Счастливый Крыс. Пасюк и его жизнь

Софья Баринова
Глава 1

Привет, дорогой читатель! Я расскажу тебе о своей жизни и начну с того, как я живу каждый день. В моей клетке очень даже просторны: там стоит большой дом, миска, поилка… О, забыл представиться! Меня зовут Пасюк! Я – крыса.

Многие из вас наверняка знают о нас. У нас маленькие, круглые ушки, длинные, пушистые усы и, конечно же, длинный хвост. Многие люди побаиваются нас из-за нашего хвостика. Но ведь он совсем не страшный и очень нам важен! С помощью него мы цепляемся за предметы, чтобы лазать, а также, в долгие зимние вечера он согревает нас, потому что он сохраняет в себе тепло, которое потом отдаёт всему тельцу. Кто-то думает, что мы – вредные животные и кусаем людей, но это не так! Мы никогда не укусим, если нас не обижать! Я слышал, как люди говорят, что у нас разные окрасы. Окрасом называется цвет шерстки. Я вот, например, называюсь Русской Голубой крысой. Но, по-моему, это не имеет абсолютно никакого значения.

Живу я на этом свете уже год, а если переводить на человеческий возраст – мне около 30 лет. Я помню, что, когда я был совсем маленький, меня привезли в огромный магазин и поместили в клетку вместе с моими братьями и сёстрами. Вокруг также жили и другие животные, нор не все из них дружили с нами, поэтому я себя чувствовал там довольно неспокойно. Люди, которые работали в зоомагазине, относились к нам хорошо, вовремя кормили и иногда даже брали на руки и играли с нами, поэтому я любил людей и никогда не кусался и не убегал от них, в отличие от некоторых моих братьев и сестёр, которые не понимали и боялись людей и всеми силами старались не попасться в руку продавцу, пытающемуся поймать кого-то из нас, чтобы потом посадить в душную коробочку и отдать очередным покупателям с громко кричащими детьми.

И вот однажды, в наш магазин вошел человек, взрослый мужчина с усами, который долго прохаживался между полок с клетками и внимательно разглядывал нас.

– Мне нужна крыса, самая лучшая из всех, что у вас есть. Сколько стоит – неважно, главное, чтобы был абсолютно ручной.

– Ручной! О, так это наш Серенький. Он на контакт идёт лучше всех, покладистый зверек. Берите его, не пожалеете. Он здоровенький, у него и справочка есть.

Продавщица ловким движением достала меня из клетки. Я еле успел попрощаться со стальными крысятами! Мужчина поглядел на меня и расплылся в довольной улыбке. Продавщица уже хотела положить меня в коробочку, но наш покупатель остановил её, сказав, что купит мне настоящую удобную переноску. И правда, меня посадили в пластмассовую переноску с прозрачными окошками, которая оказалась очень удобной! На дно мне постелили мягкую тряпочку. Я довольно растянулся на ней, подбив краешек ткани под голову, как подушечку.

Мы ехали в машине довольно долго, мужчина с усами поставил мою переноску на переднее сиденье и закрепил ремнём. Спустя какое-то время я почувствовал дуновение прохладного воздуха, а позже – вкусный запах свежего пирога и звонкий счастливый смех и понял, что я Дома.

Мою хозяйку зовут Соня, ей 10 лет, и мы с ней лучшие друзья. Я очень её люблю! Даже несмотря на то, что иногда она забывает вовремя почистить мне клетку или приходит со своих занятий по каратэ уставшая и сразу ложится спать, хотя мне очень хочется поиграть! Я не обижаюсь на неё, ведь она всё равно мой лучший друг. А на друзей обижаться нельзя.

Однажды, теплым весенним утром, Соня встала раньше обычного и начала торопливо складывать вещи в сумки. Я тихо наблюдал за ней, лёжа в половинке скорлупки из-под кокоса, подвешенной к «потолку» клетки в качестве гамака. Обычно, если Соня начинала собирать вещи, это означало, что мы с ней отправимся к бабушке на каникулы, но в этот раз Соня клала в сумки уж очень много вещей. Пока я сидел и гадал, куда мы отправимся, из кухни послышался голос мамы, просящей Соню срочно пересадить меня в переноску. Соня явно волновалась, поэтому её и без того довольно резкие движения, были ещё более торопливые. Хозяйка рывком открыла переноску, и моё упитанное пушистое тельце шмякнулось на обложенное тканью дно. Потом Соню окликнул папа, и та выбежала из комнаты, забыв закрыть дверцу моей переносной клеточки. Я остался без внимания, и передо мной предстала чудесная возможность отправиться покорять просторы квартиры, но я был послушной крысой и остался мирно сидеть там, куда меня посадили. Да и в квартире также проживал пёс, такса по имени Каро и, хоть он и не проявлял никогда агрессии в мой адрес, я всё равно относился к нему с опаской, ведь он был гораздо больше меня, а ещё у него огромная пасть! Если честно, я его немного боялся…

