Карьера не задалась

Виктор Юлбарисов
Век следователя районной прокуратуры недолог. Года три уходит на обучение. Потом два года самой продуктивной работы. Все последующие - уже деградация. Выработать необходимый пенсионный стаж на этой должности практически невозможно. Почему? Да потому что нагрузки на нервную систему сумасшедшие. Ни одного фильма нет, который бы реально отражал в полной мере эту работу. Все сюжеты построены на раскрытии одного преступления, а по факту их может быть и десять на одного следователя. И это только половина от всей работы. Там же еще куча материалов, бесконечные выезды на места происшествий и суточные дежурства по району, как минимум раз в неделю. За сутки до десяти выездов. Прокурорские выезжают на каждый труп в пределах района. Дошло до того, что в туберкулезный диспансер стали выезжать. А что делать? Приказ. В кино посмотришь: молодые девчонки; красивые, умные, самостоятельные. Как там все организовано.  Перчаточки медицинские, все вокруг суетятся: эксперты, милиционеры-полицейские, опера. Ха-ха-ха.

Приехали как-то с экспертом ночью. Фонаря даже не было. По закону  работники милиции должны место осмотра происшествия организовать. Как бы не так. Спустились в подвал с помощью зажигалки. Эксперт с собой пару газет взял, попросил посветить ему, пока осматривал. Протокол в машине написали. Все, весь осмотр. Ну, кто же этот позор в кино показывать будет? Там еще по закону понятые должны быть на добровольной основе, чисто из желания помочь бескорыстно правоохранительным органам. Ага, ночью.

До начала 90х можно было работать. Тогда и женщины работали. У них лучше с составлением бумаг получается. Позже на моей памяти только одна девчонка работала в Орджоникидзевском районе. Года два или три продержалась. Хвалили ее. Один раз видел ее в работе. В мое дежурство по городу приехала с двумя операми на труп вместе с подозреваемым. Как раз к этому времени его из колодца достали. Я только протокол начал составлять. Жулика из милицейского уазика в наручниках вытащили. Следователь -пьянющая. Сигарета в зубах. Схватила сзади его за шиворот. Лицом наклоняет к трупу, орет: «Смотри, сука, что ты наделал, смотри!» Ужас. Просто ужас.

Понимая, что при таких нагрузках до пенсии мне не дожить, стал думать, как решить эту проблему. Обычно повышение по службе происходило через приглашение вышестоящего органа на собеседование для последующего назначения на вакантную должность. Шли годы, но никто меня никуда не приглашал. Наш прокурор тоже не горел желанием от меня избавиться.  Один раз был случай. Звонила начальница отдела кадров в самом начале рабочего дня. Мы только после оперативки по кабинетам заряженные разбежались. Пошли звонки. В сильном раздражении поднимаю трубку: «Что надо!?» В ответ гудки, бросили трубку. Позже мой зам сказал мне: «Хотели предложить тебе повышение, но после твоего ответа передумали, а мне передали: ну и хам у вас следователь». Да, блин. Научили работать. Вспомнился сразу случай. Только начинал еще. Время обед. Заходит прокурор, мой наставник. В кабинете адвокат с обвиняемым дело читают. Леонид Иванович то ли в шутку, то ли всерьез: «Так, сейчас обед закончится. Что ты здесь с ними сюсюкаешься? Отведи в камеру обоих, потом снова поднимешь. Да и сам не смотри на них, другими делами занимайся!» Молодой адвокат: «Вообще-то я защитник обвиняемого!» - «Ой, извините, пожалуйста, не разглядел со спины».

Находясь раз в прокурорском санатории в Сочи, мне удалось познакомиться с нашим начальником отдела кадров Решетниковым Виктором Семеновичем. Он приехал отдыхать неделей позже меня, и был посажен за наш обеденный стол. Я спросил: откуда он приехал. В ответ тот улыбнулся и назидательно  сказал: «Свое начальство нужно знать в лицо, молодой человек». Атмосфера в санатории была расслабляющая. Начальник вел себя просто. Мы даже вместе ездили на экскурсии. Никакого напряжения ни с его стороны,  ни с моей не было.
Это знакомство дало мне повод уже в будущем зайти к нему в кабинет и запросто изложить свои мысли по поводу повышения по службе. Решетников отнесся к этому с пониманием и как-то спустя  полгода позвонил мне и сообщил, что есть возможность поработать прокурором в г. Ивделе. Не раздумывая, я согласился. На руку мне тут также играл тот факт, что в Ивделе проживали родители нашего прокурора. Назначение – небыстрое дело. Вопрос решался коллегиально тремя людьми: начальником отдела кадров, первым замом – Кондратьевым и замом по следствию Туфляковым. Решаюший голос за Кондратьевым.

Наш прокурор положительно рассматривал вопрос о переводе меня в Ивдель, но никак явно не хотел выказывать заинтересованность в этом вопросе. С его слов он будто бы уже переговорил по этому вопросу с Кондратьевым и тот не возражал против моей кандидатуры. А мне сказал так.

-  Идешь сегодня на конфетную фабрику и покупаешь пять коробок  конфет. Запомни, Федор Михайлович любит вишню в шоколаде. Потом все это отвезешь в областную прокуратуру секретарю. Там скажешь, что это от меня. Итак, три коробки Кондратьеву, одну - второму заму и одну ей.

Вот как он сказал, так я и сделал. Жалко, конечно, денег было. Все-таки на свои покупал и деньги тогда для меня были немалые, но что не сделаешь ради повышения по службе. Помню еще, что секретарша так улыбнулась игриво мне и сказала: «Что это у Леонида Ивановича конфетный день сегодня?»

После моей поездки буквально уже на следующий день Кондратьев получил повышение по службе и был переведен в управление генеральной прокуратуры. Вопрос о назначении прокурором в г. Ивдель уже решался без него. Вместо меня назначили следователя из другой прокуратуры по рекомендации другого зама. Кондратьев после повышения, кажется, и месяц не проработал. Какая-то нелюбовь у него в управлении получилась. Ушел на пенсию. Коллектив у нас в районе замечательный был, никто не «стучал» начальству. Я ходил и в шутку говорил коллегам: «Не впрок пошла моя вишня в шоколаде».

Как-то не получилась у меня карьера. Так и пришлось до самой пенсии на этой должности работать.  В конечном итоге все нормально получилось. Сейчас  не жалею, и кажется мне, что там я был на своем месте.