12 персон из мировой философии трактат

Анатолий Винобер
12 персон из мировой философии (первая галерея): историко-философский трактат

Аннотация: Настоящая статья есть публикация вышеназванного историко-философского трактата. Структура трактата состоит из 12 глав, введения и Post scriptum. Каждая глава включает семь постулатов. Текст трактата представляет собой выборочные фрагменты философского наследия 12 персон мировой философии и комментарии автора к ним (выбор персон и фрагментов носит субъективный и ситуативный характер): Гераклит, Эпикур, Боэций, Дж. Бруно, Р. Декарт, Б.Паскаль, Б.Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, М.Хайдеггер.

Введение

В-1. Опрометчивое бремя – выбирать из великих.
В-2. Мир познается из центра Вселенной.
В-3. Центр Вселенной живет в нашем сердце.
В-4. Мозг человека – отражатель и ретранслятор мирового бытия.
В-5. Вселенная – бесконечная совокупность неисчислимых миров.
В-6. Один из миров – живет в нашем «Я».
В-7. Когда мы уходим в полевую субстанцию – наш мир навсегда исчезает.
В-8. Остаются знаки и символы. Участь их неизвестна.
В-9. Философия – одно из занятий человека, оживляющего знаки и символы.

Гл. 1. Гераклит из Эфеса (ок. 540-480 гг. до н.э.).
Аристократ. Оракул. Диалектик.

1.1.Предание относит Гераклита к царскому роду. Отказался от царской власти в пользу своего брата. Жил уединенно в горах, чтобы созерцать звездное небо и размышлять об устройстве мира. К нему приходили, как к оракулу, узнавать волю богов. Написал одну книгу, которая была размещена в храме, как собрание текстов сакрального содержания. После смерти Гераклита – книгу выкрали из храма, и она исчезла в неизвестном направлении. Из этой книги, удивительным образом, сохранилось около 150 фрагментов. Удивительно потому, что от многих древних мыслителей не сохранилось порой даже одного достоверного предложения или изречения. Эти полторы сотни фрагментов – отдельных фраз и коротких изречений – живут в мировой философии почти 2500 лет своей независимой жизнью, и будоражат мысли философов разных времен.

1.2. Уже в древности, благодаря своему сочинению «О Вселенной, о государстве, о богословии» (последнее слово, скорее звучало как «о божественном»), получил прозвание «Темного» – за иносказательность и трагическую серьезность своих высказываний.
Первопричиной мира называл божественный первоогонь, приравнивая его к чистому разуму. Этот «огонь» – «чистый разум» (мы бы назвали его «лучистой энергией вселенского разума») – обладает жизнью, сознанием, волей – является разумным правителем Вселенной. Имя ему – Логос.

1.3. Логос Гераклита необычайно многозначен. Это слово, всеобщий закон и космический разум.
Мир происходит из Единого. И всё возвращается к Единому. Мир рождается, живет и впадает в оцепенение (безмолвие). И снова первоогонь оживляет Логос.
Всё течет. Всё изменяется. Всё обновляется. И всем правит Логос. Участь человека – познание и подчинение Логосу.
Высшее счастье человека – в мышлении и постижении. Путь постижения приводит к просветлению и мудрости.
Обычно люди пребывают в иллюзии, как во сне. Только мышление приносит пробуждение.

1.4. Помимо Логоса Вселенной правит Дух Борьбы. Единство Борьбы и Логоса порождает раздвоение Единого. Отсюда – единство и борьба противоположностей – учение, порождающее диалектику.
Диалектические идеи Гераклита становятся впоследствии существенной частью многих философских учений.

1.5. Диалектические идеи Гераклита отразились в философских текстах Платона, Эпикура, Плотина и других античных философов.
В XIX и XX веках – новый импульс возрождения диалектических идей: Гегель, Маркс, Энгельс, Ницше, Гуссерль, Хайдеггер и многие другие известные философы приняли в лоно своих концепций и по-новому осмыслили-интерпретировали идеи диалектики Гераклита.

