Хороший сосед

Любовь Матвеева-Поротикова
 

          «Хороший вор на своей улице не ворует»,
          «Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели»,
          «Вора принять – самому в беду попасть»(русск. пог.)

      Все уезжают в Россию из нашего казахского Петропавловска,  уже почти никого в подъезде не знаю.  Вот и Перепёлкины с пятого этажа подались на Алтай. Квартиру продали молодой семье с двумя детьми. Тоже, вроде, хорошие люди. Особенно мужчина, приветливый такой, не то казах, не то кореец, Жанат. Сразу стал здороваться, даже спрашивает при каждой встрече «Как дела?» Я бы и рассказала, только он сразу убегает – торопится. Всегда куда-то торопится!  Весь день его не видно, а к вечеру, когда темнеет,  начинается активность – он выходит во двор, начинает кому-то звонить, вполголоса о чём-то договариваться, потом вызывает такси и куда-то уезжает. К любовнице, что ли? А жена куда смотрит? Так и без мужа можно остаться!
         Жена его Марина дома сидит, детей воспитывает – мальчика и девочку. Хорошие детки, вежливые, учатся в младших классах, тоже здороваются. К ним часто приходит в гости бабушка – мать Жаната.  Она прекрасно выглядит совсем молодой женщиной, хорошо одетой и приятной во всех отношениях.  Не верится, что этот крупный тридцатилетний мужчина, Жанат - её сын. Она всегда и очень часто  привозит молодой семье полные сумки продуктов, подарков, даже присаживается отдохнуть на лавочку перед тем, как начать подниматься. Похоже, она и содержит семью. Говорят, работает адвокатом. Кем же работает её сын? Спросить неудобно, и я всё больше начинаю сомневаться, что он вообще работает...
             - А где бы взять ключ от подвала? – однажды спрашивает у меня Жанат. – Мне нужна кладовка.
             - Я дам тебе ключ, - отвечаю ему. Он берёт ключ, сначала пытается оборудовать собственную кладовую, потом бросает это дело – не мастеровит. И устраивается перед моей кладовой – там есть пространство, и готовая  дверь, надо только купить замок.  Покупает замок,  вешает на дверь, отдаёт от него ключ мне, поскольку к своему чулану я теперь хожу через его. Делает новый ключ на подвал, и теперь он сам себе хозяин.
              Я изредка спускаюсь вниз, удивляюсь, как много в подвале у соседа добра – ковры, хорошая посуда навалена в большой коробке, вот совсем новенький матрас свёрнутый – он же запылится! И я прикрываю его какой-то тряпкой. Прикрываю картонкой дорогую посуду, а то какой-нибудь сантехник «глаз положит» на неё – тут проходят трубы, к которым иногда требуется доступ коммунальных работников.
              Вещи в подвале то появляются, то исчезают, за всем надо бы присмотреть, а Марина ни разу не спустилась в подвал. Я ей как-то вежливо выговариваю, что такие вещи надо бы дома хранить, может, на балконе – квартира-то большая! Но Марина отмалчивается. Зато Жанат  - а я уже знаю, что он не работает – всё активнее становится ночами, что-то из вещей привозит, что-то из подвала увозит... Странно...
              Однажды я спускаюсь в подвал, и вижу – все кладовки взломаны, и моя тоже. Из моей пропали настольная газовая плитка с баллоном и ещё кое-что. Я жалуюсь Жанату... При этом хорошо помню, что накануне среди бела дня он у меня опять брал ключи от подвала – свои потерял. Помню, что он подогнал грузовую машину и с товарищем долго что-то таскали из нашего подвала в эту машину – какие-то колёса, аккумуляторы, ещё что-то...
               Потом ко мне позвонили дети соседа сверху – старичка, недавно умершего. Сказали, что ограблены на много тысяч рублей, что они здесь, у отца в подвале, хранили много ценного,в том числе дорогих запчастей от своих машин... Я рассказала, чему была свидетелем. Они пошли наверх и долго громко ругались с Жанатом и его женой.  Подали в суд. Приходил полицейский, записал мои показания, я готова была стать свидетелем на суде, однако там всё сошло на тормозах – мать-то у Жаната адвокат! Пострадавшим объяснили, что доказать, что именно было в подвале, трудно, кажется, обещали компенсацию,  да так всё и сошло на нет.
             Вскоре после этого семья Жаната распалась, квартиру продали и разделили, купили две однокомнатных. Марина с детьми  теперь живут в соседнем микрорайоне, дети забегают к своим товарищам в наш двор, к моему окну. Вот и вчера девочки подбежали поздороваться - одна из них дочка Жаната. Из окна с ними поговорила, ведь живу я на первом этаже. Узнала, что детки продолжают общаться с отцом и бабушкой, которая очень их любит. Особенно внука, в котором души не чает - так похож на любимого сына! "Вот только - жалуется девочка - на Новый Год ей бабушка подарила пакет с конфетами, а внуку - новую модель телефона! Мама теперь работает, папа тоже - СТОРОЖЕМ!" Я не удивлена - воры всегда если и идут работать, то в сторожа, ведь СТОРОЖА и ВОРЫ - профессии смежные!

             Да, хороший был сосед! А кто теперь живёт в их квартире, я даже и не знаю - не здороваются...

             И вот после попытки переворота я думаю, что в случае нестабильности в стране кто первым придёт на твой порог? Вовсе не боец из Афганистана и не головорез из спящей ячейки, а вот такой сосед, который каждый день тебе говорит "Здравствуйте!" Так было и в Абхазии - добрые соседи-грузины, рядом с которыми жизнь прошла, вдруг достали обрезы и пошли по соседям-абхазам, убивали, насиловали, грабили. Когда их выкурили в Грузию (с помощью российских миротворцев, которые до сих пор там), абхазы пожгли их дома. До сих пор их обгорелые останки торчат тут и там - дома "добрых соседей"... Я их видела своими глазами и своими ушами слышала ужасные рассказы очевидцев...