Он вернулся из Харбина на родной завод

Георгий Нуруллин
На фотографии, предположительно сделанной в Ижевске в 1930-х годах, сотрудник земельного отдела Иван Петрович и Марфа Семёновна Порсевы - "В предчувствии беды", другие фотографии доступны по ссылке
 https://vk.com/wall178274968_1527

Сведения об Иване Петровиче Порсеве взяты автором, в основном, из уже опубликованных мемуаров его сына Ильи Ивановича Порсева. Фотографии, предоставленные его внуками Сергеем Яковлевичем и Сергеем Алексеевичем Порсевыми из семейных архивов, публикуются впервые. Автор выражает благодарность внучке И. П. Порсева Ларисе Яковлевне Слотиной (Порсевой) за сведения о наших родственниках - купцах Евдокимовых.
Брат моей бабушки Иван Петрович Порсев (1892-1937), уроженец села Сениха Сарапульского уезда Вятской губернии, родился в семье крестьян-старообрядцев Петра Михайловича и Феодосии Васильевны Порсевых. В 1914 году Иван Петрович женился на Марфе Семёновне Мерзляковой из деревни Пургыш. В этом же году, в связи с началом первой мировой войны, он был призван в трудовую армию на Ижевский оружейный завод, где работал в ствольно-коробочной мастерской. В 1919 году он был рекрутирован белыми с завода как специалист сначала в Мотовилиху (Пермь), а потом с армией Колчака прошёл всю Сибирь и перешёл китайскую границу. Его троюродный брат Матвей Адрианович Евдокимов, сын известного ижевского фабриканта-оружейника Адриана Никандровича Евдокимова вместе с полуторагодовалым сыном Николаем и женой Зоей Васильевной (в девичестве Сунцевой) тоже в 1919 году переместились в Пермь на родину Зои Васильевны. Затем Евдокимовы переехали в Томск. Есть основания полагать, что Иван Петрович перемещался с ними с целью наладить производство оружия в Сибири. Пока нет никаких доказательств его участия в боевых действиях, но даже для людей, бывших в обозе, Сибирский Ледяной поход был тяжелейшим испытание в условиях тифозной эпидемии, уже в Манчжурии в 1920 году умер от тифа Матвей Адрианович Евдокимов.
В Харбине Иван Петрович работал кучером у владельца крупнейшей чайной компании, известного мецената русского Дальнего Востока Ильи Фёдоровича Чистякова. Возможно, на эту работу он был рекомендован своим троюродным братом и бывшим владельцем оружейной фабрики в Ижевском заводе Александром Адриановичем Евдокимовым. На фотографиях, сделанных в Харбине, Иван Петрович выглядит весьма респектабельно. Каким образом эти фотографии, посланные его близким в 1921 году, дошли до адресатов – большая загадка. Надписи на их оборотах говорят о большой любви к родным.
В 1921-1922 годах в России был страшный голод, вызванный губительной политикой продразвёрстки ( многие просто не посеяли из-за отсутствия семян) и засухой в Поволжье. В Манчжурии, как и в других странах, шёл сбор средств для голодающей страны Советов. Иван Петрович так рвался на родину, к жене и двоим малолетним детям, что пошёл на огромный риск - сопровождал хлебный обоз из Китая в Москву в первой половине 1922 года, когда ещё продолжалась гражданская война на Дальнем Востоке с участием ижевцев и воткинцев на стороне белых! За этот подвиг М. И. Калинин принял Ивана Петровича в Москве и вручил ему бессрочный паспорт. Повидав жену и детей в Сенихе, Иван Петрович сразу же поехал на родной ижевский завод. В 1925 году он вернулся в родное село, поднимал сельское хозяйство – был председателем колхоза. Известно также, что в 1920-х годах он был делегатом съезда России. Недовольные советской властью сожгли в Сенихе в 1929 году несколько домов колхозных активистов, в том числе и дом Ивана Петровича – ничего из имущества не удалось спасти и семья переехала в Ижевск. Иван Петрович снова поступает на оружейный завод, где работает до своего увольнения в 1933 году в результате чистки партии, возможно, ему припомнили белое прошлое. С 1933 по 1937 год он работал в Ижевске в земельном отделе, был пионером искусственного осеменения скота в Удмуртии после учёбы на курсах в Зоотехническо-ветеринарном институте в Вятке. В 1937 году Иван Петрович был арестован по доносу в НКВД и расстрелян в возрасте 45 лет. Дело было так: какой-то начальник привёл корову в земельный отдел и попросил покрыть её быком, то ли быки были не в форме, то ли Иван Петрович перепутал и покрыл её искусственно. Начальник написал донос, Ивана Петровича арестовали и через 10 дней расстреляли, можно только догадываться в каких страшных преступлениях его заставляли признаться, если он получил высшую меру.
Марфа Семёновна осталась с шестью детьми, пять из которых были несовершеннолетними (седьмой, старший сын Илья в 1937 году был призван в Красную Армию). Она бралась за любую чёрную подённую работу, чтобы вырастить детей, и это ей удалось. Марфа Семёновна умерла в 1953 году, когда младшей дочери Вере было уже 20 лет.
Сын Порсевых Илья участвовал в 1939 году в качестве младшего офицера в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР, затем воевал в 1940 году на финской войне, во время Великой Отечественной войне был на брони на Ижевском оружейном заводе и обучал после основной работы ополчение.Сын Григорий отдал жизнь на фронте Великой Отечественной войны, сын Николай был одним из организаторов строительства современной старообрядческой церкви Ижевска, остальные дети трудились на ижевских заводах и предприятиях. Сейчас в Ижевске живёт много потомков Ивана Петровича и Марфы Семёновны Порсевых, которые бережно хранят память о своих предках.
В 1961 году Иван Петрович был полностью реабилитирован за неимением вины, занесён в Книгу памяти жертв политических репрессий Удмуртии.

23.01.2022