Коммерческое училище Е. Я. Долинской в Святошино

Влад Каганов
        В 1909 году организовала коммерческое училище в Святошино, в дачной местности что под Киевом, ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВНА ДОЛИНСКАЯ.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Училище было открыто при обстоятельствах несколько необычного характера. В конце ХIХ- начале ХХ века стал активно развиваться один из ближних пригородов Киева- Святошино. Этому способствовали, с одной стороны, прекрасные природные условия- великолепный сосновый лес, а с другой- проложенная в 1901 году из Киева линия электрического трамвая, позволявшая добраться до города за полчаса, и в том же году открыли железнодорожную станцию «Святошино».Билет на трамвае в один конец стоил 20 копеек, а поезд подвозил дачников от киевского вокзала за 14 копеек.
Финансовыми вопросами и развитием благоустройства поселка занималось, созданное на кооперативных принципах «Общество содействия благоустройству дачной местности Святошино»». По его заказу городские архитекторы Александр Кривошеев и Александр Хойнацкий разработали 24 типа проектов дачных зданий, которые имели от двух до восьми комнат, и были рассчитаны на любые кошельки. Пресса писала: «Архитектура построек напоминает собою те живописно красивые, стиля «швейцарского», скромно-изящные виллы, которые так ласкают наши взоры на заграничных курортах».
         В летние месяцы многие жители города, а в разгар летнего сезона их число достигало до двенадцати тысяч человек, снимали здесь комнаты или домики, что приносило местным жителям немалый доход.
Вскоре в Святошино уже имелись: санаторий, открытый докторами Сувальским и Рокочи, несколько аптек, баня, бакалейный и другие магазинчики, где всегда продавался свежий кумыс, почта, телеграф, офис врача, публичная библиотека Общества трезвости, фотоателье Роштанова. На торговой площади функционировали рынок и ресторан.
       Развлечению отдыхающих способствовали также просторный общественный парк с концертной эстрадой и летним театром, в котором устраивались театральные представления, концерты и гуляния. Были оборудованы 2 пруда с купальней и лодочной станцией. Желающие ловить в озёрах рыбу также имели такую возможность, заплатив при этом 40 копеек.
        В 1912 году в Святошино проложили телефонную линию.
        Таким образом, великолепная природа, удобный транспорт, отлаженность дачной жизни сделали Святошино одним из самых престижных среди дачных поселков около Киева того времени.
        В зимние месяцы в поселке проживало от двух до трех тысяч человек, а количество детей учебного возраста превысило 180 человек.

       Естественно, местные жители были озабочены созданием в поселке для своих детей среднего учебного заведения. В 1904 году была организована прогимназия, но просуществовала она не долго, и в 1907 году закрылась.Следующим шагом стало открытие коммерческого училища.И снова через два года- училище закрылось.
Между тем, количество детей учебного возраста росло. Кроме того, некоторым жителям города было удобнее привозить своих детей на занятия в Святошино.
В 1909 году Елена Долинская и приглашенный ею на должность директора Виктор Викторович Нейкирх(1879-1938) полагали,что при определенной энергии и правильной организации дела, можно расчитывать на успешное ведение дела.
Е.Я.Долинская обратилась с ходатайством в Министерство торговли и промышленности с разрешением открытия в Святошино коммерческого училища с совместным обучением мальчиков и девочек.
Вскоре, ввиду согласия Долинской внесения 5-ти тысяч рублей в распоряжение хозяйственного комитета, разрешение на открытие училища было получено.
Летом 1909 года были объявлены в училище вступительные экзамены.
К сожалению, в издании: «Коммерческое училище Е.Я.Долинской в Святошине,1909-1913 год», которое я использовал для подготовки данного материала, ни об учередительнице училища Е.Я.Долинской, ни об одном из учителей, не сказано ни слова.

ЗДАНИЕ УЧИЛИЩА И ЕГО УСАДЬБА

         Между тем, подыскать подходящее здание для училища оказалось делом весьма трудным.Дело в том, что в Святошино было мало больших и хорошо оборудованных домов.После долгих поисков, организаторам пришлось остановиться на единственном более-менее подходящем доме Резникова на Шоссе 13. Благодаря коридорной системе,в течение первого учебного года удалось устроиться довольно неплохо. Однако, уже в следующем учебном году, когда количество учащихся увеличилось, стала ощущаться теснота, и встал вопрос о новом помещении.
        Сначала учередительница собиралась построить здание училища на свои средства,но выяснилось, что в Святошино здание нельзя закладывать в кредитных учереждениях, а строить можно исключительно за наличные. При этом, составленная первоначальная смета постройки составляла около 80 тысяч руб.Так как учередительница такой суммой не располагала,пришлось искать лиц, которые согласились бы выделить деньги для строительства здания для училища.
Дело оказалось непростым ещё и потому, что многие домовладельцы опасались, что большой дом,удовлетворяющий потребностям училища, в случае, если бы оно закрылось,в Святошино, где имелся спрос только на небольшие дома, невозможно было бы продать.