1.6. «Все течет, всё изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

1.7. Предполагаем, что XXI век принесет новое осмысление и проникновение, новые откровения и новые прочтения фрагментов вечного философа Гераклита Эфесского.

Гл. 2. Эпикур (341-270 гг. до н.э.).
Умеренно рациональный оптимист.

2.1. Эпикур. Эпикуреизм. Сад Эпикура.
Предание античных времен часто доносит до наших дней искаженный до неузнаваемости образ учения Эпикура. И чаще всего, эпикуреизм предстает в виде безудержного гедонизма: «Ешь, пей, гуляй и наслаждайся жизнью. Беги от забот мира. Скрывай и таи, мечты и замыслы свои…».
Эпикуром было написано около 300 сочинений, но сохранились лишь три письма, где кратко изложены основные моменты его учения. И только благодаря замечательной поэме римского поэта I в. до н.э. Лукреция Кара «О природе вещей», мы имеем более ясный образ учения древнегреческого философа Эпикура, основавшего в 306 году до н.э. оригинальную философскую школу «Сад Эпикура».

2.2. Как говорят в наш просвещенный век, основной движущей силой философской концепции Эпикура было стремление создать универсальное практическое руководство для жизни в переменчивом мире. В основе философии Эпикура – принципы практической этики, физика и логика – это сопутствующие конструкции.
Тем не менее, картина мира в учении Эпикура весьма своеобразна: бесчисленность спонтанно развивающихся миров и отрицание бессмертия, отрицание предопределенности в судьбе человека. В пространствах между многочисленными мирами обитают бессмертные боги, равнодушные к земным страстям или точнее – к мирским страстям во множественных мирах.

2.3. Эпикур учил тому, что человек должен доверять своим ощущениям – ибо в них отражается, выражаясь современным языком, объективная реальность.
Познание природы и философские искания – это главный способ освободиться от страха смерти и получить от жизни доступные удовольствия.

2.4. Удовольствие духа превыше удовольствия телесного и чувственного, счастье и блаженство являются следствием познания мира и результатом духовных исканий и упражнений. Люди должны стремиться жить в разумном согласии.

2.5. «Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от неё в старости» и «Живи незаметно» (уединенно) – переводя на простой народный язык XX-XXI вв.: «Философствуй всю жизнь и не встревай в мирские передряги» (т.е. «не лезь на рожон»). Один из главных принципов Эпикура. Всегда и во все времена – ему сложно следовать в водовороте бурных исторических событий.

2.6. Многие изречения Эпикура давно стали афоризмами житейской мудрости и пришли к нам сквозь десятки веков и поколений: «Лови день!», «Благоразумие дороже философии», «Имей всегда больше ума, чем честолюбия», «Живем лишь раз!», «Умение хорошо жить и хорошо умереть – одна и та же наука».

2.7. Помимо Лукреция Кара, одними из ярчайших последователей Эпикура были Николай Кузанский и Джордано Бруно – по крайне мере, в их учениях видимое место занимает концепция множества миров, где живут такие же смертные, как и в нашем земном мире. Если смотреть в корень, то следы Эпикура легко обнаружить в гуманистической психологии, в логотерапии Виктора Франкла и даже в американском философском прагматизме.

Гл. 3. Боэций (Аниций Манлий Торкват Северин) (480-524 гг.).
Последний Учитель античного Рима.

3.1. Римский философ, государственный деятель, ученый-энциклопедист. Один из основоположников средневековой схоластики. В 524 году казнен по приговору остготского короля Теодориха. Перед смертью, в тюрьме, написал художественно-философское сочинение «Утешение философией», которое сохранилось сквозь века, и во многом, благодаря этому труду, к Боэцию пришла посмертная слава.
Также значительную роль сыграли переводы и комментарии к Аристотелю, которые оказались востребованы в средневековой философии.
Написал ряд теологических работ, где оправдывал христианские догмы с точки зрения разума.

3.2. Свои теологические трактаты Боэций писал с позиций примирения веры и разума. Так, до него, еще никто не писал, и только спустя семь веков это станет нормой для средневековой схоластики. Оттого и прозвание Боэция – «Отец Средневековья».

