11. 1. Пушкин. Ранение. Агония. Смерть. 1

Поль Читальский
130. Ранение, лечение и шансы раненного Пушкина и "ошибки" медиков
Вроде бы мастера диагностики ранений в полость живота, анестезиологии, акушерства, хирургии и аутопсии давно нам (технарям с табличкой ктн на памятнике из ГорБРУса) всё пояснили = ПУШКИН ПРИ ТАКОМ ХАРАКТЕРЕ РАНЕНИЯ И УРОВНЕ МЕДИЦИНЫ ТОЙ ПОРЫ был уже НЕ ЖИЛЕЦ! - но нам всё неймется, нам все чудится и мерещится Госпожа Удача 

0 – Ранение Пушкина

Как было установлено, пуля, поразившая Пушкина, миновала жизненно важные органы, пройдя ниже почки и сзади кишечника, скользнула по внутренней поверхности правой подвздошной кости, отщепляя мелкие осколки, и, раздробив крестец, застряла в нём.

I.
Общее состояние практической хирургической медицины в России в то время

Результаты исследования зав. кафедрой госпитальной хирургии Калининского медицинского института Льва Журавского (монография «О некоторых недостатках в оказании помощи при ранении и лечении А.С. Пушкина», Тверь, 2000 год = бумажная версия в Российская национальная библиотека (РНБ):
1) что в 30-е годы XIX века в России уже существовала научно обоснованная хирургия, находившаяся под влиянием передовых английской и французской хирургических школ, уже проводились сложные хирургические операции, в том числе и на желудке, кишечнике. Такие операции имели место в клинике Медико-хирургической академии, которой заведовал один из лечащих врачей умирающего Пушкина Христофор Саломон.
2) в то время в нашей стране производились сложные операции — удаление желчного пузыря, желудка, частей кишечника
3) были изданы научные руководства по проведению операций, «производимых на разных местах брюха».
4) особенно хорошо была поставлена хирургическая помощь в клинике Медико-хирургической академии, возглавляемой Христофором Саломоном, основанной в 1806 году
5) высококвалифицированные хирурги, среди которых особенно выделялся Илья Буяльский, выполняли чуть позже полостные операции под опийным наркозом, интуитивно стараясь соблюдать чистоту, проводили переливания крови и внутривенное введение препаратов.
Вывод: Общее состояние практической хирургической медицины в России в то время не было допотопным и отсталым – оно было готово, имело опыт и могло провести полостную операцию Пушкина и пытаться спасти Поэта. Хирургические наука и практика, наличие в СПб хирургов, их квалификация и опыт давали Пушкину шанс … Но этим шансом не захотели или не смогли воспользоваться окружившие поэта медики…

Кто принимал участие в лечении А.С. Пушкина?

Первыми осмотрели Пушкина профессор Б.В. Шольц – известный акушер-гинеколог и доктор медицинских наук К.К. Задлер. Всем лечением Пушкина с момента приезда и до кончины руководил Николай Федорович Арендт – лейб-медик императора Николая I. Консультации Н. Ф. Арендту оказывали известнейшие в то время хирурги Илья Васильевич Буяльский и профессор Христин Христианович Соломон, который впоследствии одним из первых в России применит эфирный наркоз. Назначение Н.Ф. Арендта выполняли домашний врач семьи Пушкиных – академик Иван Тимофеевич Спасский и выпускник Дерптского университета Владимир Иванович Даль, участник Турецкой войны 1828 года. При раненом на время кратковременного отдыха И.Т. Спасского оставался доктор медицины Ефим Иванович Андриевский.

 Таким образом, можно сказать, что в лечении А. С. Пушкина принимал участие весь цвет тогдашней российской медицины дислоцированный в СПб.

II. 
Что можно сказать о каждом из этих врачей по их медицинской практике:

1. Первым из врачей осмотрел раненого Пушкина медик, хирург и преимущественно акушер Шольц В.Б. Он положился на опыт настоящего хирурга, но успел поведать раненному, что дело его … без шансов

 2. Первый диагностировавший Пушкина профильный по характеру пулевого ранения врач - хирург Карл Задлер.  Осмотрев рану и убедившись, что она всё ещё кровоточит, Задлер счёл обязательным немедля приготовить всё необходимое для операции / набор для зондирования раны был в те времена с собой у каждого практикующего врача/. Задлер срочно отправился за инструментами (!). Однако, возглавивший дальнейшее лечение лейб-медик царя Арендт от услуг Задлера отказался.

3. Затем прибыли два ведущих хирурга СПб - Саломон Х. и Буяльский И. Однако их мнение осталось неизвестным и более они не приглашались.  А ведь это были выдающиеся хирурги: под руководством  Христофора Саломона, хорошо была поставлена хирургическая помощь в клинике Медико-хирургической академии, основанной в 1806 г., современники считали его прекрасным хирургом, он одним из первых в России использовал эфирный наркоз;  Илья Буяльский – высококвалифицированный хирург выделялся выполнением полостных операции под опийным наркозом, интуитивно стараясь соблюдать чистоту, проводил переливание крови и внутривенное введение препаратов.

4. С раненым постоянно находились семейный врач Пушкиных Иван Спасский (терапевт и фармаколог), лечивший детей и жену, поскольку сам Пушкин практически не болел (за исключением малярии в молодости), и приехавший на следующий день близкий друг поэта словесник Вл. Даль (окулист, отошедший от медицины); некоторое время - хирург Андриевский. Они выполняли назначения лейб-медика Арендта. Андреевского вызвали как специалиста по перитониту, который в Европе в то время считался неизлечимым, но которые Е. И. Андреевский, согласно сохранившимся его трудам, успешно излечивал.  В данном случае Андреевский почему-то не счёл хирургическое вмешательство показанным.

