Двенадцать месяцев

Артур Хейби
Двенадцать месяцев.

Пьеса
Действующие лица:
КОРОЛЬ – Любящий отец
ПРИНЦ – Капризный сын
УЧИТЕЛЬНИЦА – Терпеливый и добрый человек
ЯНВАРЬ – Самый мудрый месяц. (больше всего слов)
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
ИЮНЬ – (второй по количеству слов)
ИЮЛЬ
АВГУСТ
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ




Занавес открывается. Принц сидит за партой, а учительница стоит у доски. Пока она говорит, мальчик любуется своей короной. Надевает корону.

Учительница. Год, Ваше величество, состоит из двенадцати месяцев. Месяцы идут один за другим. Каждый месяц приносит нам подарки и забавы. Декабрь. Январь. Февраль. Это снеговики. Горки. Катание на коньках. В королевстве хорошо, но в лесу бывают метели, и можно замёрзнуть. Никогда нельзя ходить в лес не одевшись хорошенько. А ещё, чтобы не замёрзнуть в лесу, очень важно всё время двигаться, не останавливаться. И никогда нельзя долго лежать на снегу.

Принц делает самолётик из бумаги и играет в него, пока говорит учительница. Она видит это.

Учительница (крайне уважительно). Почтеннейший принц, быть может я расскажу вам о двенадцати месяцах. Говорят, они живут в лесу, сидят…
Принц. (устало). Ох! Не интересно.
Учительница. Ваше величество, изволите ли написать несколько слов на доске?
Принц (капризно). Не хочу!
Учительница. Ну, что же вы, смелее. Напишите любое слово. Какое захотите.
Принц. А я не знаю, что писать.
Учительница. Напишите: холодная зима, Ваше величество.
Принц. Нет! Я напишу лучше: Моё величество.

Принц демонстративно поправляет свою корону, пускает самолётик по всему кабинету и выходит к доске. Пишет:
«Маё виличиство»

Принц. Готово!
Учительница (крайне уважительно). Осмелюсь доложить, Ваше величество, что вы сделали три ошибки.
Принц (со смешком). Подумаешь?!! Сейчас их не будет. Смотрите!

Он ладонью стирает с доски.

Принц. Вот уже нет никаких ошибок.

Учительница разводит руками. Принц, тем временем, садится за парту и открывает тетрадь.

Принц (капризно). Терпеть не могу писать!
Учительница (отрывисто и чётко). Травка зеленеет. Солнышко блестит. Ласточка с весною в сени к нам летит.
Принц. Я напишу только: «Травка зеленеет», и всё!

Учительница подходит к парте и с почтенного расстояния говорит Принцу.

Учительница. Осмелюсь доложить…
Принц (крайне недовольно). Разве я опять сделал какую-нибудь ошибку?
Учительница. Вы написали: травка, с буквой «ф», вместо «в».
Принц. Ах я опять неправильно написал. Да у меня же корона есть, вы что, не видите?! Видно, вы считаете своего принца глупым?

За дверью появляется Король. Но он не торопится заходить. Слушает.

Учительница. (испуганно). Нет! Ваше величество, что вы, что вы? Конечно я так не считаю. Сделанные ошибки не делают вас глупым. Просто нужно запомнить, как правильно пишется это слово.
Принц. Что бы я ни сказал, вы говорите: неверно. Что бы я ни написал, вы говорите: не так! А ведь я могу попросить отца, чтобы он вас казнил.
Учительница. Простите меня, добрейший принц.

Учительница кланяется. Принц надменно смотрит на неё, задрав нос. Король стучится в дверь и входит.

Принц. Кто это осмелился меня побеспокоить?
Король (с улыбкой). Отец твой.

Принц смущённо улыбается и виновато опускает голову вниз. Учительница привстаёт и широко улыбается.

Король. Ты чего же это учительницу не слушаешься? Обижаешь её. Нельзя ведь так, сынок!
Принц. Терпеть не могу учиться! Не хочу учиться!
Король. Если хочешь быть королём, надо всё знать. Ходить на уроки. Записывать за учителем. И обязательно уважать старших.
Принц (бормочет). А я итак буду королём!
Король. Все учатся. И я, когда был в твоём возрасте, тоже учился в школе.
Принц. А принцы итак всё умеют, с рождения.
Король. Хорошо! Проверим. Листья у деревьев опадают осенью. Скажи мне, сынок, когда опадают иголки у ёлки?  *

Принц задумывается. Ходит туда-сюда и вдруг отвечает.

