Тайны усадьбы в Дубровицах. Вайскуле. 4. Спаситель

Наталья Банецкая
Предыдущая часть http://proza.ru/2022/01/21/1141

     Читать было совершенно нечего Дора откровенно скучала. Дамский журнал с его фиалками, булавками и шпильками   Дору вконец раздражал. Не было ни единой души с кем Доре можно было поговорить. Муж по утру, как всегда, отлеживался на диване после обильного завтрака. Дора завтрак, как правило пропускала.
-Как мало он имеет общего со мной, чтобы мы долго могли выносить друг друга,- подумала Дора. Она попеняла мужу на то, что он совсем на занимается хозяйством и пропадает из дому на недели
- Эка доля, управлять полусотней мужиков при таких старостах,- ответил ей Вадим,- по дому все дела на Степаниде.  По усадьбе все на Козьме. Ты сама виновата, что не подружилась с соседками,понтовать не надо было. Ну почему бы тебе не съездить со мной на обед в честь именин Ольги Степановны? Очень приятные люди там будут. Я весьма недоволен тем, что ты не бываешь со мной на подобных мероприятиях. Почему бы тебе туда не поехать?-предложил Вадим,-или вокруг тебя надо устроить отдельный танец с бубном?   
Дора прыснула:
- Ты заметил, как изменился твой язык? А как же дедлайны, каворкинги и все прочее? А что мне там делать? Я не танцую ни котильоны ни кадрили или что там танцуют на этих сборищах. А с соседками я не могу найти общего языка, потому что от них никакой информации получить невозможно, да и слова такого они не знают. Только и трындят   о том, как солить огурцы или о том, что талии теперь носят ниже, чем в прошлом году, мне совсем не интересно.
- А стоило бы знать как сейчас носят талии, ты же не перхоть какая-то, а жена моя,- буркнул Вадим.
- Ну, хорошо, хорошо приглашай портниху из города и готовимся к балу. Пусть пахнет во всем доме духами, утюгами, если тебе это нравится.
- Шикардосная идея. Я искренне рад.
    Общество из приглашенных на тезоименитство    трудно было назвать изысканным, но многие окрестные дворяне с женами и дочерями туда прибыли. Дора со свойственной ей скромностью разместилась в уголке около менее важных дам в уголке у печи.
 Вадим сразу по прибытии оставил Дору и пошел в соседнюю комнату, где мужчины до обеда играли в вист. Правда он иногда подходил к Доре, которая сидела в группе женщин, громко обсуждающих что на ком было одето и кто на кого как посмотрел.
Разговор у Доры не клеился. Интересы Доры и дам не совпадали.
-Ах, как вы не правы, милейшая, что вы не удостаиваете нас своим присутствием.
- У меня дети.
-Дети? А разве у вас нет гувернантки? Это её забота.
- Я занята изучением истории, много читаю.
- Ах, вы слишком умничаете.
- Меня интересует литература…
- Стихи Воейкова? Нет, я читаю только французские романы. Ах, нет мне в списке принесли комедию Крылова. «Трумф», кажется. Я её прочла только потому, что мне ее любезно переписал егерский офицер. Ах он такой милый, вы знаете, как он носит бакенбарды? Он мне стихи в альбом написал.
Доре было не интересно, какие стихи могли посвятить этому центнеру живого веса.
- Мне нравится госпожа де Сталь, вы читали? -с надеждой спросила Дора, ну нужно же как-то поддержать разговор.
- Нет
- А кого вы читали? Я вам рекомендую прочесть роман Коцебу « Леонтина», в ней так много соответствия нашей жизни.
-Кого читала? Да не важно кого, я уж и забыла, что читала в последний раз, но я много читаю.
Дора попыталась обсудить то, что происходит сейчас в Турции и Греции и о войне между
Испанией и Португалией, но то же не нашла собеседниц, дамам эти темы были не интересны.
Дам болбше интересовали интрижки графини Беннигсен и подобные темы, а Дору нет.