Ту же минуту, не успел я отогнать от себя мысли о разгуливающей где-то неподалеку собаке, из-за двери комнаты показался рыже-черный нос, а потом и вся собачья голова, с интересом обнюхивающая комнату, в которую пес обычно не захаживал, ведь родители Сони не пускали его сюда, но сейчас, в свете всеобщих сборов, Каро пробрался в детскую, и его взгляд сразу же устремился в мою сторону.

– Привет, Пасюк. – голос Каро был низким и довольно громким, но никакой агрессии в нём не было.

Я с опаской подтянулся на задних лапках к верхней дверце своей переноски и с недоверием посмотрел на пса. Тот продолжал обнюхивать комнату и лишь изредка снова смотрел на меня.

– Ты… ты не съешь меня? – мой вопрос звучал довольно глупым, но это было первое, что пришло мне в голову.

– Съесть тебя? Ты – друг ребёнка моих хозяев. Как я могу тебя съесть?

Пес покачал головой и сел возле моей переноски, сложив перед собой лапки, как примерный ученик.

– Послушай, Пасюк, возможно, это прозвучит странно, но я бы хотел иногда болтать с тобой. Понимаешь? Я люблю своих хозяев, обожаю с ними гулять, возиться со своими игрушками вместе с ними, но ведь мы не можем главного: поговорить. А знаешь, я бы так много бы им рассказал! Про то, что я не хочу выходить гулять во двор тогда, когда выходит соседский ротвейлер, он уже предупреждал меня, что это его двор, а в ответ на мои попытки с ним спорить, чуть не укусил меня за хвост. Про то, что было бы здорово почаще получать на ужин куриные потрошка, знаешь, как я их люблю! Или про то, что мне хочется отправиться вместе с папой на охоту, а меня не берут, думая, что я недостаточно обучен… А я в процессе обучусь, Пасюк! И я бы каждый день говорил бы им, что, на самом деле, ужасно рад, что именно они – мои хозяева, даже несмотря на безвкусный геркулес по утрам и обзывание ленивый муфтой…

Каро на мгновение замолчал, явно смущенный тем, что так разоткровенничался в первые минуты знакомства. До сих пор для меня он был загадкой, ибо с появлением меня в доме, пес старательно игнорировал мою персону.

– Вообще, я хотел сказать, что я буду рад с тобой дружить. Не волнуйся, я правда тебя не съем. Еды у меня достаточно, а вот друзей совсем нет.

Я задумался, потерев лапкой за ушком. Вообще-то, я тоже очень люблю свою хозяйку, но мы точно так же не имеем возможности разговаривать. Конечно, Соня часто беседует со мной, рассказывает о делах в школе или прогулках с друзьями, а иногда жалуется на ругающихся родителей… И знала бы она, что я слышу её, и даже отвечаю ей, но увы, она меня не слышит. Хотя я её очень хорошо понимаю.

Я улыбнулся, посмотрев на Каро, и мы обменялись долгими, понимающими взглядами. Пёс, услышав где-то в коридоре приближающиеся шаги мамы, бесшумно просочился в щель приоткрытой двери детской. Я потянул лапкой дверцу переноски, и та с негромким стуком захлопнулась, приготовив меня к транспортировке.

И всё-таки... куда же мы едем?