Принц (поникнув). Я не знаю.
Король. Ведь ты уже большой, знать уже должен. Слушай, а у меня идея хорошая возникла. А давай мы с тобой вдвоём отправимся за ёлкой в лес. Канун нового года всё-таки, а ёлки во дворце до сих пор нету. Тепло оденемся, возьмём топоры, да на санях с троицей вороных коней отправимся в лес.
Принц. Почему нельзя было сходить за ёлкой ещё летом? Зато сейчас бы ходить не пришлось.
Король. Всему своё время! За ёлкой для праздника ходят в канун нового года. С хорошей, нарядной ёлкой вернёмся, украсим её гирляндами, игрушками, да звёздочку большую прикрепим сверху.
Принц (с большим энтузиазмом). Ааа, знаю! Иголки у ёлок опадают летом. Конечно летом! Ведь зимой, на Новый год, ёлки же все в иголках, а значит опадают летом. Конечно летом.
Король. Нет, сын. Не летом. Если бы ты учился повнимательнее, то знал бы это. Ладно, сын, собирайся. Сейчас отправимся за ёлкой.

Принц опускает голову с грустным лицом. Король весёлый выходит из сцены.

Следующая сцена

Появляются король и принц. Они одеты в шубы, идут по снегу, останавливаются у большой ёлки. Король держит наготове большой топор. У принца топор поменьше. Принц подпрыгивает всё время и трёт свои плечи. У мальчика поверх шапки надета корона.

Король (оживлённо). Вот она! Самая красивая ёлка во всём лесу. Пышная, нарядная. Красавица просто. Ну, что скажешь, сын? Берём её? *
Принц (безучастно). Да, давайте.
Король. Мы уже три часа ходим. А скоро метель поднимется. Поторопиться нам надо.
Принц (капризно). Отец, холодно мне. Мёрзну я.
Король. Сейчас как начнём топорами махать, сразу согреемся. Вот увидишь. Жарко аж станет.
Принц. Руки не слушаются. Топор поднять даже не могу.

Король подходит к сыну, осматривает его, приобнимает и идёт к ёлке. Большими взмахами начинает рубить.
Рубит с одной стороны, рубит с другой стороны. Принц молча смотрит.

Принц. Мне холодно. Я уже совсем замёрз.
Король. Вот, возьми мой шарф красный, мне уже жарко стало.

Король отдаёт сыну шарф и продолжает рубить дерево.

Принц. Но мне всё равно холодно.
Король (запыхаясь). Вот, возьми и шубу тоже. Она мне больше не нужна. Я почти уже дорубил. Возьми шубу и отойди в сторонку.

Принц накидывает на себя большую шубу отца. Дерево наконец валится. Король, уставший, садится на сваленную ёлку.

Король (обеспокоенно). Ну, как ты? Согрелся? Я же говорил, согреешься. Вот и ёлка готова. Сейчас мы погрузим её на сани и поедем обратно. Правда, что-то далеко мы от коней ушли.
Принц. Поскорее бы.
Король. Что же ты мне не помог? Поскорее бы срубили, да поехали. Сынок, сними ты эту корону, здесь же она ни к чему.
Принц. А мне в ней удобнее. Пусть все знают, что я принц.
Король (обеспокоенно). Ох, сын. Так ведь здесь нет никого. Ладно, хочешь носить – носи. Значит так, я срубил, значит ты будешь наряжать. (и улыбчиво добавляет). А в следующий канун нового года будешь рубить ёлку сам. А наряжать уже буду я. Договорились?

Принц пожимает плечами.

Принц (капризно). Холодно мне!
Король. Да, прохладно и мне уже становится. Когда работаешь, то тепло, но как только остановился, так погода сразу даёт о себе знать.
Принц. Я хочу уже ехать, чтобы поскорее быть во дворце.
Король. Вскоре поедем, сынок. Надо доделать то, что мы начали.

Принц перестаёт мёрзнуть. Король потирает плечи.

Король. Сын, не вернёшь мне шубу? Что-то прохладно становится. Глядишь и метель поднимется.
Принц. Сейчас-сейчас, пап. Ещё немного погреюсь только. Мне до сих пор холодно.

Вдруг поднимается метель. Идёт снег. Слышно завывание ветра. Король скукоживается от холода.

Король (кричит). Сын, подойди ко мне поближе. Я тебя не вижу, сын!
Принц (кричит). Отец! Откуда столько снега, только что же ничего не было.

Король встаёт с поваленной ёлки и еле-еле идёт в сторону сына, одной рукой прикрывает лицо от сильного ветра. Мальчик, придерживая корону пытается идти навстречу. Король падает, запутавшись в сугробах. Принц подходит к лежащему на снегу королю.

Принц (кричит). Отец, что с тобой. Вставай! На снегу нельзя лежать.

Король молча лежит на сугробе. Принц на коленях возле него.

Принц. Ты, наверное, замёрз. Папа, держи свою шубу! Очнись же, очнись.

Принц накрывает шубой отца, но король в себя не приходит. Принц начинает паниковать.

Принц. Что же делать? Что делать? Может растереть ему щёки, или попробовать донести до саней? Что бы на моём месте сделал папа? Что бы сказала учительница?

Мальчик снимает свою шубу и с трудом перетаскивает на неё отца, чтобы тот не лежал на снегу. Метель немного стихает, и принц замечает где-то в лесу яркий свет.

Принц. Откуда же там свет? Может мне удастся позвать кого-нибудь на помощь. (обращаясь к отцу) Папа, очнись!

Король не просыпается. Принц встаёт и второпях идёт в сторону яркого света. Прежде, чем уйти далеко, снимает с себя красный шарф, привязывает его к высокой ветке.

Принц (обеспокоенно). Я сейчас вернусь, папа, сейчас вернусь! Ты только держись. Я позову на помощь.

Принц уходит.
Следующая сцена

Вокруг костра выстроены по порядку ровно двенадцать девушек. Кто-то в шубе на зиму одет, кто-то по-летнему легко. Они кружатся в хороводе.

Все хором. Собрали мы хоровод,
Скорее бы новый год.
Все месяцы в круге сошлись.
Год небесный, новый начнись.

Двенадцать месяцев в году,
В ненастье хоровод ведут.

Зима метёт метель, пургу,
Весна ручьями течёт,
Летом купания в пруду,
Осень с листьями опадёт…

Вбегает принц.

Принц (запыхаясь). Помогите…там остался. Помогите до саней его донести.
Январь. Постой, не торопись. Расскажи, мальчик, с самого начала. Что случилось?
Принц (отдышавшись, кричит злобно). Да какой я тебе мальчик, женщина? Я Принц! И к принцу следует обращаться с уважением. И кланяться вы все должны. А ну, побежали за мной! Быстро! Иначе, головы с плеч у всех полетят.
Декабрь. (терпеливо). Ах, вот как! Сёстры, не воспитанный мальчик к нам пожаловал на огонёк.
Июнь. (возмущённо). Чего же ты так грубишь? Неужели вежливо разговаривать не умеешь? А ведь какой красивый, стройный мальчик.
Принц. И вовсе я вам не мальчик. Принц я. Принц! (обиженно). Уважайте меня!
Январь. Послушай, принц, если замёрз, милости просим к нашему огню. Согрейся. Вон, бледный совсем уже стал.
Принц. Да вы что, вчера родились? К принцу следует обращаться – Ваше величество. Вот вернёмся мы с отцом в королевство, тут же попрошу его вас всех казнить!
Февраль. Ты это прекращай, мальчик. Это очень невежливо. Если хочешь попросить о помощи, то обязательно нужно быть вежливым. Всегда! Иначе никто не станет с тобой разговаривать.
Апрель. И как папа тебя одного в такую метель в лес-то отпустил?
Принц. Он со мной был, там остался. Он мёрзнет. Папа вас точно казнит за то, что не хотите помочь королю.
Декабрь (обеспокоенно). Постой! Что случилось с отцом? Расскажи.
Принц. Он ёлку срубил. Потом началась метель, и папа упал. Сейчас там лежит. Давайте так! Я дам вам столько золота, сколько сможете унести. Золота каждой из вас.
Январь. Нам не нужны богатства. Всё, что нам нужно, у нас уже есть. Вон, снег идёт, метель метёт, потом растают сугробы, лес заполнится животными и зверьми, расцветут цветы, пчёлка полетит за мёдом, затем опадут листья, снова похолодает и снова пойдёт снег. И так каждый год. Именно это для нас богатство, это наш хоровод. Всё, что нам нужно, у нас есть.
Июль. Мы же знаем, ты хороший мальчик. Двенадцать месяцев всё знают.
Принц. (удивлённо). Так вы и есть двенадцать месяцев? Значит вы и тепло сделать можете, чтобы сейчас уже настало лето?
Май. Конечно, можем. Вот только покажи свою доброту. В тебе есть добрый мальчик, но он почему-то прячется. Не бойся, покажись нам.
Принц. (возмущённо). Да какую ещё доброту, когда перед вам сам принц стоит.           Я же вам золото предлагал? Предлагал! Давайте, меняйте погоду. Делайте лето. Сейчас же делайте лето!
Январь. Не годится так, принц! Сёстры мои хорошие, да какой же это принц, если он никого не уважает.
Ноябрь. Ваше величество, сделайте милость, покажите нам, какими добрыми словами вы владеете?
Принц. Причём здесь добрые слова? Вы обязаны помогать принцу, хоть вы и Месяцы. Вот, какой сейчас месяц? Декабрь?
Декабрь. Сейчас месяц декабрь, но уже канун Нового года, совсем скоро посох передам Январю.
Принц. (нетерпеливо). Используйте же кто-нибудь свой посох, меняйте погоду. Сейчас же!
Декабрь. Не будем мы менять погоду для такого грубияна. Если хочешь, вот мой посох. Сам меняй.
Принц. Подумаешь?! Сейчас у меня всё сразу получится. Смотрите!

Декабрь вытягивает принцу посох, тот его выхватывает. Принц отходит в сторону, машет им вверх-вниз, стучит о снег.

Принц (кричит). Лето начнись!

Принц чешет затылок. Машет посохом во все стороны.

Принц (кричит ещё громче). Зима завершись! И лето начнись!

Немного подождав, принц возвращается к Декабрю.

Принц (приуныв). Ничего не получается. Какой-то неправильный посох.
Декабрь. Посох правильный, да только не у того он в руках.

Принц немедленно возвращает посох владельцу.

Декабрь (озабоченно). Ох и натворил же ты здесь делов. Наговорил нам всякого нехорошего.

Принц виновато опускает голову.

Сентябрь. А давай проверим, как он учился. Проверим грамматику. Тогда, глядишь и помочь ему сможем.
Июнь (улыбчиво). Да, давайте. Я верю, что он добрый. Такой милый мальчик не может быть другим. Мы должны ему помочь.
Январь. Хорошо! Согласна с вами сёстры. Что скажешь, принц? Как решишь несколько задачек, так будет тебе помощь! Выполнишь наши условия – будет тебе лето под новый год.
Принц (бормочет). Принцу итак все должны помогать.
Январь. Поторопись же, время не ждёт. Что скажешь?
Принц (смиренно). Ладно, я согласен.
Январь. У кого есть первый вопрос к принцу? Кто будет первым?
Июнь. У меня есть вопрос. Скажите, ваше величество, как пишется: «зелёная травка»?
Принц. Да это же проще простого. Смотрите! (отрывисто и чётко) Зе-лё-на-я трав-ка. Во втором слове пишется буква «В».
Июнь (восторженно). Правильно! Какой же ты молодец!
Январь. Вот! Теперь ты больше стал похож на разумного человека. Это был хороший ответ.

Принц широко улыбается и ходит взад-вперёд.

Январь. Кто ещё хочет спросить у… *
Принц. Всё! Одного вопроса хватит. С принца этого достаточно.

Принц поправляет свою корону.

Январь. Дорогой принц, не гоже перебивать старших. Теперь я вижу, что одной задачки недостаточно.
Март (обращаясь к мальчику). Скажите пожалуйста, какой месяц самый первый в году и самый последний? И какой самый короткий?
Принц. Конечно скажу. Самый первый месяц – январь. Да вот же сестра январь рядом со мной стоит. Самый последний месяц в году – декабрь. Вас я запомнил, вы только-только посох передали январю. Ну, а самый короткий месяц в году – февраль. В феврале всего двадцать восемь дней.
Март. Молодец! Знает принц, ведь знает!
Январь. Да, наш юный друг отвечает правильно. Что же, пожалуй, следующей буду я. А вот ответь на такой вопрос: папу любишь?
Принц. Люблю!
Январь. Это хорошо. Молодец! И учительница у тебя, наверное, хорошая, раз грамматику знаешь.
Принц (обиженно). Она всегда говорит, что я не прав.
Январь. Тогда надо стараться правильно на вопросы отвечать.
Принц (сомневаясь). Но я же принц. Принцы итак всё знают, разве нет?
Январь. Принцы должны показывать другим пример, каким воспитанным и вежливым должен быть каждый. Да так, чтобы все восхищались. А вот попробуй в другой раз послушать учительницу, и ты узнаешь много нового.
Июнь (улыбаясь). Вот она удивится, когда ты будешь правильно отвечать на её вопросы.
Принц. Вы думаете? А я ведь люблю удивлять. И папа тоже удивится.
Октябрь. Конечно удивится! Ты же хороший мальчик, умный. И корона у тебя вон какая красивая. Вот только в лесу она ни к чему, но она красивая.

Принц трогает одной рукой корону.

Декабрь. Хочешь быть примером для всех? Хочешь стать самым лучшим в мире принцем?
Принц. Хочу.
Январь. Ну, что дружок, попробуешь ещё раз о чём-нибудь нас попросить?

Принц с обеспокоенным лицом снимает корону с головы и держит её двумя руками.

Принц. Да! (с встревоженными глазами смотрит на Январь). Сделайте лето прямо сейчас. Сейчас же!
Январь. Нет. Видно ты не очень сильно хочешь помочь своему отцу.
Принц. (навзрыд). Ну, пожалуйста! Добрые сёстры месяцы, сделайте милость, помогите мне. Пожалуйста, спасите моего папу.

Январь широко улыбается. Все месяцы улыбаются. А принц продолжает держать корону.

Принц. Что хотите, сделаю! Я очень люблю своего папу. Я не буду больше грубить.
Январь. Коли дело такое, конечно поможем бедному мальчику. Что скажете, сёстры?

Все соглашаются.

Июнь. Хороший же мальчик, хороший. Он просто и сам этого не знал. Зато теперь знает. Раз нужно, чтобы на часок настал июнь, пусть будет так.
Декабрь. Все поможем, никто не останется в стороне. Отца сначала надо найти, поторопимся!
Принц. Поторопитесь, пожалуйста!
Январь. Показывай, мальчик, дорогу.
Принц. Нам туда, туда! Там на ветку шарф красный привязал, чтобы быстро отыскать.
Март. Ох, и намёл же ты, Январь, снегу. Так ведь долго искать будем.
Июнь. Да, поторопимся. Вот только огня возьму, пусть тепло будет с нами.

Январь берёт свой посох. Июнь держит в руках огонь, и все вместе торопливо выдвигаются в путь. Принц впереди.

Следующая сцена

Сугробы. Принц вбегает, за ним Июнь выходит, держа в руках огонь. Затем остальные.

Принц (недоумевая). Где же этот красный шарф. Неужели и его снегом замело.
Январь. Вижу, вижу твой шарф. Вон он, на ветке висит (указывает посохом).

Принц подбегает к шарфу, выдёргивает с ветки. Оглядывается на большой сугроб и бросается к нему. Месяцы помогают откопать от снега короля.
Июнь разводит костёр. Принц на корточках возле отца. На костёр поближе не идёт и не смотрит.

Принц (встревоженно). Папочка, проснись!
Июнь. Всё будет хорошо, дружок, сейчас он должен очнуться.

Но король в себя не приходит. Июнь даёт разгореться костру. Получается большой огонь.

Принц (испуганно). Нужен костёр побольше?
Июнь (решительно). Нет! Нужна тёплая погода. Теперь нужно лето. Сестра Январь, не уступишь ли мне своё место на часок.
Январь. Конечно, сестра Июнь, уступлю охотно, да вот только июнь не может наступить до февраля, марта, апреля и мая.
Март. Сёстры, сделаем же поскорее жаркую погоду. Окоченеет ведь совсем.

Все сёстры поддерживают громкими возгласами.

Декабрь. И вправду, тянуть нельзя. Передаю посох тебе, сестра Январь.
Январь. Хлопьями летите снежинки,
Как лёгкие пёрышки, пушинки.
Укройте под снегом рябину,
Хватайте синицы калину.
Собирайтесь в стаи снегири,
Раздуйся ветер, замети.
Февраль (берёт посох).
Выпускаю дочь свою,
Леденящую пургу.
Она взвыла, заревела,
Кучу снегу накидала.
Запылила, завалила,
Все дорожки, все пути,
Ни проехать, ни пройти. (Передаёт посох Марту)
Март. Наступает март теперь,
И выходит солнца свет.
И приходит оттепель,
И взрывается рассвет.

Разбегайтесь ручьи,
Растекайтесь лужи,
Вылезайте муравьи,
После зимней стужи. (Дальше передаёт посох)
Апрель. Пробирается медведь,
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник. (Посох дальше)
Май. Села пчёлка на цветок,
Собрала златой медок.
Июнь. Поспела и вишня, клубника,
Созрела черешня, черника.

И пришло же наконец,
Время положить конец,
Страданиям двух сердец.
Тёплые узы – сын-отец.
Пусть согреется теплом,
Летом, жаром и костром

Король вдруг начинает шевелиться.

Принц (восторженно). Папа, ты проснулся! Как же я рад, что ты проснулся!
Король. Всё хорошо, сын.
Принц. (искренне). Папа, прости меня! Прости меня, пожалуйста. Я виноват. Извини за то, что попросил у тебя шубу. Я уже не мёрз тогда. И я должен был тебе помогать срубить нашу ёлку. Я хотел помочь, правда.
Король. Успокойся, сын. Всё хорошо! Ёлка срублена. Скоро домой поедем. Но, сын, как же ты смог один меня отогреть в столь холодную зиму?
Принц. Мне помогли двенадцать месяцев. Вот они, сестрицы мои.

Король оглядывает каждую. Тихонько встаёт и громко благодарит.

Король. Спасибо вам большое, сёстры месяцы! Ради меня аж лето устроили в канун Нового года.
Июнь. Уж очень за вас просил ваш сын, ваше величество. Любит он вас. Добрый мальчик.
Январь. Ну, что же, сестра Июнь, коли согрелись уже все, пора двигать погоду на зиму. Не гоже менять её надолго. Всему своё время!
Июнь. Да, всему своё время!

Июнь поднимает высоко посох и вручает его Июлю месяцу.

Июль. Забурлят жарой озёра,
Затрещит рыхлая земля,
Заполнит солнце просторы,
И поспеет ячмень в полях.
Август. Выгорела лесная трава,
Расстелились ковры изо мха,
Поспели яблоки и груши,
Пора готовиться к зимней стужи.
Сентябрь. Вот и листья к осени постарели,
Зелёные летом, теперь пожелтели.

Улетели птицы на юг,
И зарылся в норе барсук.
Октябрь. Выпал первый снег и растаял,
Холодной земле след не оставил.
Ноябрь. В лесу воцаряется тишина,
    Украдкой прошёл табун кабана.
    А тетерева собираются в стаи,
                И видны двойные следы горностая.

Декабрь. Вот и декабрь пришёл в лес.
Замело всё снегом наконец.
И близится снова новый год,
Пора становиться в хоровод.

Декабрь. Вот и вернулись мы обратно в правильное время года. Сегодня 31 декабря, и уже скоро Новый год. Ваше величество, как вы себя чувствуете, всё у вас в порядке?
Король (улыбчиво). Ох, да, спасибо большое! Уже согрелся. Эх, такая эта красота, все времена года за короткие пять минут увидеть.
Сентябрь (улыбчиво). Правда, для этого пришлось немного проверить грамматику вашего сына.
Январь. Сын ваш может быть ещё добрее, если захочет. Правда, учится не сильно любит.
Принц (обеспокоенно). Нет-нет. Теперь я буду учиться! Ведь это так интересно. Раньше я не слушал учительницу, но теперь я понял, что у неё можно узнать обо всём на свете.

Принц отдаёт свою корону отцу.

Принц (улыбчиво). Не хочу больше носить. Она мне жмёт.
Декабрь. Вот и славно. Теперь пора вам возвращаться во дворец. Не гоже пропускать праздник. Наряжайте вашу ёлку и встречайте новый год.
Король. Да, вы правы, пора прощаться. Хотелось бы пригласить вас в гости, да понимаю, что это нелепо.
Июнь. Уж лучше вы к нам. А мы всегда здесь, зимой и летом, весной и осенью, днём и ночью, в этом красивом лесу. Будем рады вас видеть! Принц, почаще заглядывай в чащу. Здесь каждый месяц красив по-своему. Приходи сюда в июне, я покажу тебе дивные луга.
Принц. Спасибо большое, сестра Июнь. Спасибо вам всем, сёстры месяцы.
Король. Прощайте!
Июнь (улыбаясь). И одевайтесь потеплее, ведь июнь месяц лишь раз в году.
Январь (улыбаясь). В добрый путь, друзья! Всего вам самого наилучшего!

Король с принцем тихонько уходят.
Занавес.

Следующая сцена.

Король, принц и учительница стоят возле ёлки. Принц наряжает ёлку.

Учительница. Почтеннейший принц, почему же вы не хотите, чтобы я вам помогла?
Принц. Не стоит. Я обещал отцу, что сам буду наряжать.
Учительница. Честное слово, добрейший принц, я вас не узнаю, вы стали таким любезным. Ёлку один наряжаете. Вежливо разговариваете. Радуюсь, нарадоваться не могу. Вы меня удивляете каждую секунду.
Принц (с довольной улыбкой). А это новый я. Теперь я такой. И кстати, вам очень идёт этот наряд.
Учительница (притворно смущаясь). Ох, как любезно, ваше величество. Вы мне льстите…Но, позвольте, а где же ваша корона, неужели затерялась в лесу?
Принц. Не корона делает меня принцем, а мои поступки. Когда вырасту, хочу быть таким, как мой папа – хорошим королём и достойным человеком.
Учительница. Браво, мой принц! Вы взрослеете на глазах. И тот храбрый поступок со спасением короля. Как же хорошо, что с ним всё в порядке. (обращаясь к королю). Вы же хорошо себя чувствуете, ваше величество? Может всё-таки позвать врача?
Король. (улыбчиво). Я же говорил, со мной всё в порядке. Дорогуша, вы очень добры!
Принц. За спасение отца я в неоплатном долгу перед сёстрами-месяцами. Без их помощи мы бы здесь не сидели. Помните, вы сегодня утром только хотели мне рассказать о них?
Учительница. Конечно, помню.
Принц (виновато). Извините, что не слушал вас прежде. Отныне я буду послушным учеником.
Учительница (улыбаясь). Я рада это слышать, почтеннейший принц. Очень рада.
Король. Ну, что сын, ты закончил наряжать? Уже почти двенадцать. Ах, какая наряженная получилась у тебя ёлочка. Что же, слово ты своё сдержал. Молодец!
Принц. Пап, а я тут вспомнил кое-что. Я знаю правильный ответ на твой утренний вопрос. Иголки у ёлок никогда не опадают. Ведь даже есть такая загадка: «Зимой и летом, одним цветом». Правильно?
Король. Правильно, сынок! Я горжусь тобой.
Принц. (восторженно). Ах! Папа, смотри, он пришёл (показывает выше зрителей). Новый год пришёл!
Король. С новым годом, сынок!
Учительница. С новым годом, Ваше величество!
Принц. С новым годом всех!!!


Конец!