3.3. Виртуозные логические рассуждения Боэция, опиравшиеся на работы Парменида, Платона, Аристотеля, неоплатоников, были предтечей будущего торжества схоластического метода в средневековой философии.

3.4. По существу, метод логических, онтологических и категориальных рассуждений Боэция во многом оформил будущую центральную линию европейской философии, сохранившуюся и по сей день.
Выдающийся схоласт - виртуоз XX века Мартин Хайдеггер – прямой философский потомок Боэция, как впрочем, и весь французский философский постмодерн.

3.5. «Утешение философией» – самое яркое философско-поэтическое произведение раннего Средневековья, пронизано гуманизмом и психологизмом страдающей личности. Философия смиряет автора с бренностью бытия и приобщает к бытию вечному. Философия спасает от отчаяния.

3.6. В современной философской и исторической литературе нередко высказывается мысль, что Боэций не был оригинальным мыслителем, что не создал своей системы, что был эклектичен. В таком случае возникает вопрос: «А судьи кто?». А судьи, как часто бывает в истории и в повседневной жизни,  ангажированы и предвзяты.

3.7. Философская судьба Боэция, его мысли и творения живут в современной научной и философской культуре такой же яркой и влиятельной жизнью, как и все прошедшие 1500 с лишним лет после его преждевременной смерти.

Гл.4. Бруно Джордано Филиппо (1548-1600 гг.)
Прометей инакомыслия.

4.1. В 1600 году в Риме, на Площади цветов, был сожжен на костре еретик, выдающийся итальянский философ – Джордано Бруно – великий романтик и энтузиаст миропознания. Последователь Эпикура, Плотина и Кузанского, да и многих других философов античности и Средневековья.

4.2. Бруно утверждал идею множества миров, необъятной и бесконечной вселенной. Центр вселенной – повсюду и во всем. И каждая вещь имеет душу, которая есть внутренняя причина и сила всякой вещи.

4.3. «Глупо и нелепо считать, будто не могут существовать иные существа, иные виды разума, нежели те, что доступны нашим чувствам», – так мог говорить человек XX века, единомышленник К.Циолковского и русских космистов.

4.4. Бесконечная вселенная есть бог. Бог есть природа и есть материя. Все фрагменты мира, все его вещи – одновременно материальны и психичны.

4.5. Во многих своих суждениях Джордано Бруно парадоксален и предельно диалектичен: «Немалого доискался философ, который проник в смысл совпадения противоположностей…», «Покой – это движение с бесконечной скоростью».

4.6. Мир одушевлен со всеми его членами. Мировая душа есть всеобщий ум, являющийся универсальным интеллектом. Служение Богу – познание законов Универсума и законов движения.

4.7. «… едва лишь мысль взлетает, из твари становлюсь я божеством – меня любовь преображает в Бога» – Джордано Бруно – человек, опередивший время дерзкой мыслью.

Гл. 5. Декарт Рене (1596-1650 гг.).
Глашатай экспериментального рационализма.

5.1. Философ, математик, физиолог, методолог, физик.
Творец методов и конструкций, пионер современной науки и современной (её большей части) философии. Влияние Декарта на творчество многих философов отслежено многократно. Помимо Спинозы, Лейбница, Гуссерля и многих других традиционно перечисленных в истории, мы бы отметили особое влияние Декарта на Б.Больцано, Б.Рассела, Уайтхеда, Л. Витгенштейна, М. Мамардашвили, Г.Щедровицкого…
Многие идеи Декарта живут в феноменологии, экзистенциализме, постмодернизме и других направлениях философской мысли.

5.2. Декарт утверждал о причастности человека к некоему сверхсознанию, которое усиливает человеческую мысль и превращает в мыслящую субстанцию, постоянно питаемую от сверхсознания.

5.3.Радикальное сомнение, пребывание в почти непрерывной рефлексии о своем бытии и своем мышлении, делает разумность человека более прозрачной и более объективной.

5.4. Наука и философская мысль всегда живут внутри нас – надо только найти ключ к проявлению этого глубинного знания.