Глава 2

Сумки были погружены в багажник машины, Каро с мамой и папой сидели спереди, а Соня со мной в переноске на руках – сзади. Я наблюдал в окошко, как мимо проносятся начинающие покрываться почками деревья и огромные поля, на которых кое-где ещё лежал чёрно-белой корочкой последний запоздалый снег. Солнце ярко светило, проникая в машину причудливыми лучами, отчего Соня периодически улыбалась, проводя пальцем по моей шерстке. Мы, крысы, тоже не любим зиму и холод, точно так же, как и вы. И тоже очень радуемся теплу и солнцу! Для меня всегда было радостью, если в мою клетку заглядывало солнце – можно было понежиться на нагретом гамачке или крыше домика.
Размышляя о том, как красив и удивителен мир вокруг, и как мы, крыски, невообразимо малы, по сравнению с деревьями и облаками, я не заметил, как задремал. Перед поездкой я съел половинку варёного яйца и кусочек баранки, поэтому дрёма моя была особенно сладкой. Но тут, сквозь сон, я услышал, как хлопнула дверь машины, и все её пассажиры в лице нашей семьи, принялись выгружаться. Соня, держа в руках большой походный рюкзак и переноску со мной, вышла из автомобиля, и я увидел большой деревянный дом, окруженный садом из яблонь, груш, вишен и слив.

Дача!

Соня много говорила про дачу, начиная от "там просто отлично" и заканчивая "ужасно скучно".

Тысячи новых запахов ударили мне в нос, и пока я пытался разобрать их все сразу, меня уже внесли в переноске в дом. Дом был довольно уютный, но очень холодный. Наверное, потому что зимой здесь никто не жил. В дом влетел Каро, который сразу обнаружил в углу большой старый плед с резиновой косточкой, аккуратно лежащей в его складках, и радостно сообщил, что это "его место". Восторженно гавкнув, пёс выбежал обратно на улицу и принялся обследовать все близлежащие кусты, пока родители и Соня разгружали машину, попутно открывая гаражи и сараи и занося некоторые вещи туда.

Я остался сидеть в доме, в котором воцарилась абсолютная тишина, перебиваем лишь странном шуршанием где-то в области пола под столом. Я прислушался. Кто-то ты явно здесь есть, и этот «кто-то» с большим усердием шуршал чем-то вроде газеты листов бумаги. Я приоткрыл дверцу переноски и высунул мордочку, пытаясь разглядеть незнакомца.

