юридического  образования,  поэтому, логично, что они будут      продолжать  обучение.
          А  что  делать   тем, кто   не попадает в  число  первых , вторых  и третьих из названных  вышеперечисленных,  либо в силу   половой  принадлежности, поскольку женщины в РФ не служат в армии, и для  правоохранительных органов менее интересны, либо в силу   тяжелых экономических  возможностей  своих  родителей, и продолжить   учебу в  ВУЗе не могут. 
           Спасти  ситуацию,  по моему мнению, может только  развитие  различных  способов  юридической  профориентации, с мощными  мотивационными  механизмами,  с существенной, в связи  с  этим , адаптацией  форм образования . А именно,  было бы уместным, создание  реестра  , хотя бы пока на уровне   одного   учебного заведения - ИПЭК, работодателей, которые  высказывают  готовность  предложить  выпускникам ИПЭК  работу   по   полученной  правовой специальности,  организация  профориентационных   экскурсий студентов  к работодателям,    желающим принять  на работу студента  со средним  юридическим  образованием, знакомство  студентов с положительным (успешным)   профессиональным  контентом ,  особенно    выпускников  ИПЭК,  организация   практики для  таких студентов у будущих работодателей,  пробные  попытки (как  в советские времена), распределений  студентов по   определенным рабочим  местам. И, наконец,   влияние  колледжа  на   формы  образования. В настоящее время,  все студенты правовых  специальностей «Правоохранительная деятельность», «Право социального обеспечения»   в ИПЭКе учатся  на  очной   форме   образования, я же, предлагаю ,  адаптированно, на последних курсах, после  получения  основных правовых   дисциплин,  вводить  вечернюю  форму образования,  с элементами заочного  образования, очно-заочного,  вводить  элементы дистанционного   обучения.  Кстати сказать,  при     безупречно технически  обеспеченном учебном   процессе дистанта,   эта   форма  образовательного  процесса  может быть  крайне   востребованной,  и экономически   выгодной,  как  для   студентов, которые своё свободное время будут обязаны юридически практиковаться, либо  трудиться,  так  и для   экономии времени и занятости  преподавателей. Цель всего вышеперечисленного  в том, чтобы для  обеспечения  своей конкурентоспособности  выпускника,  он , обучаясь на старших курсах,  должен  безупречно освоить  практические  навыки     профессиональной  деятельности, чтобы быть нужным  будущему  работодателю,  чётко знать  предмет   своей  будущей  работы,  и быть способным  уже после окончания непосредственно приступить к ней.
               Очень хорошей   иллюстрацией   к     вышесказанному  является   недавняя экскурсия с   нашим  преподавателем по дисциплине  «Гражданское право и  Гражданский  процесс»  Е.Р. Артемичевой   от 2 апреля  2021 года в   Верховный  Суд  Удмуртской   Республики  и   лекция заместителя   председателя Верховного  Суда Удмуртской   Республики члена  Совета   Судей  РФ А.В. Емельянова, который  также   актуализировал и проблему  трудоустройства   выпускников,  и констатировал  «кадровый  голод» судебных  инстанций  Ижевска  и  Удмуртии, в части   аппарата судов (секретари судебного заседания и секретари  суда, иные  специалисты), и  признал, что  квалификационные  характеристики для осуществления  работы  секретаря суда необоснованно завышены  на сегодняшний день,  и, даже  высказал готовность  судебной   инстанции , на первых порах,  адаптированно  обучать  таких специалистов, для работы  именно  в  судебных инстанциях.
           На основании  изложенного, прошу моё выступление и высказанные предложения расценить, как  отличную почву для новых  идей руководству и   преподавательскому  составу  Ижевского  Промышленного Экономического  Колледжа и понимать его исключительно в целях повышения  рейтинга  выпускников нашего учебного заведения, для появления  интереса  к нам будущих  работодателей.
             Спасибо за внимание!