5.5. На взгляд М.Мамардашвили, Декарт – самый таинственный философ Нового времени или даже всей истории философии (мы склонны считать таковыми Гераклита и Плотина). «Нет текстов более непонятных, чем декартовские». Непонятных текстов, на наш взгляд, существует огромное число, и встречаются они почти у каждого философа, в т.ч. у М. Мамардашвили, Людвига Витгенштейна, Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера (не говоря уже про многочисленных деконструктивистов и аналитиков).

5.6. Все же (опять субъективно) самое глубокое проникновение в творчество Декарта – это «Картезианские размышления» Мераба Мамардашвили. Декарт считал, что излишне напряженная волна усилия в случае стремления к истине, затемняет и искажает искомую истину. «Высшее богохульство – пытаться мыслить вместо Бога». Мысль есть мысль, а материя есть материя, или тело, и что вместе им не сойтись. Или как заключает Декарт: никакое протяженное тело не может мыслить. И наоборот: мысль, как таковая, не имеет протяжения. 

5.7. Декарт вопрошал: как может конечное, ограниченное существо претендовать на объективность, необходимость и универсальность своих познаний?..
К методу: чтобы не было пропущено ни одно звено рассуждения – необходима энумерация – полный обзор и перечень всех ходов рассуждений (отсюда – Спиноза, Больцано и Витгенштейн).

Гл. 6. Блез Паскаль (1623-1662 гг.).
Человек, заглянувший в бездну.

6.1. Паскаль ранний, зрелый и поздний – это почти как три разных человека (в творческом самовыражении).
Условно: ранний – научная доминанта; средний – философская; поздний Паскаль – фанатически верующий мистик.

6.2. Удивительный интуитивист. Один из главных иррационалистов философии Нового времени. Непосредственное познание – по Паскалю – моментальность проникновения.
В конце жизни – отказ от «самонадеянных исследований» в пользу «безмолвного созерцания»

6.3. Разум не может обеспечить человеку устойчивость и уверенность: «ничто не способно укрепить конечное между двумя бесконечностями», но «величие человека в том, что он сознает свое ничтожество».
Ужасающая противоречивость человеческой природы делает человека «непостижимым чудовищем».

6.4. В XX веке новоявленные экзистенциалисты нашли в Паскале своего духовного предшественника. И это звучит гораздо убедительнее, чем признание «главным экзистенциалистом» Серена Кьеркегора. На наш субъективный взгляд, изрядная доля экзистенциализма присутствует уже в учении Эпикура.

6.5. Огромное влияние на творчество и философскую мысль Паскаля имели болезни (вероятно, врожденные), преследовавшие его с самого раннего детства и до последних дней.

6.6. «Всё наше достоинство заключается в мысли. Вот чем должны мы возвышаться, а не пространством и временем, которых нам все равно не заполнить. Будем же стараться хорошо мыслить. Вот начало нравственности».

6.7. «… При моем нравственном невежестве, наука о внешних вещах не утешит меня в момент скорби, тогда как наука о нравственности всегда утешит меня в незнании вещей внешних…». «Все создано и определено единым Творцом: корни, ветви, плоды; причины и следствия».

Гл. 7 Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.).
Интеллектуальный интуитивист бесконечности. Нидерландский философ.

7.1. Иногда, историки называют XVII век – веком гениев. Один из них – Барух Спиноза. Как Декарт, Паскаль и еще ряд удивительных мыслителей и естествоиспытателей, живших и творивших в XVII веке…

7.2. Для философского развития юного Баруха немаловажное значение имело внимательное изучение текстов Ветхого завета. Но, видимо, идеи великого Маймонида и других средневековых еврейских мыслителей были более убедительны для становления философского сознания юноши – в возрасте 23 лет, Спиноза был подвергнут общественному остракизму и навеки проклят активистами синагоги.

7.3. Ложность познания, согласно Спинозе, это фрагментарность его, которая может иметь самые разные степени, неполнота и отрывочность мыслей и идей, обусловленная беспорядочным опытом. Достоверные же истины устанавливаются, прежде всего, логически, до опыта.