Внизу, возле ножки стола, валялась небольшая коробочка из-под какого-то инструмента, а из-под её крышечки торчала изорванная в причудливые клочья инструкция от того инструмента, который некогда был помещен внутри неё. Коробочка задвигалась, от неожиданности я прижал ушки в голове и покрепче вцепился лапками в бортики своей переноски. Вдруг, из коробочки показался маленький, остренький носик с пушистым веером усов, и тут же исчез.
– Здравствуйте?
   Я привстал повыше на задних лапках, чтобы получше разглядеть гостя. Коробочка замерла на мгновение, а затем её крышка тихонько откинулась назад, и из картонного убежища высунулась голова. На меня смотрели два больших черных глаза, настолько красивых, что моя, заготовленная за последние пару минут приветственная фраза, тут же куда-то улетучилась. Это оказался не гость, а гостья. Маленькая, черная крыска с необыкновенно шелковистой шерсткой и причудливыми круглыми розовыми ушками, расположенными не как у меня, на макушке, а по бокам мордочки. Крыска моргнула, недоверчиво озираясь по сторонам, а потом одним прыжком преодолела расстояние от своей коробочки до двери в кладовку, и начала протискиваться в крохотную щелочку между дверью и полом.
   – Стойте! – крикнул я, пытаясь остановить незнакомку. – Подождите! Кто вы и как вас зовут?
   Крыска на мгновение обернулась, затем шмыгнула в щель, оставив свою коробочку валяться на полу под столом, а мой вопрос без ответа.
   Тут дверь в дом открылась и вошли папа, мама и Соня, а за ними и весело тявкающий Каро.
   – Ой, что это? – мама наклонилась и подняла коробочку с пола. – Она же на полке лежала… Боже мой, а что с инструкцией?!
   Мама потянула за уголок бумажки, выглядывающий из коробки. Оттуда вытянулась нечто, больше похожее на вермишель. Я усмехнулся, хотя до сих пор не до конца пришел в себя от внезапной таинственный встречи.
   – О, это в стиле Пасюка твоего! – папа хмыкнул, но сразу же нахмурился. – Ну, всё ясно. Мышь завелась. Каро, теперь это твоя забота. Всех мышей отловить!
   Я вздрогнул, а Каро навострил уши.
   Пёс по природе своей был мышеловом, хоть и обещал не есть меня, но я был домашней крысой и питомцем семьи, однако дикие мыши и крысы были для него добычей.
   Соня принялась перемещать меня в мою клетку, и пока хозяйка стелила мне подстилку, я с тревогой наблюдал за яро обнюхивающей пол таксой. Одна из причин, почему мы с Каро никогда не общались – это то, что он собака, охотник, а я крыса, в природе мы можем быть добычей для таких, как он. Но ведь сейчас он мой друг! Я просто обязан сказать ему о том, чтобы он не ловил ту крыску!
   Парой часов позже, когда мама с папой ушли заниматься делами в сад, а Соня села на втором этаже читать книгу, я, открыв верхнюю дверцу клетки, негромко позвал дремлющего на своём пледе Каро. Тот нехотя приподнял сонную морду и вопросительно уставился на меня.
   – Каро, если мы с тобой друзья, мне бы очень не хотелось, чтобы ты ловил ту крыску, которая жила в коробке…
   Пёс хмуро посмотрел в пол.
   – Но так мне сказал хозяин, ты же сам слышал! Он сказал мне отловить всех мышей в этом доме.
   – Да, но она наверняка хорошая! Я видела её. И она не мышь, а крыса, совсем как я!
   – Пасюк, я твой друг, и я слышу твою просьбу. Но это был приказ хозяина! Да и тем более, ты сам видел, во что она превратила коробку. Вы, крысы, имеете привычку всё грызть, и порой вам всё равно, что это могут быть чьи-то вещи. Я тоже когда-то грыз ножки табуретки, – Каро смущенно опустил уши. – но я тогда был совсем маленький…
   Я задумался. Действительно, когда нам, крысам, хочется что-то погрызть, нас не остановить. Такова наша крысиная натура… Я и сам, когда был еще подростком, как-то погрыз Сонину кофту, просто потому что она так приятно хрустела под зубками… Соня ужасно расстроилась, а родители её наругали. Меня не брали на ручки целых два дня, и с того момента я твердо решил, что отныне буду грызть только свой минеральный камень. Но не будь я домашним любимцем, остановило бы меня что-то, если бы мне встретилась что-либо, что можно было бы просто попробовать на зуб?
   – Каро! – решительно сказал я. – Мы должны найти ее! И выяснить, кто она и почему оказалась здесь. Она не была похожа на уличную крысу, я слышал о них, они выглядят совсем по-другому.
   Пёс явно не разделял моего энтузиазма, но, секунду подумав, спросил:
   – И как же ты планируешь это сделать?
   Я потер лапкой кончик носа.
   – Думаю, придется делать это ночью. Встречаемся сегодня на этом же месте, когда все уснут. Но Каро, без тебя я точно не справлюсь! Ты со мной?
   Каро уже совсем строго глядел на меня, однако, к моему удивлению, встал на задние лапы, опершись передними на мою клетку и, наклонившись ко мне, тихо произнес:
   – Хорошо, Пасюк. Но только потому, что ты питомец ребёнка моих хозяев.

