Проповеди

Арсений Родин
Эти проповеди читаны были с амвона в бытность автора преподавателем КДАиС.

О НЕМОЩАХ И БОЛЕЗНЯХ

Господь посылает болезни? Ерунда, хула на Всевышнего! На Того, Кто Сам страдает, когда мы болеем.
То, что злодеи избыточествуют здоровьем, как раз и говорит о том, что болезни не от Него. Если бы у головореза, занёсшего нож над жертвой, случился инфаркт или отнялась рука, это спасло бы невинную душу. Но у головорезов инфаркты случаются крайне редко.
Зато, когда злодей обращается к Богу, тогда, действительно, дотоле могучий организм нередко даёт сбои. Кого Бог любит – того и наказывает? Так Он всех любит. Более правдоподобно, что уверовавший злодей заболевает от раздвоения воли – разлада, при котором и душа, и тело испытывают несовместимые с телесным здравием перегрузки.
Свиньи подземелья твоей души панически боятся ангелов света. Пока твой ангел, забытый тобою, безмолвно страдал в закуточке, сонные свиньи сыто похрюкивали и досаждали тебе только тем, что пачкали и смердели. Но стоило тебе ангела приласкать, даже одним лишь воспоминанием о чистом детстве, о чистом девстве, как взвились свиньи и с истеричным визгом буйными своими копытами и наглыми своими рылами стали крушить обиталище – душу твою загаженную.
Если так разбередить душу, уязвится и плоть. Ангел ожил в тебе, тебе снова открылось блаженство – а тело изнемогает.
Страшно? Пусть уж всё остаётся как есть? Пусть в твоей душе, превратившейся в хлев, хозяйничают свиньи, а ангел продолжает ютиться, забытый, где-нибудь в закутке – лишь бы тело не возмутилось? Именно этот выбор, ясно не отдавая себе отчёт в его сути, делает большинство. Не будем их осуждать. Бог действительно требует от нас мужества. В грешном мире может быть по-настоящему счастлив только мужественный человек. Надо честно это признать. Тот, кто решился быть другом Христу, должен понимать: на этом пути его ждёт распятие.
В Божьем замысле о мире никаких разладов не предусмотрено. Богу по определению не может быть угодна смятенная душа и больное тело. Но паче разлаженной не угодна Ему личность, удобно коснеющая в грехе. По сравнению с греховной косностью разлад – всё же ступенька вверх.   
Чем глубже укоренился грех, тем болезненнее от него избавление, - вот что следует помнить. Это не значит, что Бог не желает смягчить нашу боль. Он всегда готов помочь исцелению. Надо только самому этого по-настоящему захотеть – захотеть именно избавления от греха, здравия не только телесного, но и духовного.
Но в том-то и дело, что захотеть по-настоящему очень непросто. Для этого надо стать свободным – самая труднодостижимая цель для падшего человека.
Рабу управлять естеством не дано.
Итак, не Бог посылает болезни. Он посылает нам ангела, а болезнь своими копытами причиняют бесы, испугавшиеся его.
Болезнь – это роды свободной души. Рожать страшно, но нет на свете ничего более важного, чем рождество святости. Тебя, пуп земли, ведь тоже родили. Рожай и ты. И ничего не бойся. Потому что Бог всегда с тобой.

***

О СНИСХОДИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СРЕБРОЛЮБИЮ

В Евангелии Иисус Христос в основном проповедует притчами, Сам же их и толкует. Но в Его диалоге с богатым юношей нет никакого аллегорического подтекста, а потому и растолковывать тут, казалось бы, нечего.
«Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не обижай", "почитай отца твоего и мать". Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
В том же духе высказывались о богатстве и апостолы, и святые учители Церкви.
Апостол Павел, Первое послание Тимофею:
«Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие».
Откровение апостола Иоанна:
«Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».
У прп. Нила Синайского:
«Чем большее у тебя сокровище, тем большее и тягчайшее уготовляется тебе вечное мучение».
«Если богатый в настоящей жизни думает, что щедростию к тебе вполне воздаёт благодарность Богу, то обязан он не твоей дожидаться просьбы, а более тебя просить и умолять, чтобы соблаговолил ты принять его дар. Поэтому, зная низость души этого человека, как беснующегося, не удостаивай его и слова».
У свт. Иоанна Златоуста:
«[Роскошь] …преждевременно приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум».
У прп. Исаака Сирина:
«Как невозможно, чтобы в одном теле были здравие и болезнь и одно не уничтожалось другим, так невозможно, чтобы в одном доме было изобилие денег и любовь, и одно из них не уничтожало другого».
У св. прав. Иоанна Кронштадтского:
«Не ублажай богатого, не льсти, не завидуй ему, а плачь о нём как о самом жалком человеке».
«Жалки вообще богачи, как извратившие свою природу, как одичавшие и полагающие жизнь не в Боге, а во множестве стяжания…».
У свт. Николая Сербского:
«Душа моя окаянная, выбирай. Или ты хочешь быть, или ты хочешь иметь. Если хочешь быть, то имение твоё будет не меньше Божиего имения. Если хочешь иметь, бытие твоё будет не больше луны на дне озера».
Не было между святыми разномыслия насчёт вредоносности греха сребролюбия. Почему же тогда мы слышим с амвона другое: будто Иисус имел в виду не всякое, а только какое-то неправильное, неблагочестивое сребролюбие? Неужели священники боятся огорчить богатых спонсоров? Мол, не вас, не вас, щедрые, Бог подразумевал под евангельским юношей.
После таких проповедей и богатые, и бедные выносят из храма: стяжательство благословляются Церковью.
Но если похоть корыстолюбия непредосудительна, то почему не применить «икономию» к другим грехам? Народ-то у нас смекалистый, понимает: если один чёрт не страшен, то стоит ли другого бояться?
Бес племенной злобы застит глаза, помрачает разум, возбуждает языческие инстинкты? «Мы вне политики! Бог простит бандеровца!» Ну и в самом деле: чем бес-«патриот» хуже, чем бес-сребролюбец? Да их, кажется, и не отличишь на Украине: там все пламенные радетели о «величии нации» почему-то грезят не простотой бедной глубинки, где ещё встречаются души, не заплесневевшие от гламура, а богатой, пресыщенной и давно забывшей Бога Европой.

***
ЧТО ПИСАЛ ИИСУС ПЕРСТОМ НА ПЕСКЕ

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин.).
Благая Весть об Иисусе Христе поколениями передавалась из уст в уста; записано Евангелие было лишь спустя десятилетия. И вот же зачем-то надо было пересказчикам упоминать о том, что Иисус, в то время, когда явилась толпа, влекущая на суд согрешившую женщину, «наклонившись низко, писал перстом на земле». И не раз, заметьте, а дважды это отмечено.
Люди, которые привыкли видеть в Иисусе подобие назидательного академического гомилета, должны недоумевать: то, что Он, наклонившись, что-то писал перстом, сказано, а о том, что именно Он писал, ни слова.
Когда Иисус разговаривал с самарянкой, рядом никого не было, и, тем не менее, их разговор передан с буквальной точностью, как будто кто-то за ними подсматривал и их подслушивал. Здесь же было полно народу – как же никто не увидел, что выводили на песке персты Сына Божия?
Напрашивается ответ: неважно, что они выводили. Что писалось безотчётно, то Он и писал.
Когда мы сидим на каком-нибудь унылом собрании, наша рука сама тянется к карандашу и потом рисует в блокноте каракули. Для Иисуса Христа эта толпа возбуждённая не была ли подобием такого же бессмысленного собрания? Вот Он и писал перстом на песке что-то такое же безотчётное.