12. 9. Поклеп Грибоедова на русских дуэлистов

Поль Читальский
Поклеп Грибоедова на русских дуэлистов - литературные дворяне на русских дуэлях

Отчего дворяне — литературные герои выставочных  произведениях русской литературы - показаны великими нашими авторами нечестными дуэлистами (*)?

(*) дуэлист — это почти общественная профессия = вызывать на бой лиц сомнительной (для вызывающего) репутации и подвергать их жизнь смертельному риску, а то и вовсе их ее лишать навсегда до иного пришествия; дуэлянт — это  участник конкретной дуэли; меж ними дьявольская по Пушкину разница

Самый яркий пример дан А. С. Грибоедовым (**) в его бессмертной КОМЕДИИ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ В СТИХАХ = ГОРЕ ОТ УМА (названия иных редакций = Горе уму, Горе и нет ума, Умное горе, Горе без ума, Горе безумия, Бог Гор и русский умник  ... до 1824г):

Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.

Комментаторы сразу увидели в этом описании портрет бретера (***) графа ФТА, образ жизни которого вполне претендовал то, что бы острослов ГАС назвал его именно дуэлист (не ради лишь царицы Рифмы)  = граф по легендам унес на дуэлях на тот свет 11 человек (и столько же Судьба забрала у него детей!). Граф ФТА на одном списке «Горя» оставил свой коммент:
«В Камчатку чёрт носил — сослан не был, а фразу И крепко на руку нечист
заменил иной -
«в картишках на руку нечист» пояснив «а то подумают, что табакерки со стола воровал».

Но мы оставляем в толковнике вариант, что раз ГАС прямо не указал на ФТА, то это относится к общей характеристике всякого бретера и дуэлиста — плут как алеут (****), умен (плут не может быть простофилей-дурачком) и на руку нечист (дуэльный пистолет в руке плута-дуэлянта таит в себе тайну шулерской нечистой «игры наверняка»)
(**) Грибоедов … очень говорящая фамилия — Поедающий грибы  имеет скрытую цель = вкусить
(***) -  «бретёр» = от франц. «шпага» — «la brette» — и, соответственно означает искусного фехтовальщика-задиру, готового в любой момент устроить дуэль и проткнуть кого-нибудь по любому поводу. Позже так стали называть и стрелков-дуэлянтов, обладающих таким же характером. На Диком Западе такой персонаж именуется ганслингером (gunslinger).
Бретёр — это скорее оскорбление, чем комплимент, но многие известные бойцы весьма гордились такой характеристикой — это было несомненным признанием крутости и мастерства. В литературе, соответственно, отношение к бретёрам зависит от того, на чьей стороне они оказываются: могут быть полными сволочами, а могут — вполне достойными людьми. Пример: За короткое время гасконец, к его тайному удовольствию, приобрёл в определённых кругах репутацию опасного бретёра, задевать которого себе дороже = см А. Бушков. «Д’Артаньян — гвардеец кардинала».
(****) - вернуться алеутом …  код этой фразы мне полностью неясен в потоке описания отрицательных или сомнительных черт героя… Я ыл на Алеутских (Командорских в границах СССР) островах в турпоходе в 1982г = ничего в алеутах дурного и опасного я не обнаружил = правда видел я их только за забором психинтерната = мужики-алеуты меня не дождались и к тому времени все спились поголовно, потеряв человеческий облик и рассудок, а женщины  уплыли на своих лодках к мужикам на американских  островах Алеутской гряды…

Важно, когда издатель попытался в послании Пушкина Чадаеву (а не К Чаадаеву!):
Или философа, который в прежни лета
Развратом изумил четыре части света,
Но, просветив себя, загладил свой позор:
Отвыкнул от вина и стал картежный вор?

заменить слова «мили философа» на «глупца философа», автор возмутился: зачем глупца? ФТА вовсе не глупец!». А Фаддей Булгарин был от ФТА в диком восторге поляка:
«Умен он был, как демон...»

Бретеры в русской литературе:
;А. С. Пушкин, «Выстрел» — Сильвио.
;А.С. Пушкин — и «Евгений Онегин» — Евгений Онегин и Зарецкий - бретер на пенсии, устраивающий дуэли другим и с максимально кровавым исходом, нарушая кодекс (Онегин опоздал сильно и секом сделал слугу Гийо,а Зарецкий проигнорировал это серьезного оскорбляющее противную сторону нарушение правил...)
; А.С. Пушкин — «Капитанская дочка»
; М.Ю. Лермонтов — «Герой Нашего времени»
;Л. Н. Толстой, «Война и мир» — Долохов.
; А.Куприн - «Поединок»
;Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — субверсия. Дон Румата (он же Антон Малышев, заброшенный в средневековое государство Арканар) по легенде бретёр, 
; Борис Акунин — «Азазель» и «Турецкий гамбит» Ипполит Зуров - он был одним из немногих друзей Фандорина.

***

Давайте вспомним поведение всего двух дворян — Швабрина у Пушкина в Капитанской дочке и Грушницкого у Лермонтова в Герое его времени :

1. Капитанская дочка. Швабрин оскорбляет Петрушу Гринева, провоцирует дуэль и подло  сумел его ранить, лишь подло воспользовавшись ситуацией — Петрушу окликнул дядька Савельич, туды его в качель…, и Швабрин, уже теряющий силы и терпение, наносит подлый разящий укол в грудь пониже плеча … Он, дворянин, повел себя как отпетый негодяй… подлец

2. Герой нашего времени. Дуэль Печорина с Грушницким. Здесь уже целый заговор дворян: приятели подговорили Грушницкого на подлость «забыть положить пулю в пистолет Печорина». Печорин был прозорлив или, скорее всего, опытен в дворянских нравах и их подлых проделках = на месте дуэля он потребовал перезарядить пистолет … После трусливых заносчивых препирательств с неназванным секом капитаном   пистолет с согласия  сломленного позором Грушницкого перезарядили, Печорин пальнул … Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва…. В Ад.