7.4. Интуитивное знание, согласно Спинозе, имеет непосредственное отношение к познанию сущностей вещей. Сущности – вечные, вневременные истины.
Интуиция – стремление человеческого духа к целостному охвату объекта, вплоть до природы – Вселенной.

7.5. Бог. Субстанция. Природа.
Трактуя природу, как совокупность единичных вещей, Спиноза видел в ней потенциальную бесконечность.
Единая вечная и бесконечная субстанция. Бесконечное число модусов возникают из необходимости божественной природы. Познавая модусы – мы познаем субстанцию.

7.6. Благодаря интуиции можно постигать вещи под углом зрения вечности – как формы единой субстанции.
Во вселенских масштабах всё существующее существует только как необходимое, ибо оно предопределено всей совокупностью мировых связей. «Возможное и случайное – лишь недостатки нашего разума».

7.7. Этика Спинозы – человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом. «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

Гл. 8. Иммануил Кант (1724-1804 гг.).
Главный бухгалтер немецкой философии. Немецкий философ и естествоиспытатель.

8.1. «И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою всё новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне».

8.2. Имманиул Кант родился и практически всю жизнь прожил в Кенигсберге. Преподавал в местном университете с 1755 по 1797 годы метафизику, логику, моральную философию, физику, математику, астрономию, географию и другие научные дисциплины.

8.3. «Трансцендентное» обозначает то, что существует вне сознания, недоступно ему и непознаваемо».

8.4. Великие произведения И.Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Именно эти работы, с которых начинается немецкая классическая философия. Кант был первым немецким классическим философом. На наш субъективный взгляд, вполне вероятно, что и последним. Потому что отнесение к классическим философам Гегеля и иных немецких философов – это явное субъективное недоразумение. Скажем так, историческое заблуждение экзальтированной публики.
Главной целью философии Канта был поиск ответа на вопрос: благодаря чему, и в какой мере можно достичь познания предметов посредством чистого разума? Кант вводит понятие «идей разума» как необходимых идеалов познания, регуляторов, направляющих познавательную и практическую деятельность человека.

8.5. В качестве науки метафизика возможна только через осуществление критического исследования.
Каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех его границ, до которых простирается само знание.
Также необходимо исследование тех границ, дальше которых, в силу устройства самого нашего сознания, не может простираться компетенция разума.

8.6. Именно проблема человека и его свободы явились побудительным мотивом всего философского творчества мыслителя. Одним из главных итогов явилась формулировка закона категорического императива или правила, определяющего форму морального поступка.
Кант обозначил ориентир исторического движения человечества к великой цели: созданию всеобщего правового гражданского общества, а также к установлению состояния «вечного мира» между государствами.

8.7. Влияние Иммануила Канта на философию XIX и XX веков трудно переоценить. В первую очередь, на философию жизни, феноменологию, экзистенциализм и другие направления. Кант, безусловно, актуален для философии XXI века.

Гл. 9. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831).
Наполеон европейского идеализма.

9.1. «…В опыте, в котором сознание должно было найти свою истину, оно скорее становится для себя загадкой. Последствия его дела для него не суть его самые дела; то, с чем он встречается, не есть для него опыт того, что оно есть в себе…  Абстрактная необходимость таким образом означает только негативную вне понятия находящуюся власть всеобщего, о которую разбивается индивидуальность».
Выше представлен совершенно случайный фрагмент из классического Гегеля, властителя умов в Германии в начале XIX века. И, собственно, он весь такой и есть, Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Для одних – великий и неподражаемый, для других – невероятно абсурдный.
Кьеркегор, датский мыслитель и будущий экзистенциалист, слушал лекции Гегеля, и оставил об этом весьма нелестное мнение. Но самым беспощадным критиком Гегеля был его более молодой современник Артур Шопенгауэр. Бертран Рассел называл Гегеля шарлатаном, Мамардашвили считал, что у Гегеля чудовищный язык… Но Гегель был в большом почете у Маркса, Энгельса и Ленина, и соответственно занимал в марксистско-ленинской философии особое место, как создатель диалектического учения.