Глава 3

   Когда наступила ночь, и дом погрузился в сон и тишину, мы с Каро уже сидели возле печки на веранде, размышляя, с чего начнём наши поиски.
   – Могу поспорить, она не залезала на второй этаж. Туда даже я не могу залезть! – сказал Каро.
   – Ну, ты недооцениваешь крыс. Мы можем забраться куда угодно! – я рассмеялся в ответ псу. – Но начать стоит с первого. По крайней мере, на первом этаже проще пообедать – кухня ведь рядом!
   Мы с Каро переглянулись и расхохотались.
   – Тише! – шепнул Каро. – Нельзя будить хозяев. Ладно я, но твоё разгуливание по дому вряд ли обрадует Соню и родителей. Давай так, я обойду комнату хозяев, коридор и кладовку, а ты отправишься на кухню и в ванную.
   – Но Каро, как ты попадешь в кладовку? Она закрыта на щеколду, которую ни ты, ни я ни за что на свете не откроем! А вот внизу, под дверью, небольшая щель, я могу попытаться туда пролезть.
   Пес с недоверием поглядел на мою пятую точку.
   – Ладно, нужна будет помощь – дождись меня. Только без лишнего шума! А то наказания не избежать нам обоим…
   Я зашевелил ушами в знак согласия и осторожно посеменил на кухню, усердно нюхая воздух, поскольку практически ничего не видел, лишь маленькая неяркая лампочка горела где-то в углу справа от плиты. В доме стояла абсолютная тишина, не считая периодического похрапывания папы в спальне родителей. Решив, что на кухне наверняка Черная крыска находиться не могла (ведь я бы наверняка ее услышал), я направился в сторону кладовки, располагавшейся через маленький коридорчик от кухни. В кладовке почти всегда было холодно, поэтому, кроме всевозможной посуды, горшочков и сумок с кухонным инвентарем, мама хранила там соленья, аккуратно расставленные по полочкам вдоль одной из стен. В принципе, из провизии в кладовой больше ничего не было, а открыть банку лапками не представлялось возможности. Интересно, чем Она питается? И как вообще оказалась в этом доме? И почему она не назвала мне своё имя… я ведь тоже крыса, и совсем не хотел её пугать!
   Задумавшись обо всём сразу, я не заметил, как случайно забрел в дальний угол коридорчика, что разделял кладовку и кухню. Вдруг, где-то за моей спиной, раздался резкий грохот. Я обернулся, и в тот же момент из настенного шкафчика на кухне вывалилась банка с сахаром, за ней полетела коробка макарон, пачка какао, мешочек конфет и нечто чёрное, усердно размахивающее лапками. Продукты с шумом приземлились на пол, разлетевшись в разные стороны. Я услышал голоса из спальни родителей, а со второго этажа донесся топот Сони, бегущий на весь этот тарарам.
   – Ты не ушиблась? – я подбежал к плюхнувшейся возле холодильника крыске и протянул ей лапку, чтобы та смогла встать. Крыска явно пребывала в шоке, поскольку её взгляд даже не мог сфокусироваться на мне. Тут дверь коридора открылась и показалась мама, потянувшаяся к выключателю, чтобы зажечь свет. Я быстрым движением схватил крыску за загривок и прыгнул под лестницу, ведущую на второй этаж.
   – Что это было?! – встревоженно спросила мама. Папа принялся заходить во все комнаты и оглядываться, Соня с любопытством следила за происходящим с лестницы. И лишь Каро, который первым вбежал в кухню, заметил мой хвост, предательски торчащий из-за корзины, стоящей под лестницей. Пес повернулся ко мне спиной и шустро подвинул мой хвостик в глубину нашего укрытия. Мама с папой, ничего и никого не обнаружив, взволнованно переглянулись и нерешительно двинулись обратно в сторону спальни. Каро потрусил за ними, в последний момент бросив на меня предостерегающий взгляд. Чёрная крыса, всё это время сидевшая сзади меня не шелохнувшись, тряхнула мордочкой (видимо, придя в себя) и стала поспешно умываться, ибо в попытке быстро спрятаться, мы угодили в самый темный угол, благодаря чему её чёрная шерстка стала практически одного цвета с моей серой.
– Простите, но что вы делали в шкафчике? – спросил я, когда крыска перестала умываться.
– Хотела найти еду, разве не понятно? – крыска раздражённо потрясла ушами и принялась отряхивать пыль с хвоста.
– Но ведь… вы могли бы попросить у меня… вернее, я бы мог вас угостить…с удовольствием! Да и по ночам шуметь не очень вежливо… можно разбудить всех. Крыска насупилась и недовольно смахнула последние пылинки со спины.
– Знаешь, в своё время я искренне любила людей, но сейчас они мне не друзья. Я жила себе спокойно в своей клетке, каждый день с счастьем и надеждой поджидая своих хозяев, думая, что приношу им радость, и ничего, что они редко ласкают меня. Однажды летом, мои хозяева собрались ехать в гости и взяли меня с собой. Приехав к друзьям, хозяева несколько дней веселились: гуляли, ходили на речку и в лес, а мне оставалось просто сидеть в клетке и наблюдать за ними со стороны, а потом… – крыска тяжело вздохнула и уставилась в пол, опустив ушки. – Потом они просто вынесли меня на улицу, посадили в траву и уехали. И вот я здесь.