     Несмотря на все усилия быть как можно незаметнее в толпе её приметил какой-то важный генерал и, подойдя, вывел её почти на середину залы, где осыпал её комплиментами и просил снять длинную перчатку, чтобы поцеловать ей руку.  Дора сконфузилась, оробела, неловко раскланялась и поспешила занять место в своем уголке.
- Давай уедем отсюда, пожалуйста, -взмолилась Дора, когда Вадим подошел к ней.
Наконец, он уступил её просьбам, и они отправились домой. Ехали после бала у Ершова в Шепчинках молча. Вадим был раздражен, жена своим нытьем отвлекла его от партии в бридж.
  Вадим взорвался:
- Что ты несла? Какой Гоголь? Ты была дерзкой и резкой ,как понос. Ты бы им еще о декабрьском восстании, которое через полгода будет рассказала. Переумничала, там половина вообще читать по слогам умеют, а ты им – читали ли они Канта?  Нет, тебя решительно дальше Манькиной горы пускать нельзя. Твоя задача на балу курить бамбук в сторонке и молчать, -он посмотрел на прядущих ушами лошадей, бросил вожжи и соскочил с козел.
- Ты нервничаешь, потому что сам ничего не читаешь.
-Ты как всегда проста как грабли. Дальше сама доедешь, меня сегодня не жди.
- Но я же не умею.
- Ничего, когда-то надо начинать, научишься.
        Дора перелезла на козлы и потянула за вожжи дрожек. Она еще долго сидела на козлах, пока одна из лошадей не тронулась с места. Они все убыстряли и убыстряли шаг и, наконец, понесли дрожки в бешенной скачке. Ей бы натянуть вожжи, а она в страхе вцепилась в скамейку. Округлившимися от ужаса глазами она смотрела на лошадиные крупы и не понимала, что ей делать, из груди вырвался истошный визг. Вдруг откуда-то сверху на неё спикировало что-то серо-зеленое и, как ей показалось крылатое. Она зажмурила глаза, а когда открыла, у видела перед собой сидящего на козлах красивого молодого человека в плаще. Сама же она упала на дно коляски, выстланное персидским ковром, и лежала в ней в неприличной позе с задранной юбкой. Кружевные чулки и белье- срам то какой. А молодого человека, похоже совсем не интересовали эти дамские причиндалы, он сочувственно смотрел ей в глаза. Знакомый взгляд, именно этот о взгляд   временами она чувствовала на себе. Дора оправила юбки и села на обитое сафьяном сиденье.
- Спасибо, вы спасли меня. - Сказала Дора дрожащим голосом и разрыдалась.
Молодой человек отвернулся и легонько понукая лошадей повел коляску, объезжая ямки и ухабы, еще не высохшие после проливного дождя. Все это время в голове у Доры, которая изо всех сил пыталась унять дрожь, крутился вопросы: кто он такой, откуда взялся?
К въезду в имение, когда Дора уже успокоилась, он соскочил с козел.
- Не знаю, чем вас отблагодарить, тихо сказала она.Назовите хотя бы свое имя, что бы я знала кого благодарить.
-Вайскуле, меня зовут Вайскуле.Если переводить на ваши понятия-я принц. И я хочу, чтобы вы стали моей женой, потому что я люблю вас.- Взволновано выпалил молодой человек.
Эти слова красивого смелого юноши развеселили  Дору.
- У меня есть муж, любезный принц неведомого царства.
- Там откуда я родом, женщина может уйти от мужа, если ей понравится другой мужчина. А он не любит вас, нисколечко не любит.
Дора улыбнулась.
- Там откуда я родом, женщина тоже может уйти от мужчины, но здесь это совсем невозможно.
-Позвольте мне хотя бы бывать у вас, для меня нет большей награды.
Он наклонился и поцеловал ей руку, куда обычно не целуют, в ладонь.
Козьма уже бежал на встречу.
- Барыня, как вы с ними окаянными справились-то, ведь бестии такие?
 Дора повернулась, но её спаситель как сквозь землю провалился. Она с сожалением пожала плечами.
— Это было не сложно, -ответила она конюху по возможности спокойно и пошатываясь пошла к дому, волоча за собой оборванную полоску оборки платья.
Продолжение http://proza.ru/2022/02/01/1324