9.2. Считается, что Гегель создал целостную философскую систему – одну из последних всеобъемлющих систем европейского рационализма; разработал теорию диалектики на основе объективного идеализма; что Гегель глубочайший знаток древнегреческой философии и необычайно глубоко изучил современное ему общество (политику, экономику, право, культуру)
Самое известное произведение Гегеля «Феноменология духа» (1807).
Он приходит к выводу относительно своей философской системы (ни много ни мало!), что она является заключительным звеном в развитии самосознания человеческого духа и объединяет в себе все предыдущие философские системы в их целостности.

9.3. Ядро учения Гегеля – идея абсолютного духа, как бесконечно законченного в себе бытия, открывающая себя в процессе познания.
«У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним, показать ему свои богатства и свои глубины, и дать ему наслаждаться ими».
Диалектика развития идеи абсолютного духа:
1)абсолютный дух, как «идея в себе»,
2)дух в своем «инобытии» (внешний для себя),
3)дух, достигший себя «в себе и для себя».

9.4. Гегель подвергал критике идею «вечного мира», которую проповедовал И. Кант, и возможность её осуществления в федерации государств или народов. Он отвергал саму идею создания гарантий международной безопасности.
Гегель говорит о «высоком значении войны»: благодаря ей «сохраняется нравственное здоровье народов… война предохраняет народы от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а там паче вечного мира».

9.5. Согласно Гегелю, религия не противоположна знанию. «Религия и философия совпадают в едином целом. Философия в действительности сама есть служение богу. Однако обе, как религия, так и философия суть лишь своеобразные способы служения богу».

9.6. «Настоящая форма, в которой существует истина, может быть только её научной системой. Я поставил себе целью поработать над тем, чтобы философия приняла форму науки, чтобы она могла покинуть имя любви к знанию и стать действительным знанием… Те, кто так много говорит против философской системы, упускают из виду, разбирая определенную систему, то обстоятельство, что это философия. Обстоятельство решающее, подобно тому, что дуб – это дерево».

9.7. «Бытие и ничто суть на самом деле одно и тоже, или нет ничего такого, что не было бы промежуточным состоянием между бытием и ничто… Пусть те, кто настаивает на различии между бытием и ничто, возьмут на себя труд указать, в чем оно состоит».

Гл. 10. Артур Шопенгауэр (1788-1860).
Саркастический честолюбец и отшельник.

10.1. В возрасте 30 лет написал свое главное произведение – «Мир как воля и представление».
Преподавательская карьера Шопенгауэра не задалась. Две попытки читать лекции в Университете в 1820 и 1825 годах были неудачными.
Благодаря наследству, мог жить обеспеченно и уединенно.
Из 800 экземпляров изданной в 1818 году книги Шопенгауэра «Мир как воля и представление» за полтора года было продано лишь 100 экземпляров. Оставив для продажи 50 экземпляров, издатель превратил все остальные в макулатуру…

10.2. Шопенгауэр считается основоположником системы, проникнутой волюнтаризмом, пессимизмом и иррационализмом.
В основе учения – воля. Воля беспричинна. Мир сам по себе – мировая воля. Материя – вселенская причинность. Единство воли и движения. Всякое действие тела – есть объективированный акт воли, а всё тело – это объективированная воля. Великая сила природы – есть лишь явление мировой воли. Выражением воли к жизни является также борьба всех против всех.

10.3. Шопенгауэр одним из первых подверг сомнению моральность материального прогресса общества. Жизнь человека всегда и при всех обстоятельствах есть страдание. Оптимизм – есть просто издевательство над немыслимыми страданиями человечества.
Истинная сущность вещей иррациональна и познается лишь философской интуицией.

10.4. «Моя философия в первый раз полагает истинную сущность человека не в сознании, а в воле, которая не связана по существу с сознанием, а относится к сознанию, то есть к познанию, как субстанция к акциденции… Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир – это самопознание воли… Помимо нашего представления – мира нет. Ибо мир существует лишь как наше представление».

10.5. Артур Шопенгауэр – выдающийся мастер философских афоризмов. Известность пришла к нему уже в конце жизни, после издания книги афоризмов. «Философия до сих пор терпела неудачи главным образом потому, что её искали по пути науки, а не искусства. Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

10.6. Никто так не критиковал Гегеля как Шопенгауэр. Можно сказать, он создал шедевры афористического сарказма по поводу великого учения Гегеля: «Одно искусство действительно понимал этот Гегель, именно искусство водить немцев за нос. Но это не великое искусство. На каждой странице, в каждой строчке сквозит старание обморочить и обмануть читателя… Гегелевская философия состоит из ; чистой бессмыслицы и ; - нелепых выдумок».

10.7. «… вечность – это такое понятие, в основе которого не лежит никакой интуиции; поэтому и содержание его чисто отрицательно – оно означает именно вневременное бытие. Время же все-таки – это лишь образ вечности, как учил Плотин; оттого и наше временное бытие не что иное, как образ, или символ нашей внутренней сущности. Последняя должна иметь свои корни в вечности, потому что время – это лишь форма нашего познания; между тем, только в силу времени мы познаем, что наша сущность и сущность всех вещей преходяща, конечна и обречена на уничтожение».

Гл. 11. Ницше Фридрих (1844-1900).
Поверженный судьбою нигилист.

11.1. «Когда-нибудь все будет иметь свой конец – далекий день, которого я не увижу, - тогда откроют мои книги и у меня будут читатели. Я должен писать для них, для них я должен закончить мои основные идеи. Сейчас я не могу бороться – у меня нет даже противника».

11.2. Стефан Цвейг: «Всю свою жизнь говорит, борется, страдает Ницше в одиночестве. Его речь не обращена ни к кому, и никто отвечает на неё. И что еще ужаснее: она не достигает ничьего слуха… В этом пребывании наедине с собой, в этом пребывании наедине против самого себя – самый глубокий смысл, самая священная мука жизненной трагедии Фридриха Ницше: никогда не противостояла такому неимоверному избытку духа, такой неслыханной оргии чувств такая неимоверная пустота мира, такое металлически непроницаемое безмолвие… Нет свидетелей его духовной смерти, как не было свидетелей его духовной жизни».

11.3. «Философ вынашивает и изнашивает убеждения… Для философа вредно быть прикованным к единой личности. Если он нашел себя, он должен стремиться время от времени терять себя – и затем вновь находить».
«Змея, которая не может сменить кожу, погибает. Так же и дух, которому не дают сменить убеждения: он перестает быть духом».

11.4. Творчество Ницше – это постоянные бифуркации. Это постоянные взлеты и падения духа. Утрата веры в разум и торжество пессимизма. Отрицание устоявшейся морали и переоценка ценностей.
Идея «личного возвращения» сменяется идеей «воли к власти» и «идеей сверхчеловека».
Пролог к новой культурно-философской ориентации – философии жизни. Наука враждебна жизни. Только искусство –«только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в личности».

11.5. «Случай – это самая древняя аристократия мира, её возвратил я всем вещам, я освободил их от подчинения цели... Сущность вещей не заключается в слепом желании жить; жить – это значит распространяться, расти и побеждать; правильнее будет сказать, что сущность вещей – это есть слепое желание власти, и все явления, совершающиеся в человеческой душе, должны быть истолкованы как проявления этого желания».

11.6. «Всё подвержено вечному возврату. Когда-нибудь мы снова встретимся при тех же обстоятельствах; я снова буду болен, а вы удивлены моими речами… Не всё ли равно, что я умираю: ведь ничто не разлучает, ни приближает, потому что каждый момент возвращается, каждая минута вечна».

11.7. «Страдание есть самый скорый способ для постижения истины».

Гл. 12. Хайдеггер Мартин (1889-1976).
Схоластический эквилибрист XX века.

12.1. Хайдеггер ставит вопрос о смысле бытия, который якобы (по его мнению) забыт в последекартовской философии. Изобретает «Dasein» с его конечностью, временностью или темпоральностью. Три основных момента «Dasein»:
1) «Быть – впереди – себя» (экзистенциальность);
2) «Уже – быть в мире» (фактичность);
3) «Быть – при – внутримировом сущем».
Совесть, которая вызывает «Dasein» из анонимности, призывая его быть открытым бытию, достичь своей самости (исходя из анонимности сознания, размытости различия между собственным Я и миром.

12.2. Философское влияние Хайдеггера в XX веке и начале XXI века весьма значительно. В первую очередь, в Германии, Франции и России. На наш взгляд, Хайдеггер возродил к философской жизни полузабытый в Новое время язык средневековой схоластики и дал ему новую жизнь. Позднее, этот языковый стиль переняли деконструктивисты и постмодернисты.

12.3. В.Бибихин: «Заговорив в Мартине Хайдеггере, попадаешь в сильно поляризованное поле. Со стороны одних – аванс благоговения, готовность замирать над каждым словом мудреца. Отвернись от хайдеггеровцев с их заумью – и тебя приветствуют философы-профессионалы, которые, казалось бы, благополучно прошли мимо спорного мыслителя, но нет: неясная тревога их не оставляет, время от времени они теряют самообладание, и тогда по морю философской публицистики проходит очередная волна разоблачений, развенчаний и обличений «баварского мага».

12.4. «Ничто – чем еще оно может быть для науки, кроме бреда и вздора? Если наука здесь в своем праве, то ясно одно: о Ничто наука знать ничего не хочет. В конце концов это и будет строго научной концепцией Ничто. Мы знаем его, когда не хотим о нем, о Ничто, ничего знать… В самом деле, Ничто есть отрицание всей совокупности сущего, оно – абсолютно не-сущее… Будем утверждать: Ничто первоначальнее, чем Нет и отрицание… Где нам искать Ничто? Как нам найти Ничто?.. Ничто ведь – ничто, и между воображаемым и «подлинным» Ничто может и не оказаться никакого различия, тем более, что Ничто в себе тоже предлагает полное отсутствие всяких различий».

12.5. «В метафизике происходит осмысление сущности сущего, и в метафизике выпадает решение о бытийной сущности истины. Метафизика эта основывает целую эпоху, ибо дает эпохе основу сущностного её облика тем, что определенным образом истолковывает сущее, и тем, что определенным образом постигает истину. Эта основа державно проникает все явления, которыми отмечена эпоха. Напротив, для того, чтобы осмысление их было удовлетворительным, нужно, чтобы во всех этих явлениях распознавалась их метафизическая основа».

12.6. «Метафизика есть основное событие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие. Из-за того, что истина метафизики обитает в этом  бездонном основании, своим ближайшим соседом она имеет постоянно подстерегающий её риск глубочайшего заблуждения. Поэтому до серьезности метафизики науке со всей её строгостью еще очень далеко. Философию никогда нельзя мерить на масштаб идеи науки».

12.7. «В существовании сущего метафизика мыслит бытие, не умея однако, способами своего мышления задуматься об истине бытия. Метафизика неизменно движется в области истины бытия, которая остается ей неведомым необоснованным обоснованием»

Post scriptum

1.Задуманное не всегда совпадает с реализованным. И потому, наш небольшой трактат, выполненный в стиле философско-поэтического экспромта, тоже не избежал участи импровизации с непредсказуемым наполнением.
2.В силу поспешности подготовки текста мы неоднократно обращались к различным источникам, с целью уточнения особенностей творчества представленных (избранных) нами философов и заимствования отдельных фрагментов. Это, в первую очередь «Новейший философский словарь (Мн.,1998) и серия издательства «Мысль» - «Мыслители прошлого». А также: «106 философов», «Философская афористика», «Афоризмы» А.Шопенгауэра, «Картезианские размышления» М.Мамардашвили, «Ницше» С. Цвейга, две книги М Хайдеггера «Что такое метафизика?» и «Исток художественного творения», В.И. Уколова «Последний римлянин» Боэций.


Опубликовано: Винобер А.В. 12 персон из мировой философии (первая галерея): историко-философский трактат // Вестник Института развития ноосферы. 2019. - 4(6).С. 54-74