Последний колонизатор Казахстана

Александр Нижников
Его отозвали из Казахстана в  июне 1989 года, а умер он в 1998  году на 71 году жизни в  московской электричке от  остановки  сердца. Поскольку  документов в карманах не нашли  и его  никто сразу  не  хватился, он  в течение  пяти дней он лежал в морге неопознанный…
Речь идёт о Геннадии Васильевиче Колбине бывшем первым секретаре ЦК Компартии Казахстана , ставшем  отрицательным героем истории Казахстана, олицетворением всего колонизаторского, что, по мнению нациков принесла в республику Россия. Обиды на Россию у свободолюбивой казахской интеллигенции копились давно.  Почему из  десятка   руководителей Казахстана лишь  трое были казахами..?. Почему в реальной жизни уменьшается доля казахского языка и литературы?. Почему без нашего согласия распахали целину, построили Семипалатинский полигон?.На каком основании Н. Хрущёв прилетев на торжества в Алма-Ату то ли спьяну, то ли спросонья брякнул прямо с трапа: «Пламенный привет узбекскому народу!».Это возмутительно и оскорбительно! Почему Москва сняла Д. Кунаева, а на его место прислала  никому неизвестного Колбина, который натворил дел…?
 Он занял место, где должен был сидеть коренной казах. Он разогнал первых демократов-студентов в декабре 1986 года. Он посмел перевезти почти бесплатно на военном самолёте свои вещи в Алма-Ату, устроил дочь  на работу в пединститут, выбил ей квартиру… Не выполнил он обещания выучить казахский язык…  И вообще проводил какие-то сомнительные реформы вроде запрета алкоголя, соблюдения национальных пропорций при поступлении в ВУЗы, попыток ускоренного жилищного строительства. Пытался упразднить ряд областей и сократить управленческий аппарат, проводил кадровую чистку,  и т.д. и т.п. Он не понял или не хотел понять главного: Казахстаном должны руководить  не московские «варяги», а казахи, местные родо-племенные и хозяйственные-политические элиты, которые давно набрали вес и  мечтали сами выбирать себе лидеров, а заодно и жить по заветам Алаш-Орды, а не по надуманным коммунистическим принципам о всеобщем равенстве, справедливости…
 Поэтому новому посланнику Москвы предстоял сюрприз...  Ему единогласно избранному  на пленуме ЦК КПК , вкусившему поздравления и тосты,  наутро пришлось столкнуться с якобы стихийным выступлением молодёжи из общежитий, явившихся к 7 утра с готовыми плакатами и лозунгами против нового руководителя, с обвинением в нарушении  ленинских заветов…
Неизвестно, читал ли Колбин книгу Джина Шарпа «От диктатуры к демократии», изданной ещё в 1973 году, ставшей руководством для организаторов   «цветных революций», но события в Алма-Ате 1986 года очень сильно смахивают на то , что произойдёт позже во многих странах. Технология перехода к демократии по Шарпу была несложной:  Вначале сколотить(подкупить) инициативную группу крепких молодых людей, которая в нужное время шумно начнёт компанию неповиновения и обвинения властей в каком-нибудь недостатке и упущении и предъявить невыполнимые сразу требования. Где силой, где хитростью и обманом вывести на улицы как можно больше людей… Создать беспорядки, пустив в ход камни, палки, арматуру, охотничье оружие против полиции с таким расчётом, чтобы пролилась кровь… А когда власть начнёт оправдываться и обещать всё устранить- не поддаваться на уговоры, а усилить нажим и провокации.  Начать захваты и поджоги транспорта и госучреждений, а также магазинов… Запустить в дело спиртные напитки и наркотики, а также истеричных женщин, детей, якобы ставших жертвами полиции…А затем, захватив административные здания, объявить себя новой властью со всеми вытекающими последствиями… Так позже было в Киргизии, Азербайджане, Грузии, Таджикистане, Карабахе, Ливии, Египте и других местах… Алма-Ата   была одной их первых в этом списке.
Что делает в этой обстановке  Колбин? Преодолев первую растерянность, он совещается с новыми соратниками и решают вначале договориться с протестующими. Целый день протестующих уговаривали, призывали, убеждали, пугали и даже пытались отвлечь музыкой. Уговоры со стороны высшего руководства республики (в это  время, не поддаваясь на  оскорбления и провокации перед   протестующими  выступили  с  призывами  разойтись секретарь  ЦК  З. Камалиденов, Председатель Президиума Верховного  Совета С. Мукашев, Председатель Совета Министров Н. Назарбаев, первый  секретарь Алма-Атинского  обкома КПК М. Мендыбаев, ректоры ряда вузов. Прокурор  республики и  заместитель  министра  внутренних  дел выступили  с  предупреждением  о  недопустимости  противозаконных  действий) не помогли, а   переговоры с протестующими были сорваны… Но толпа всё больше ожесточалась, росла и набирала мощь. Пришли сведения о подожжённых и перевёрнутых автомашинах, избитых и даже убитых людях ,попытках захвата административных зданий и попытках поднять волнения в других городах, о спешащих на помощь боевиках из Киргизии….Ночь грозила большими беспорядками. Поэтому вечером 17 декабря власти пошли на «вытеснение» митингующих с главной площади. Со второй попытки это удалось, но не помогло, а  обернулось грабежами и поджогами в других районах Алма-Аты. Колбин ночью собрал партийно-хозяйственный актив и при молчаливом его согласии  взял на себя с силовиками наведение порядка. Для охраны промышленных предприятий была дана команда создавать народные дружины из молодёжи и вооружать их, чем можно…
 Как  подсчитали позже следователи, всего  «декабристами»   было  сожжено  11, повреждено 24 транспортных  средства, выведено из строя 39 автобусов, 33  такси, нанесен  материальный  ущерб 13  общежитиям, 5   учебным  заведениям, 6  предприятиям  торговли, 4 административным  зданиям.  Проще  говоря, разъяренная от «национального  угнетения» студенческая и рабочая  молодежь громила  и  била  всех  подряд, включая совершенно  невиновных  пассажиров  автобусов  и  такси,  переворачивали  и  поджигали проходящий  транспорт, врывались  в   общежития, разгоняли  вахтеров и т.д.
