Былинные земли. Не совсем понятная история, Ч. 7

Василий Азоронок
(Продолжение)

ПЯТАЧОК

                "Нет в мире виноватых" (Лев Толстой)


Глубокий распадок в предместье Лепеля настолько необыкновенный, что порождает ряд гипотез. По его дну до сих пор протекает ручей, означенный на карте российских землеустроителей как Лесной. Водоток питал лесной массив, что подступал к городу с южных окраин, и назывался, по данным за 1891 год, Заводской дачей.

Обследовав дно распадка, местный житель, краевед Владимир Шушкевич поразился: ручей еще «дышит» в зоне притока, но верховье потерялось, и проследить, откуда он истекал, затруднительно. Зато сохранившееся русло удивило профилем – наподобие рукотворной расселины, с признаками человеческого вмешательства.

Таким образом, впадина могла использоваться: как для водного сообщения в обход «пятачка», так и для ограждения от иностороннего вмешательства. Распадок-ров мог уберегать от вторжения в прибрежную зону. 

Что же было там в средневековую эпоху?

Ясно, что угол между двумя речными потоками (Ясой и Улой), с выходом на большое озеро, не мог не притягивать. То место не могло пустовать, быть безлюдным. Речные концы создавали беспримерный узел, где сходились два разнородных течения, а посредническую роль исполняло большое озеро. Разве это не царственное прибежище, не редкостный закуток, чтобы наслаждаться жизнью: контролировать торговые потоки и диктовать условия?

Инвентарь Лепельского имения за 1641 год, обнаруженный недавно, показывает возросшую роль южной окраины. Там функционировало «место Новый Лепель», напоминая центр городского устройства: с улицами, двумя мостовыми переходами, мельницей, церковью Святой Пречистой и костелом, рыночной площадью, корчмой. Домохозяев насчитывалось около трехсот, а занимались они разнородными ремеслами: пекарными, гончарными, швейными, ковальными, рыболовецкими и другими, пользуясь разными – от четверти до пляца – участками и содержа выпасы и сельскохозяйственные угодья. А доходы формировались, в основном, от «вепровщины», подразумевавшей заготовительную деятельность.

Это спустя сто лет после взрыва недовольства на Боровенском рубеже. Срок немалый, однако не столь значительный, чтобы создать настоящий оазис. Значит, "пятачок" был освоен значительно раньше. Значит, уже в 1539 году он отличался, располагаясь «подле» «села Белого», на расстоянии трех-четырех верст от боровенских Лук.

Что же там находилось?

(Продолжение следует).

На снимке: центральная площадь современного Лепеля - Пятачок. Фото из интернета.


22.01/22