       После долгих поисков, наконец удалось убедить одного владельца- Сергея Николаевича Григоровича –Барского- отстроить свой недавно сгоревший дом и приспособить его для училища.

       В течение лета 1912 года дом был отстроен и принят училищем в наем на 10 лет. Таким образом уже к началу 1912-1913 учебного года училище получило прекрасный дом, в котором могли нормально заниматься три сотни воспитанников.
Красивое с башенками здание было построено на возвышенности и состояло из двух с половиной этажей. В здании училища были центральное отопление, устроены канализация и водоровод.
Новое здание позволило училищу разместиться вполне удовлетворительно. Все комнаты, приспособленные под классы, а их было 8, достаточно просторные и светлые ( от 483 до 817 куб. аршин), а высота- 5 и три четверти арш. и, как омечалось в рапорте врача, количество воздуха достаточно для каждого ученика.
Кроме того были оборудованы: физический кабинет; комната для занятий по естественной истории; музей образцов товаров; лаборатории для практических занятий учащихся по химии и товароведению; библиотека, включающая два отдела: фундаментальный и ученический и содержащая Собрание необходимых учебных пособий; учительская, канцелярия и кабинет для доктора, отдельная раздевалка, рекреационный зал и столовая с кухней.
Следует также отметить, что училище расположилось среди большого соснового леса неподалеку от Святошинского озера.Усадьба училища около 3600 кв. сажен, занимала живописное место в Святошино.Поскольку прежние владельцы участка с большой любовью и вкусом украсили его разнообразными декоративными растениями,проложили дорожки, спуски, устроили площадки, училище получило с первого года возможность пользоваться вполне благоустроенной територией.
Красота участка, обилие цветов и других декоративных растений, позволили воспитывать в учащихся чувство красоты, любовь к растениям,умение их сохранять и оберегать.
        Для подвижных игр в распоряжении учащихся были оборудованы благоустроенные площадки, а также участок нетронутого леса.
Для наблюдения за здоровьем учащихся, при училище имелась должность врача.
Следует отметить и тот факт, что училище было расположено недалеко от трамвайной остановки - буквально пять минут ходьбы, что было особенно удобно для приезжающих из города.
Во время Первой мировой войной училище Е.Я. Долинской было переведено в Мозырь, но уже в газете «Киевская жизнь» за сентябрь 1919 года указывалось: «Коммерческое училище Е. Я. переведено в Коллегию Галагана (Фундуклеевская №7)».

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

         В училище принимались дети всех сословий и вероисповеданий. Дети лиц иудейского исповедания принимались с таким расчетом, чтобы их число не превышало 50% числа учеников в училище.
В первый класс училища принимались дети от 10 до 13 лет, имеющие познания, требуемые для поступления в первый класс реальных училищ; а желающие поступить в следующие классы -иметь соответствующие классу познания и возраст.
В приготовительный класс при училище - дети от 8—11 лет.
Для приема в училище,к прошению должны были прилагаться свидетельства: метрическое о рождении, о звании и медицинское о привитии оспы, с копиями с сих документов на простой бумаге. Если поступающий до этого обучался в каком- либо учебном заведении, то должно было представлено свидетельство об успехах и поведении, выданное из этого заведения.

Учебные занятия в училище продолжались с 20 августа до 1 июня, за исключением воскресных и праздничных дней.
Полный курс обучения продолжается 7 лет, с годовым курсом в каждом классе.
В училище преподавались: Закон Божий, русский язык и словесность, немецкий и французский языки, история, география, математика, естествоведение, физика, коммерческая арифметика, бухгалтерия (теоретическая и практическая), коммерческая корреспонденция (на русском и иностранном языках), политическая экономия, законоведение (преимущественно торговое и промышленное), химия, товароведение с технологией (а также практические занятия в лаборатории по химии и товароведению), коммерческая география (преимущественно России), каллиграфия, ручной труд и гимнастика.
Сверх того, для желающих за особую плату, преподавались: английский и польский языки, черчение, стенография, письмо на пишущей машинке, пение, музыка и танцы.

ОПЛАТА
      Плата за обучение вносилась по полугодиям впред: за первую половину учебного года не позже 1 октября, и за вторую не позже 1 февраля. Кроме оплаты за обучение, при поступлении в училище, необходимо было внести в течение первой учебной недели единовременный взнос в размере 20 рублей. Капитал, образовавшийся из этих взносов, расходовался на учебные пособия и библиотеку.

Ученики, окончившие полный курс училища, получали аттестаты и удостаивались звания личного почетного гражданина, если по рождению своему не принадлежали к такому званию. Ученики, окончившие полный курс с отличием, удостаивались звания кандидата коммерции.

        Что касается девочек, то по окончании ими с успехом полного курса училища, им выдавались аттестаты, в которых обозначалось, что относительно поступления в высшие учебные заведения они пользуются правами, предоставленными окончившим курс женских гимназий ведомства учреждений Императрицы Марии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

        Прежде всего, Педагогический комитет училища полагал, что нужно организовать занятия так, чтобы дети проволили возможно больше времени на чистом воздухе, как во время занятий, так и во время перемен. Для этого училище обзавелось специальной садовой мебелью, которую расставили на нескольких местах: на большой веранде и на площадках под тенью сосен.Таким образом, весной и осенью, когда только позволяла погода, уроки по различным предметам проводились прямо в лесу. Хотя первые два-три дня дети несколько отвлекались новой обстановкой,но потом с ней вполне свыкались и такие «уроки на природе» проходили вполне нормально.Более того, среди классов происходило некоторое соревнование из-за места в саду, так как таких мест было оборудовано только 3.
         Для преподавателей проведение уроков в саду было, конечно, несколько труднее, поскольку во-первых дети по-началу часто отвлекались, во-вторых нужно было больше напрягать голос.
Кроме того, Педагогический комитет побуждал учащихся время перемен проводить в саду, что позволяло детям размяться,побегать и надышаться чистым воздухом. Весной и осенью дети разбивались на группы, которые играли на площадках в футбол, в горелки, в городки, в разбойников и так далее. Менее подвижные- устаивались у стола и играли в шахматы.
Более того, многие учащиеся и после занятий могли гулять по саду и пользоваться спортивными площадками.
Воспитанники училища даже организовали «Спортивный кружок», в который входила футбольная команда. Зимой дети с увлечением катались на санках с горы и на коньках на льду пруда. Вскоре составился кружок, посвященный конькобежному спорту и даже устраивал соревнования.

УРОКИ ГИМНАСТИКИ
        В училище много внимания уделялось занятиям гимнастикой.Однако удовлетворительно организовать её преподавание удалось не сразу, и только с 1912-1913 года эти занятия стали проводиться круглый год. Зимой и в дождливую погоду занятия,конечно, проводились в специально оборудованном зале училища, а в остальное время - в лесу, где была оборудована площадка с гимнастическими снарядами.
Занятия состояли в упражнениях, развивающих верхнюю часть туловища, рук, в беге и прыжках с большого разбега. В приготовительном, в первом и втором классах - в основу занятий были положены игры: кошки- мышки, горелки. При этом, уделялось внимание групповым упражнениям,построению и маршировке.
        В следующих классах- учащиеся приступали к занятиям на снарядах: подтягивание, влезание по шесту,упражнения на бревне, прыжки и так далее. Начиная с четвертого класса, ученики приступали к занятиями с гантелями по 4 фунта по системе А.Штольца(Мюнхен). В соответствующем сочетании с дыхательными упражнениями, эти упражнения занимали четверть часа. Остальное время урока составляли разнообразные упражнения на снарядах, прыжки,бег, метание камней,упражнения военного строя.
В лесу устраивались состязания на скорость в беге от 50 до 100 метров, в беге в мешках или с яйцом на ложке. В таких состязаниях охотно участвовали и девочки.

ЗАНЯТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Весной и осенью по ботанике и зоологии, кроме уроков, проводились систематические экскурсии в лес и на луг. По физической географии на примерах местной природы изучались такие понятия, как исток и устье реки, правый и левый берег, пруд, озеро, различные виды оврагов, слои земли, различные виды поверхности.
       Также на природе устраивались занятия по геометрии, поскольку на територии усадьбы были особенно благоприятные топографические условия. В стремлении возможно полно использовать месные природные условия, в училище проводили и другие занятия.
        Так, в младших классах составился кружок, который занимался садоводством. Человек 20 мальчиков и девочек ранней весной вскапывали грядки, просеивали землю и вносили её на песчаную почву грядок. Затем в ящиках была приготовлена специальная рассада различных цветов. Когда наступало время посева, одни устраивали неприхотливые цветочные клумбы, другие- высаживали редис и другие овощи. Велика была радость, когда после пасхальных каникул, на грядках появлялись всходы.
Кроме того,составился кружок детей, которые кормили птиц. В результате, у некоторых окон по утрам собирались стаи различных птиц. Некоторые учащиеся объединились в кружок «Майский союз», целью которого следить за тем, чтобы никто из детей не разорял птичьих гнезд, не мучил животных, не срывал цветы и не ломал деревья.
      Среди старшеклассников в училище, под руководством преподавательницы метеоролигескими наблюдениями, составился соответствующий кружок. В усадьбе была установлена английская будка, приобретены все термометры, выписан волосяной гигрометр.

ЭКСКУРСИИ
        В систему воспитания также входили систематические экскурсии в город и дальние поезки. Экскурсии в город имели целью познакомить учащихся с местными производствами. Экскурсии совершались по плану: для младшего возраста( приготовительный, первый и второй класс)-посещение кипичного завода, булочной Шеделя, конфетной фабрики;
         для учащихся 3-4 классов: типографии, стекляного завода, завода сельскохозяйственных орудий;
         для 5-7 классов: пивоваренный завод, водочно-дрожжевой завод, химический завод, чугуно-литейный завод.
          Дальние поездки устраивались в Коростень, Одессу и Москву.Поезка в Коростень представляла интерес в историческом-древняя столица земли древлянской, и в геологическом отношении.
       Во время поездки в Одессу, в виду её продолжительности,учащиеся получали немало впечатлений.

ДИРЕКТОР
С 1909 года директором училища был педагог ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ НЕЙКИРХ(1879-1938)
Родился в 1879 году в Киеве.
В 1907 году проживал в Варшаве.
В 1914 году стал первым директором открытого в Ялте коммерческого училища. На тот момент он уже был видным общественным деятелем, ученым, историком. Являлся председателем правления Горного клуба, гласным ялтинской городской Думы.
В 1917 году вел организационную работу по открытию в бывших дворцовых зданиях Ливадии Крымско-Ялтинского университета.
В 1920 году активно участвовал в сохранении Ай-Тодорской коллекции В.кн. Александра Михайловича и собрания музея Горного клуба. Был избран председателем Ялтинского отделения Российского общества про изучению Крыма (РОПИК). В 1930-х годах переехал в Московскую область. Продолжил преподавательскую деятельность, писал учебники и статьи на исторические темы. Арестован в 1938 году.

УЧЕНИКИ

         Учился в коммерческом училище - писатель, один из основателей театра «Ромэн» АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ГЕРМАНО (1893-1955)Родители Германо – выходцы из Австрии приехали в Россию в поисках работы. Отец – чех, мать – моравская цыганка. А.В. Германо окончил 3-хклассную церковно-приходскую школу, а затем учился в коммерческом училище и в Киевском коммерческом институте, закончить который ему помешала Первая мировая война.
        В 1915 г. в сборнике «Орловцы – жертвам войны» был впервые опубликован его рассказ «Червь грызет». Воодушевленный успехом, молодой литератор всерьез берется за перо. В 1921 году он выпускает первый сборник коротких рассказов «Былые зарницы».
         В 1926 г. писатель переезжает в Москву и посвящает свою жизнь цыганской культуре. С 1928 г. произведения Германо из цыганской жизни выходят отдельными изданиями. Именно Германо создает цыганский алфавит и пишет первые произведения на цыганском языке. На цыганском языке им написано более 30 произведений. Основная их тематика – борьба со старым патриархальным бытом, суевериями, призыв к оседлости, к труду.
       Настоящей сенсацией стало открытие в Москве профессионального цыганского театра «Ромэн». Театр начал свое существование с постановки пьес Германо: «Между двух зорь» и «Жизнь на колесах». За период 1931-1939 гг. театр осуществил постановку этих пьес более тысячи раз.
         Во время Великой Отечественной войны Германо работал в Информбюро, выступал с чтением рассказов, стихов, сказок в подмосковных частях Красной Армии и госпиталях.
         С 1942 по 1955 гг. работал над заметками о цыганском быте, фольклоре, писал очерки по истории Орловской области.

