Что такое Народ?

Анатолий Лютенко
«Когда народ много знает, им трудно управлять»
                Лао-Цзы

Народ всегда мудр, хотя и не обязательно прав в своём стремлении выжить любой ценой. А мудрость заключается в том, что он одновременно вмещает в себе и красоту, и все злодейства жизни. Это позволяет ему чувствовать себя подобно глиняной массе: когда требуется, быть в руках мастера или злодея властителя (в данном случае – это и не важно!) гибким и податливым, но при этом оставаться самим собой, той массой из которой вечно что-то лепят.
В этом «скоплении» – нет индивидуальностей, а только лишь сырой исходный материал, из которого в истории человечества постоянно что-то «конструируют» (в зависимости от времени года или эпохи, где данный процесс происходит). Тогда почему из единой массы выпадают отдельные частицы – со своими индивидуальными качествами и чувствами, столь не похожими на всех остальных? Почему такие индивиды возникают?
Во всем виновата культура. Именно она – та самая среда, из которой глина начинает расползаться на свои составные элементы, песок и воду. А в финале такого мучительного процесса появляется личность, что по своей внешней форме тоже напоминает глину, но уже становится совсем другого внутреннего качества. Не обязательно другого цвета, но главное – иного свойства: способная осознать своё рождение и «отделение от основной массы». Так рождается та самая индивидуальность, что является питательной средой для культуры.
Культуру изначально двигают вперёд творческие личности, привнося в мир свой индивидуальный интеллектуальный код. Но общая масса – всегда остаётся первичной. Она огромна, вездесуща и способна растворить в своих глубинах кого угодно! Но даже ей непосильны Аристотели и Платоны, Овидии и Сервантесы, Шекспиры и Моцарты, Булгаковы и Ахматовы (хотя всех их – она же и породила!).
Масса, как таковая, всегда агрессивна в своей сути, а личность – хрупка и одинока! Да к тому же слишком великодушна в своём отношении к большинству.
Вожди всегда чувствуют слепую агрессию массы и берут её себе на вооружение, чтобы затем эту массу возглавить и успешно ей управлять. Но на самом деле именно масса и управляет вождями: делает их злыми и ожесточёнными, мелочными и завистливыми – точно по своему подобию. Она превращает их в похожих на себя и на свою внутреннюю суть сущностей.
Поэты и художники не могут быть вождями массы: у них совсем другая природа и предназначение, в отличие от правителей и вождей. Люди культуры призваны будоражить массу, наполняя её эмоциями и живым дыханием – чтобы она не иссохла и окончательно не превратилась в кучу мёртвых камней (разъедаемую горячим ветром времени и превращаемую постепенно в прах, в мелкую пыль).
Каждый возникающий Леонардо или Рафаэль – в тысячу раз ценней всех этих Македонских и Бонапартов! Но общая человеческая масса не была бы сама собой, если бы не включала в себя и тех, и других! Как раз именно в этом и состоит её сокровенная тайна, что всегда притягивала к себе взоры великих мыслителей и художников в истории человечества.
Масса, помимо своей кажущейся безликости – это ещё и миллиарды отдельных судеб, чувств и трагедий. Это и есть та вечная субстанция-праматерь, откуда выходит Великая Культура Человечества. Она – источник добра и зла, красоты и безобразия, величия и низости… Всего того, что и является нашей человеческой жизнью, оставаясь при этом «вечной тайной» для творческого ума художника.