***

Почему дворяне у грандов нашей литературы вели себя нечестно и даже подленько и в ситуации, приведшей к дуэлю, и на самом дуэле  (дуэль — слово и дело муж рода = le duel)?

Поведение Сильвио - апофеоз садистской мести… Месть Пушкин обожал и находил ее вполне в духе заветов его «умеренного демократа» = И.Х.

Немец на русской службе Герман (так у АСП в черновиках, Германн - у редактора Сенковского = любил становиться со-автором… без спроса = чем не подлость…) на дуэли с графиней-старухой убил ее пужалкой класса «поджиг» или поджиглетта
 
Норма нравов и бытия?

Вопрос…. Прием под дых …

И @зачем крутится ветр в овраге…@?

Как тут не поверишь одному толкователю гибели Пушкина — автора романа о дуэли хандрящего Евгения Онегина с поэтом Ленским и всей жизнью: он в пролетарской ярости экспроприатора так и написал: «убил же Пушкина белогвардеец!» 

Мнение о дуэлянтах как людей чести пытался восстановить А.И. Куприн  в легендарной для говнизонной полковой жизни повести «Поединок».

Но мнения о ней знатоков дел чести разошлись:  А -  большевики и сочувствующие оценили высоко: 1) Максим Горький: «Великолепная повесть, я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление» (см. Регинин Вас. Из беседы с М. Горьким, «Биржевые ведомости». 1905. 22 июня. № 8888);  2) ее приветствовал А. В. Луначарский спецстатьей «О чести» в ж-ле «Правда», осень 1905 г: «Не могу также не обратить внимания читателя на прекрасные страницы Куприна — настоящее обращение к армии. Хочется думать, что не один офицер, прочтя эти красноречивые страницы… услышит в себе голос настоящей чести (см. Журнал «Правда». 1905. № 9-10); 3) По К. Паустовскому, сцен повести с ночной встречей у полотна железной дороги Ромашова с Хлебниковым — «одна из лучших… в русской литературе» (см. статья К. Паустовского «Поток жизни» (заметки о прозе Куприна)); Б; генерал  П. А. Гейсман обвинял Куприна в клевете на армию, в покушении на подрыв государственного строя (cм.  Афанасьев В. Н. А. И. Куприн. Критико-биографический очерк

***

Бонус для мозгопротеза по курсам ликбеза

Бретёры в иностранной литературе:

;А. Дюма: «Три мушкетёра». Напрямую героев так не называют (за это можно и вызов получить), но вот ведут они себя соответствующе, как и все королевские мушкетёры. Гвардейцы кардинала — точно такие же задиры и дуэлянты, а их заявления «Мы тут дуэли пресекаем» — просто удобная отговорка и хороший повод докопаться до мушкетёров. А за порядком должны были следить совсем уж третьи службы. «Могла появиться стража и арестовать всех участников дуэли — и здоровых и раненых, роялистов и кардиналистов».
;«Графиня де Монсоро». Все участники финальной пафосной дуэли «трое на трое» таковы, но граф де Бюсси на голову выше остальных = его страсть к дуэлям как развлечению и мастерство, позволяющее оставаться почти невредимым, известна каждому в Париже, даже монаху Горанфло. В конце романа он успевает убить своего врага и больше десятка наёмных убийц и остаётся ещё жив, когда приходят основные заказчики резни … «Капитан Фракасс»: их там немало, но круче всех - Жакмен Лампурд и его кореш Малартик. Главный герой — не бретёр, хоть и побеждает их всех. Ведь он сам ссор не ищет, а сражается исключительно во имя любви! А лули...
;Р. Сабатини: «Хроника капитана Блада»: Тондёр, человек весьма неважной репутации. Намеревался во время дуэли всадить шпагу в Джереми Питта … и «Скарамуш» — кучка профессиональных бретёров из дворян буквально терроризирует неугодных
;Хонор Харрингтон (Honorverse — вымышленная вселенная далёкого будущего из одноимённой серии книг Дэвида Вебера): Денвер Саммервейл — проф. Бретёр (киллер по сути); провоцирует тех, за кого ему заплатили, на оскорбление, вызывает в ответ на дуэль, после чего «на законных основаниях» убивает.
;«Песнь Льда и Пламени» Джорджема Р. Р. Мартина. В славном граде Браавосе пасутся целые стада таких. Это местные мелкие дворянчики, разодетые попугаями и именуемые бравос («храбрецы»). «Красный Змей» - принц Оберин Мартелл тоже пользовался славой любителя поединков и кровожадного человека. И самый архетипичный— сир Лин Корбрей - задиристый высокомерный дворянин из древнего, но обедневшего рода.
;«Приключения Капитана Алатристе» Артуро Переса-Реверте: его Диего к молодецким дуростям не склонен, но временами пользуется бретёрской культурой для совершения заказных убийств — при свидетелях провоцирует цель на поединок, задев плечом на улице. В Испании наемных головорезов называли эспадачинами (шпажниками). Один из собутыльников Алатристе, знаменитый поэт Кеведо со своим коронным «Придется подраться!»
***
Помнить надо лишь одно: Не разевай, Мурлен Мурло, ... мурло = бей первым в Федькино ... чело!