         В 1918 году окончил училище- военный, преподаватель ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ КАНОНИР (1898-после 1926).
Служил казаком в Армии УНР. После поражения украинской армии, находился в польских лагерях для интернированных (Калиш).
В апреле 1922 году поступил в Украинскую хозяйственную академию в Подебрадах(Чехия). Принял гражданство УССР, потому что, как писал он «хотел вернуться в Украину и быть там полезным гражданином».Автор воспоминаний.

         В 1914 году окончил училище ВАЛЕНТИН АНТОНОВИЧ КОНОПАЦКИЙ.
Вначале поступил в Киевский коммерческий институт, но в 1916 году перевелся в Харьковский технологический институт.

        В 1913 году окончил училище-дипломат и комиссар госбезопасности 3-го ранга, входил в состав особой тройки НКВД СССР- СЕРГЕЙ НАУМОВИЧ МИРОНОВ(наст. имя- Мирон (Меер) Иосифович Король;1894-1940).
         Учился на экономическом факультете в Киевском коммерческом институте и, одновременно, давал частные уроки. Принимал участие в Первой мировой войне. В 1915-1918 годы в русской армии прапорщик (1916), поручик (февраль 1917). С 1918 года- служба в Красной Армии.В 1920-1921 гг. уполномоченный, начальник активного отделения Особого отдела 1-й Конной армии (с 1921- Северо-Кавказского военного округа);
       в 1921 году- начальник иностранного отдела полпредства ВЧК по Юго-Востоку России;
         в 1921-1937 годы- заместитель председателя Черноморской губернской ЧК; начальник Горского областного отдела ГПУ; начальник Чечено-Грозненского областного отдела ОГПУ; начальник Восточного отдела полпредства ОГПУ по Северо-Кавказскому краю; начальник Кубанского окружного отдела ОГПУ; начальник Управления НКВД по Западно-Сибирскому краю.
        С августа 1937 по май 1938 года- Полномочный представитель СССР в Монголии.
       Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва. 6 января 1939 года - арестован. Казнён 22 февраля 1940 года.

В 1913 году окончил училище в Святошин- ИОСИФ СОЛОМОНОВИЧ РОЗЕНФЕЛЬД(1894-?)
        Родился в Киеве. В 1917 году окончил Мариупольскую Александровскую гимназию. В том же поступил на юридический факультет Донского университета, но осенью того же перевелся в Донской коммерческий институт на экономический факультет. Осенью 1919 года выбыл с третьего курса. В 1920году эмигрировал сначала в Турцию, а с 1922 года жил во Франции.В 1923 году был зачислен в Нормальный электротехнический институт в Париже.

В 1918 году окончил училище ИСААК (АЛЕКСАНДР) АБРАМОВИЧ РУДЗИЦКИЙ (1902 - 1960-е)
         Родился в Киеве. Его отец- Абрам Израилевич Рудзицкий (1877 - ? )- купец 1-й гильдии- торговал мануфактурными товарами на ул. Дмитриевской, 8, а на Крещатике, 46 - галантерейными товарами. Владел домом на Крещатике, 56. В 1927 году окончил Московский химико-технологический институт пищевой промышленности им.Д.И.Менделеева.С начале 1920-х годов жил в Моске,работал советником в Наркомвнешторге.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
1.«Святошинский район» http://zametkin.kiev.ua/svyatoshinskij-rajon/
2.Михаил Кальницкий «Дачный отдых в старом Киеве» https://vakin.livejournal.com/2662185.html
3.«Коммерческое училище Е.Я.Долинской в Святошине,1909-1913 год» 4.«Виктор Викторович Нейкирх» https://philippov.spb.ru/?q=node/47
5.«Александр Вячеславович Германо» https://xn---57-qdd4aqo.xn--p1ai/pages/aadress.php?page=343
6.Александр Бельский Город Орёл «Орловский энциклопедический словарь» http://proza.ru/2018/12/15/1096
7.Третьяков А.П. «Купцы города Киева.»( К., Сучасний письменник, 2017. С. 354 - 355.) https://forum.vgd.ru/post/445/34964/p2722249.htm
8.Роман Коваль, Віктор Моренець  «“Подєбрадський полк” армії УНР»( кн.1 )