5. Лечение раненого возглавил лейб-медик Николая I Николай Арендт, который преимущественно оперировал конечности — аневризмы, ранения кровеносных сосудов, проводил ампутации. Он имел богатую частную практику. Это сказалось на квалификации Арендта как хирурга-учёного и способствовало развитию консервативных взглядов, формированию некоего шаблона в лечении, что позволило Пирогову сказать, что «Арендт — представитель врачебного легкомыслия».
Доказательство тому — медицинские назначения раненому поэту под руководством лейб-медика:
холодильное» питьё,
холод на живот,
который сменяли “мягчительные” (теплые) припарки на живот
каломель с беленой (экстракт белены с каломелью внутрь)
капли настойки опия (внутрь)
касторовое масло (внутрь).
Лечение завершили кровососущие пиявки …

А ведь Арендт одним из первых применял антисептическое лечение, чему придавал самое серьёзное значение.

Никто из медиков (кроме акушера Шольца)  не составил своего особого мнения и записей по этому поводу никогда не публиковал … 

III
Какие были допущены ошибки секундантами и  медиками:
/ж. Русская семерка. Можно ли было спасти Пушкина/

1) Не была оказана первая помощь
2) Неправильно осуществили транспортировку раненого
3) Пушкина повезли домой, а не в клинику
4) Пушкину и его близким внушили мысль, что он безнадежен
5) Пушкину требовались радикальные методы лечения, а применили консервативное


IV
Десять почему профессора хирурга Льва Журавского

Лев Журавский – зав.кафедрой  госпитальной хирургии Калининского мед. института (Тверской мед. академии)  в монографии  «О некоторых недостатках в оказании помощи при ранении и лечении А.С. Пушкина» так и не смог понять, почему:

1) лучшие хирурги устраняются в первые же часы болезни,
2) почему раненому настойчиво внушается мысль о скорой смерти,
3) новые перспективные методы лечения — переливание жидкостей и крови — не используются
(хотя в то время был широко известен факт спасения жизни переливанием крови, проведённым в 1832 году акушером Вольфом певице Вяльцевой, погибавшей от послеродового кровотечения)
4) не применяются для спасения поэта сердечные и укрепляющие средства
5) не назначается снотворное, хотя больной не спит
6) назначаются пиявки на фоне обильной кровопотери, составившей, по подсчётам Ундермана, до 2 литров
7) больной оставили на неудобном ложе
8) не было сестры милосердия
 (раненый поэт в основном обслуживал себя сам: сам переоделся, сам брал лёд и воду, ставил и снимал пиявок).
9) проведено не квалифицированное спешное, на дому, вскрытие тела.
(причём неизвестно, кто и в каком помещении квартиры его производили: через 45 минут после смерти тело Пушкина было вынесено в переднюю, а кабинет опечатан.
10) не было Протокола вскрытия …

В ходе многолетних изысканий профессор, праправнук Вл.Даля, на основании анализа архивных данных и изучения исторических материалов о состоянии медицины того периода сделал сенсационный вывод:
1) у Пушкина был шанс на спасение, хирургическая наука тех лет могла ему помочь!
2) фатальный исход дуэли определили обстоятельства, далёкие от медицины.

V
вывод исследователя и хирурга профессионала Льва Журавского
(см. Ласкова Н. "У Пушкина был шанс на спасение")   

I - гибель Пушкина была связана не только с огнестрельным повреждением тела, но и с той обстановкой, в которой он находился после дуэли
II – мед. помощь раненому значительно отставала от уровня отечественной хирургической науки тех лет
III - в возможном по тому времени лечении имели место серьёзные недостатки и упущения
IV - родные и друзья не проявили решимости в борьбе за жизнь поэта, смирились с приговором, не обратились к решительным действиям, пусть рискованным, но дающим шанс на спасение.

VI
Две точки зрения в отношении лечения поэта

Существует две точки зрения в отношении лечения поэта.
1). Лечение проводилось неправильно и, возможно, умышленно неправильно.
Эту точку зрения, например, обосновывал праправнук В.И. Даля профессор Л.С. Журавский. А.С. Пушкин, по его мнению, был убит с помощью сложной придворной интриги. Правительственные круги во главе с императором способствовали дуэли. Царь отрицательно влиял на оказание медицинской помощи Пушкину, действовал подавляюще на его моральное состояние. Н.Ф. Арендт был личным врачом императора, именно ему безмолвно подчинялись остальные врачи и друзья поэта, окружавшие раненого. Врачи, родные и друзья не сумели организовать борьбу за спасение или существенное облегчение его болезни.
2). С позиции развития медицины первой половины ХIХ века А. С. Пушкина лечили правильно, хотя, возможно, недостаточно эффективно.
Медицинская помощь под руководством Н.Ф. Арендта отставала от уровня хирургической науки тех лет. В 1944 году писатель Вл. Набоков в статье, посвященной Н. В. Гоголю, написал следующее: «Лет за 15 до лечения Гоголя медики лечили Пушкина, раненного в живот, как ребенка, страдающего запорами. В эту пору еще верховодили посредственные немецкие и французские лекари, а замечательная школа великих русских лекарей только зачиналась»

Аминь