Что могли противопоставить этому местные органы правопорядка? Применять огнестрельное оружие тогда было  категорически  запрещено. Щитов, светошумовых  гранат, слезоточивых газов у милиции, чем вооружены современные полицейские,    тогда не было, пока не подтянули спецвойска.  Были  дубинки, служебные  собаки, пожарные  машины… А у  курсантов- пограничников, срочно вызванных на площадь, лишь  кулаки, да  саперные  лопатки против  камней, бутылок, дубинок, арматуры... Не случайно силовиков пострадало больше, чем протестующих.  Их  по  данным  следствия  было 604  человека, тогда  как  участников беспорядков  пострадало-365.
   Колбин вызвал спецвойска…, которые 18 декабря окончательно переломили ситуацию в свою пользу. Протестующие были разогнаны. Наиболее активные были арестованы, а часть из них вывезли за город и , подержав на холоде, отпускали…
За это Колбина, вместе с другими силовиками комиссия М. Шаханова обвинила позже в грубом нарушении законов и прав человека. Действительно, для таких решительных действий нужно было решение Верховного Совета Казахской ССР., а его не было. Не нужно было создавать дружины из славянской молодёжи, что привело к обострению межнациональных противоречий… Не  нужно было применять против « мирных  демократов» служебных собак и сапёрные лопатки…, а пытаться с ними договориться… Однако по мнению серьёзных исследователей  событий 1986 года решительные действия Колбина предотвратили тогда большое кровопролитие и ограничились   «всего» 3 убитыми, из которых двое были жертвами не милиции, а «демократов»…
Потом было следствие и суд.
Всего было   задержано  около 8500 человек, из которых подавляющее большинство вскоре отпущено на свободу. Наказанием им стало исключение из ВУЗа и комсомола. К  различным  срокам  наказания  приговорены 82 человека, в  том  числе к  исключительной  мере -  один, которому  высшую  меру  заменили на  20 летнее  заключение. Позже  еще 32 осужденных  освободили  за  отсутствием  состава  преступления. А  после развала СССР их всех реабилитировали.
Теперь  об обвинении Москвы в том, что она гнобила казахский народ, присылая «варягов», которые  лишь делали карьеру на казахской земле… Кто сегодня в Казахстане знает эти фамилии:  Станислав Пестковский,  Виктор Радус–Зенькович, Иван Акулов, Мария Костеловская, Георгий Коростелев, Виктор Нанейшвили, Григорий Борков? Разве что узкий слой политиков, да историки.  А они в свое время были первыми руководителями Казкрайкома  ВКП б. Однако после 1925 года о них никто и не слышал и о каком-то трамплине в их карьере говорить не приходится.
Для двух следующих Ф. Голощекина и  Л. Мирзояна Казахстан стал вообще  местом гибели карьеры и даже жизни, поскольку за работу здесь их расстреляли. Для Скворцова, напряженная работа в годы  войны, в Казахстане закончилась понижением до министерского и ниже уровня.   
В 1953 г. в Казахстан был направлен проверенный организатор партизанского движения в годы войны П. Пономаренко, а вторым секретарем- Л. Брежнев. После Казахстана с 1955 г. Пономаренко, как человек И. Сталина уходит в тень.
 Не сделали карьеру после Казахстана и  следующие первые секретари- Иван Яковлев и Николай Беляев, руководившие здесь с 1956 по 1960 годы. Первый ничем себя не проявил, а второго убрали из-за волнений в Темиртау.   По крупному повезло только  Л. Брежневу, ставшему  после Казахстана секретарем ЦК КПСС, а позже генсеком…. Так что говорить, что Казахстан стал трамплином в карьере, местом отдыха и расцвета русскоязычных кадров  будет ложью. Казахстан стал скорее вершиной, а то и могилой для направляемых сюда высших чиновников. А на областном и районном уровне строго соблюдался  принцип выдвижения национальных кадров, которых было даже больше , чем русскоязычных.
Про Семипалатинский полигон и про целину нужно говорить отдельно. Но и там  по тогдашним законам всё было чисто…
Так и про избрание Колбина. Льгот от своей должности получил гораздо меньше, чем Д.Кунаев, разве что перевёз мебель на попутном самолёте, да устроил любимую дочь работать в КазПИ… Раньше в Казахстане шиковали покруче…Это когда на самолёте на охоту, разные  застолья с артистками, охотничьи домики,  бани,шикарные квартиры, дома отдыха…Об этом ещё при Кунаеве публично говорил сам Н. Назарбаев, будучи Председателем Совета Министров КазССР. 80 из этих уютных уголков Колбин распорядился отдать в здравоохранение и образование…
А казахский язык  Колбин учил… и даже , хоть и с ужасным акцентом, читал.., но  скоро понял, что язык ему не понадобится, поскольку он чужак и пришёлся на ко двору… (Из книги А. Нижникова"Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе")