ВСХВ -1939 Экскурсия 6 - Там где нескучно и весело

Александр Руденский
               
                ВСХВ СССР 1939 ГОД
              МАРШРУТ ШЕСТОЙ - " ТАМ ГДЕ НЕСКУЧНО И ВЕСЕЛО ".

                МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ -ПУТЕШЕСТВИЯ
    1 – Цирк- шапито;
    2 – Павильон «Юные натуралисты;»
    3 – Павильон -  магазин «Игрушки»;
    4 –  Эстрадный театр;
    5 – Малый кинотеатр               
    6 – Зеленый  Театр
    7 – Большой кинотеатр
    8 – Передвижные киноустановки
    9 – Павильон «Звукозапись » (Говорящее письмо)
               
                *   *   *
                ЦИРК – ШАПИТО НА ВСХВ
    Появление на территории Всесоюзной Сельско-Хозяйственной выставки
    циркового павильона и цирковой труппы было не случайным.
 
  Во первых - этому предшествовала  многовековая традиция устройства
  скоморошьих, а позже цирковых балаганов на российских ярмарках, во время
  праздников и других мероприятиях. а во –вторых это то, что место где в 1939
  году была открыта выставка еще в 19 веке было местом, где располагался
  Волостной выездной цирк. Об этом знают любители истории вообще и цирка.
  Так вот, еще в начале 19 века на пустыре позади большого села Алексеевское,
  где расположилась ВСХВ, находился Волостной выездной цирк. 

   Летом этот цирк гастролировал по всей России, а осенью «зимовал» на дальней
  окраине Москвы – в Останкино. По данным историков, это был известный и
  популярный цирк. В его представлениях участвовали лучшие цирковые артисты и 
  разные животные. Но в 1840 году ВВЦ во время одного из представлений загорелся.
  После пожара его владельцы безуспешно пытались этот цирк возродить. Но сделать
                это не удалось.

   Прошло ровно сто лет и на том месте вновь происходят цирковые представления.
  теперь это цирк всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Он находился на том 
  месте где позже, уже на ВДНХ будет находиться Павильон «Народное образование», 
  что тоже символично, ведь в старые времена цирковые представления и были для
  простого народа своеобразной познавательной наукой.

    Ну а возвращаясь в 1939 год мы увидим еще не те постройки которые знакомы
  всем: Большой со шпилем главный павильон, шикарный фонтан «Дружба народов» на
  так называемой Площади колхозов и другие монументальные постройки, а более
  скромные павильоны. Даже шикарной арки главного современного входа тогда не
  было. Да, кстати, почти на том месте, где нынче расположена эта арка, на верху
  которой находится символ выставки – скульптура Тракторист и колхозница, в 1939
  году располагался тот самый цирк – шапито, с которым я хочу Вас познакомить.

    Расположен он был прямо на границе территории выставки. А попасть к нему
  можно, пройдя от главного входа 1939 года по Южной аллее, и свернув налево
  недалеко от аллеи был виден цирк и развевающийся над ним флаг. Цирк это всегда
  праздник, всегда восторг, удивление и аплодисменты. Вмещал тот цирк 1939 года
  на ВСХВ до 2400 зрителей. Для сравнения - современный цирк на Цветном бульваре
  вмещает 2000 зрителей. Тем более, если сравнивать население Москвы в 1939 году
  и сегодня. Тогда было чуть больше 4 миллионов, а теперь в три раза больше. Этот
  цирк был построен по проекту архитектора Апанасевича Евгения Платоновича.   
 
    Апанасевич Евгений Платонович  (1904г.-1984г.) инженер - архитектор.   
    работал в Москве, Ленинграде. в 1942 году был репрессирован (10 лет).               
    Сидел в Красноярске, Норильске. Проектировал для Норильсклагеря дома.
    По его же проекту на ВСХВ 1939 года строился и павильон «Юные               
           натуралисты»  располагавшийся по соседству с цирком.
   
     Художественное оформление цирка сделал художник З. Либерман.
   В 1939 году крытый цирк ВСХВ работал с августа по сентябрь, а в 1940-ом и
   1941-ом году сезон представлений начинался в середине июня. Ежедневно труппа
   цирка давала по три представления: в 16.00, 18.15 и в 20.00. Хотя следует
   уточнить, что такое время сеансов было не всегда и не во все дни недели.
   
     Примерно за пол часа до начала представления из здания цирка выезжали
   красочно оформленные машины и курсировали по всем аллеям и площадям Выставки.
   На авто выступали эксцентрический джаз-оркестр, жонглеры, клоуны, акробаты и
   фокусники. А на бортах машин красовались зазывные надписи:

         « Вас ждут в нашем цирке через несколько минут»,               
         « Только в цирке и во сне люди ходят по Луне»,               
         « Легки, воздушны и крылаты в нашем цирке акробаты»,               
         « Удивляет всех людей Кио – маг и чародей»,               
         « Кто в нашем цирке не бывал, тот очень много потерял ».
 
     Цирковое представление начиналось через пятнадцать минут после возвращения
                красочного рекламного кортежа в расположение цирка. 

     Репертуар и труппу цирка ВСХВ сформировали театрально-художественные звезды
   Москвы. Оформлял спектакли известный театральный художник В. Рындин, музыку
   писал композитор Л. Пульвер. Постановщиком и художественным руководителем 
   цирка был заслуженный деятель искусств В. Владимиров, а режиссером –
   знаменитый инспектор манежа Центрального цирка на Цветном бульваре А. Буше.
   На арене этого цирка выступали многие прославленные артисты того времени..   
                Среди них был и иллюзионист Эмиль Кио. 

     После Великой Отечественной войны, когда Всесоюзная сельскохозяйственная 
   выставка переживала второе рождение, цирк решили более не возобновлять. Его
   пришлось снести, из-за строительства нового центрального входа на выставку. 
   Но его артисты продолжали выступать на сценах Зеленого и Эстрадного театров 
   ВСХВ - ВДНХ СССР. .
 
     Ну а 27 августа 1940 года одно из представлений начиналась в 7 часов вечера,
   а билет в амфитеатр стоил 5 рублей. Для сравнения - проезд на такси от площади
   Свердлова (центр Москвы) до Выставки стоил 4 рубля. А на самой выставке 500
   грамм черного хлеба - 60 копеек, 200 грамм колбасы -2.60 рубля.

     Слово тому, кто по этому билету ходил в цирк на выставке, и оставил нам   
         свое  воспоминание о реальном цирковом представлении на ВСХВ
                – Ивану Михайловичу Лебедеву:

      « Ну, вот, я в цирке... Со времен своего "Акробата" я особенно стал
      неравнодушен к полетам на трапециях и вообще тому, что делается под
      куполом и на этот раз взял билет в цирк лишь потому, что анонсировались
      "Канатоходцы". К сожалению, этот номер показан не был. И хотя остальные
      номера я почти все видел, даже большинство 24 сего месяца в Ц.П.К.и О. 
      все-же я не был так разочарован, как это могло-бы ожидаться.
 
      Прежде всего "у ковра" оказался опять-таки "Чаплин" - Константин Мусин,
      которого вообще можно смотреть без конца, т.к. он перещеголял Карандаша
      (Румянцева). 

        В этот раз опять блистал и буквально почти после каждого номера, он
      шаржировано (но там  не менее чувствовалось, что он может это-же сделать
      и нормально хорошо) показывал, что может быть участником этого номера -
      будь-то клоунада, акробатика, эксцентрика и т.д.; с Дуровым он ведет
      почти весь номер, как член труппы (второй после Дурова).
      Ну, а кто не любит новинки, и оригинален  номер "Пат без паташона".
      Артист выступает со скрипкой, представляющей собой две верхние плоскости
      двух скрипок как бы склеенных "спинами" (имеются два грифа и два аккорда
      струн); причем склеены они неправильно - грифы, а следовательно, и остовы
      находятся друг к другу под углом. Он начинает силой пытаться сдвинуть
      грифы и остовы вместе и не произнося ни одного слова (весь номер без
      одного слова), заставляет мимикой, движением тела и рук и ног с помощью
      некоторых аксессуаров (напр. стула), причем не грубо, а мягко-культурно,
      смеяться весь цирк. Наконец он в отчаянии решает оставить все по прежнему
      и начинает играть попеременно: то на одной стороне скрипки, то на другой    
      и как играть - вполне достойно салонного джаза. Затем он переходит на
      "Одесского Мичмана", причем смычек отброшен в сторону и звуки производятся
      с помощью рук, причем тональности характерной для оборванных струн с
              сохранением мелодии и т.д. - очень оригинальный номер..».

        "Следующий номер "Китайские прыжки", тоже редко за последнее время
      встречающийся номер: акробат дает себя поднять над ареной, зажав между
      лопаток металлическую пластинку, прикрепленную к блоку, и проделывает
      несколько упражнений. Затем последовали "Бим-Бом" (М. С. Радунский и   
      А.П. Камский), все ещё поддерживающие знамя былой славы этих
      непревзойденных музыкальных клоунов (настоящая пара, по моему,
      преемники, хотя Радунского я уже давно знаю, как члена этого дуэта.
      Вспоминаются сейчас фамилии Тарин и Вильтзак и др.)

        Этот номер уже не блещет для меня былым едким юмором, переходившим
      нередко в сатиру, хотя он и пользуется неизменным успехом; однако все-же,
      отдавая дань воспоминаниям о детстве и юности, всегда смотришь его с
      некоторой теплотой в сердце... "Икарийские игры" - очень четко работающая
      группа среди которой выделяется мальчик лет восьми...

       Непременный член каждой цирковой программы "табло" лошадей
        (сейчас под управлением Лейли)... 

          Все II-ое отделение целиком было занято Юрием Владимировичем Дуровым,
      также как и "Бим-Бом", родным по детству (собственно, не он, а его
      предшественник), но не опустившим ни на один миллиметр стяг славы своих
      предков. Номер он открыл парадом, в котором церемониальным маршем по
      арене прошелся целый зверинец верблюдов, лошадей, собак, медведей, козлов
      и т.д.; впереди ехал он сам на тройке пони, а в арьергарде шествовала
      слониха и ... держась за её хвост Чаплин - Мусин (который вообще в этом
      номере все время играл важную роль)
          
            Дуров продемонстрировал:
     1)гималайского медвежонка-наездника на вороной лошади;
     2)целую стаю собак в касках пожарных (Пожар);
     3)гималайского медведя на мяче; кроме того бег и кувыркание через голову
       по барьеру арены; финал - выпивка поллитра;
     4)Добермана-математика;
     5)морского льва - Пашу, как всегда оказавшегося великолепным жонглером
       и комиком;
     6)голубей, прилетавших на выстрел на дуло ружья и в кастрюлю;
     7)13-ти летную слониху, без единой ошибки виртуозно проведшую весь номер
       со всевозможными танцами, фигурами и прочее; между прочим Дуров ложился
       на арену; слониха шагала через него, один раз нарочно опустив свою "
       ножку" над самым его лицом, едва не касаясь последнего и на минуту
       задержавшись на месте; и всё это с грацией, неожиданной для столь
       грузного животного; она же и ложилась на Дурова (на крест), не причиняя
       ему ни малейшего ни только вреда, но и беспокойства; в апофеозе, она
       любезно подставила Дурову свою переднюю ногу и усевшегося к ней на
       хобот, торжественно пронесла через арену к выходу.

    Было уже давно темно и выставка пышно сияла всеми своими огнями, когда
    я вышел  из цирка. Я залюбовался чудным цветным фонтаном, собственно группой
    фонтанов на главной площади. Эта группа вполне достойна Петергофа и своими
    меняющимися нежными тонами удивительно ласкает глаз - прямо не хочется уходить."
   
       Чтобы атмосфера цирка, продолжалась и вне его, Главное управление
    Госцирками СССР в 1939 году установило по всей территории ВСХВ множество
    разных парковых аттракционов: карусели, качели, комнаты смеха и т.п.  

     Напомню - «БИМ-БОМ» — русские музыкальные клоуны-эксцентрики. «Б.-Б.»
   создали дуэт, существовавший (с перерывами) с 1891 до 1946. Создатель дуэта —
   И. С. Радунский (Бим). Вторым партнёром (Бом) в разное время были Ф. Кортези
   (1891 — 98), М. А. Станевский (1901 — 20), Н. И. Вильтзак (1925 — 36), А. П.
   Камский (1936 — 46). Отказываясь от примитивных, грубых, порой унижающих
   человеческое достоинство приёмов старой клоунады, стремясь к злободневности,      
   «Б.-Б.» достигали в своих выступлениях сатирич. направленности. Они сочетали
   острые словесные реплики с игрой на музыкальных. инструментах, с исполнением
   весёлых, иногда политически острых куплетов.

   От себя добавлю, что я ничего не менял в этих воспоминаниях, оставил всё так,
                как было в найденной тетради. 

                История павильона:
      1939 год корпус  № 68 — павильон « Цирк- ».               
      1941 год  корпус № 5 — павильон  « Цирк »               
      1952 году  павильон  был снесен.
               
                *   *   *
    Вероятнее всего, что после рассказа о цирке на ВСХВ, имеет смысл проследовать
   и рассказать о павильоне, который располагался рядом и, который был
   спроектирован тем же архитектором. Это павильон «Юные натуралисты», о котором
   говорилось выше. Выбиваясь из общего строя других агитационно-
   пропагандистских павильонов, он привлекал к себе в первую очередь 
   подрастающее поколение и учителей - педагогов. В нем всегда была особая
   атмосфера.
               
                *  *  *  *  *