12. 4. Пушкин де Во Дуэль Долгорукова с д-Антесом

Поль Читальский
Барон де Во. Дуэль князя Долгорукова  с сыном д-Антеса Луи Жозефом в 1873 г

Барон де Во. Дуэль князя Долгорукова в 1873 году с сыном д-Антеса Луи Жозефом
Baron de Vaux.  Duel du prince Dolgorouki - Paris 1884
 
(перевод автора - т.е. меня , о ! великого! с псевдонимом- С.Г.)

Рассказ о дуэли на пистолетах в 1873 г между известными персонами с необычной  строгостью условий поединка.

Барон Жорж де Геккерн  *) был в креслах возле оркестра театра Варьете, когда в ложу вошла Каролин Лет***, с которой он был в «холодных отношениях», под руку со своим русским другом князем Долгоруковым, прибывшим накануне; другая дама дополняла квартет. Усаживаясь, Каролин узнала своего любовника.
- Смотри, там Геккерн! Сказала Каролин своей соседке.
*). странно – Сына Жоржа Шарля д’Антеса звали Луи Жозеф (вероятно в честь «отца» Луя Якоба Геккерна и родного отца Жозефа-Конрада…)

Князь Долгоруков, знавший молодого джентльмена только по его репутации, взял лорнет и склонился с ложи. Геккерн, заподозрив (уверовав)  насмешку, показал жест, означавший: Вы что-то ко мне имеете? 
Пока князь очень близорукий искал место, Геккерн покинул свое кресло и грубо постучал в дверь ложи.
Князь открыл и извинился за простое любопытство. Могла бы  начаться прекрасная дискуссия, но его слушатель не готов был этого терпеть. Князь получил пощечину.

Назавтра два секунданта соотечественники князя – граф Желтушкин (полковник императорской гвардии) и граф Пзевеловский  - вступили в переговоры с секундантами (свидетелями) Геккерна – господами Альфонсом ле Альдама и Ксавье (ох, уж эти ксавьюши…) Фейянтом:
- Господа, сказали русские переходя к делу, вы во Франции имеет привычку иметь маленькие дуэли в 4 су, которые стоят и того меньше; у нас дерутся редко, нот когда один господин оскорбляет другого, необходимо, чтобы один из них был мертв.

Секунданты князя посчитали, что напугали своих коллег столь энергичными словами. Но гг. АдеА и К.Ф. не были теми юнцами, которые  напишут 20 тетрадей достойных пера Меттерниха и Талейрана и  …тра-та-та-та и в итоге поднесли своим клиентам вербальный протокол, где было сказано следующее:
1) недопустимо иметь намерение покушаться на честь
2) получите пощечину взад.

Свидетели барона заявили: Наш друг поручил нам принять все ваши условия.

Эти условия были крайне суровыми и встречались во Франции лишь второй раз и мы их приводим здесь полностью в силу их курьезности:

1)  Противники располагаются в 20 шагах друг от друга
2)  По команде «Сходитесь» они могут сделать 5 шагов
3) Стрелять можно по желанию в любой момент после команды  Сходитесь
4) Барьеры находятся в 5 шагах от каждого дуэлянта и означают границу, за которую нельзя переступать
5) Количество пуль не лимитировано и  поединок не прекращается до тех пор, пока кто-нибудь не будет настолько ранен (поражен), что продолжение его станет невозможным
6) Раненный может стрелять из положения лежа и тащиться к барьеру, но без помощи секундантов
7) Дуэль состоится в герцогстве Люксембург; используются пистолеты для стрельбы

Эти условия были барону хорошо известны – на таких же условиях стрелялся его отец с великим русским поэтом Пушкиным в 1837 году.
 Его первым порывом было понимание, что как он был неправ и не стоило хлестать князя по щекам, который ведь не знал Каролины Л…. Но вино было налито и его требовалось выпить …
- Поскольку я не прав, я выдержу стрельбы противника и затем выстрелю в воздух
- В таком случае делается вторая попытка, оружие перезарядят … и ты станешь легкой мишенью, так как ты представляешь идеальную цель в виде пластилина - крахмальной белой рубашки
 …  Князь не даст тебе второго случая, - предупредил А де А
- Тогда  я сделаю его неспособным продолжить  – заключил барон Г.

Когда утром секунданты  не увидели своего барона готовым к отъезду, они нашли его в его комнате сидящем на постели среди двух десятков носков …в экстазе дискутирующим со своим слугой об оппортунизме своего выбора.  Наконец он выбрал пару в белый горошек и сказал: если я буду убит, мой труп будет нарядным …
Перейдя границу с Люксембургом, противники прибыли на место поединка. Метками барьеров служили палки, расположенные в 10 шагах одна от другой. Пистолеты достали из футляров, зарядили и подали противникам.
 
По команда Аллэ! Князь Долгоруков перекрестил свой пистолет, сделал 5 шагов к барьеру и произвел выстрел.
Геккерн, наблюдая как противник идет к барьеру, хладнокровно взял князя на мушку, шел медленно, произвел выстрел и раздробил ему правое плечо. Потом со шляпой в руке он подошел к лежащему на земле князю.
- Князь, простите меня за мою неловкость вчера большую, чем моя неловкость сегодня; долгое время вы могли бы получать мои  извинения и сожаления, если б мне позволено было  их вам посылать (выражать).
Взволнованный до слез князь протянул ему руку…

Провидение было вероятно занято в этот день в ином месте; в итоге все несчастья свалились на горемыку. Прибыв из России три дня назад, он получил трусики стоимостью в 100,000 франков, безмерное оскорбление, пулю, а также новость, что некая персоны, которой он доверял, тотчас недостойно предала его. Это был полный комплект несчастья.

Поднявшись в возок, он  убедился в том, что происходит в подобных случаях. Кучер раненого имел мрачный вид и поникшую голову. Наоборот, кучер победителя радостно щелкал кнутом, говоря своему клиенту:
- Видите ли, я поставил 20 франков на то, что вы будете победителем!
- Что это может означать? Ты меня никогда не видел и может быть никогда более не увидишь.
- Возможно, но, господин, у каждого своя прихоть!

Вернувшись в Тьонвиль, Геккерн был встречен овацией немецких офицеров, выстроившихся на своих бастионах; напомним – то был 1873 год …
 
Что касается кн. Долгорукова, то  он счастливо исцелился и его неудачи прервались. Он стал шурином  покойного императора Всея Руси благодаря марьяжу своей сестры, той, которую звали Великая Мадмуазель.