Я ошарашено слушал крыску. Мне никогда не приходилось слышать что-то подобное. Для меня люди были друзьями, и все гости, кто когда-либо приходил к нам, всегда брали меня на ручки, играли со мной, а порой даже дарили подарки в виде лакомств, и я даже представить себе не мог, что бывают нехорошие люди, которые могут так поступать. В моей семье я был полноценным ее членом и, хоть я и не похож на людей, считаю их самыми родными и близкими существами в мире!
Крыска, несмотря на только что почищенную шёрстку, неуклюже плюхнулась прямо на пыльный пол и заплакала.
– Как тебя зовут? – спросил я, присев рядом с ней.
– Мира.
– Очень приятно, меня зовут Пасюк. Мира, но как ты попала в этот дом?
– Дом, куда приезжали в гости мои бывшие хозяева, находится тут неподалеку. Летом я жила в дупле дерева, становилось холоднее – перебиралась в старую машину, она там стояла, возле того дома… Летом было проще, росли ягодки и кое-где даже овощи. Иногда я ловила жучков. Но потом настала холодная осень, а позже – зима, оставаться в той машине я не могла, потому что мёрзла, а в вашем доме… вот в той комнате, – Мира показала на кладовку. – там дырочка в полу есть, а ещё там жила другая крыса, уличная. Она часто приходило раньше и говорила, что живет тут уже не первый год.
Да, мама с папой знали об этой крысе и никогда не выгоняли её, иногда даже ставили ей мисочки с зерном. Крысу я не знал, да и я не был ей интересен, но она никогда не вредила в доме, а порой даже поправляла вещи на полках, если мама впопыхах забывала прибраться в кладовке.
– Мира, мои хозяева не такие, – немного подумав, сказал я. – Они очень добрые и хорошие люди! Давай, я познакомлю тебя с ними!
Мира подняла взгляд с пола и грустно посмотрела на меня.
– Пасюк, все люди одинаковые. Сначала они приручают нас, селят в свой дом, порой даже играют с нами… первое время. А потом мы надоедаем им, и они выкидывают нас. У них слишком много других дел… а до нас дела совсем нет. Мира вздохнула и снова отряхнула с шерстки пыль.
– Ты говоришь, что твои хозяева хорошие и добрые люди, тогда почему нам пришлось спрятаться?
– Мира, мама и папа бы сердились, что кто-то шумит ночью и будит их, а мне не разрешают выходить одному из клетки, ведь я могу попасть в неприятности, дом ведь большой и многие вещи могут быть опасны…
Мира скептически подняла бровки.
– Но знаешь, если бы ты просто вышла… познакомиться с мамой и папой моей хозяйки, они бы ни за что тебя не выгнали! А пёс по имени Каро – мой друг, и он тоже очень хороший. Честное слово. Сейчас, подожди меня здесь, пожалуйста!
Я быстро добежал до полки, где стояла моя клетка, взобрался на неё и вытащил из своей миски кусочек яблока, несколько орехов и горстку семечек. Спустившись, я протянул лакомства Мире.
– Это тебе, угощайся! Бери, у меня ещё много еды.
Мира осторожно взяла орешек из моих лапок и с аппетитом съела. Доев фундук, крыска потянулась за следующим лакомством.
Пока она ела, я с умилением разглядывал её красивую острую мордочку и большие необычные круглые уши, торчащие по бокам головы. Мне было очень приятно, что Мира с удовольствием уплетала угощенье и, когда она доела, я сказал:
– Я бы очень хотел познакомить тебя со своей хозяйкой. Соня просто замечательная девочка! Думаю, она была бы рада с тобой познакомиться.
Мира тут же нахмурилась и закачала головой.
– Я больше не дружу с людьми, Пасюк. Я, наверное, пойду. Спасибо за еду.
И чёрная крыса по имени Мира шмыгнула в щель, скрылась за дверью кладовки, оставив меня стоять посреди кухни, которая начала мягко окутываться первыми лучами рассвета.

Глава 4

 На следующий день, после завтрака, Соня подошла к моей клетке и радостно оповестила меня о том, что собирается взять меня на прогулку в сад. Надев на меня шлейку (к слову, очень неудобную), хозяйка, прихватив бутерброд, яблочные чипсы и пару бананов, отправилась на улицу, держа меня на руках. Весна в этом году стремительно набирала обороты, активно прогревая окружающую природу тёплыми лучами солнца, отчего почки на деревьях уже стали превращаться в маленькие аккуратные листики, а сквозь землю проглянулась тоненькая изумрудная травка.
 Мы с Соней пришли в сад. По всему саду росли вишнёвые, яблочные, сливовые и грушевые деревья, а в середине стоял длинный уличный стол с лавками с обеих сторон. Неподалеку находились мангал и небольшой дровник.
 Соня бережно опустила меня на землю, пристегнув к шлейке поводок, и мы стали прохаживаться по теплому весеннему саду. Я с неподдельным интересом разглядывал всё вокруг: вон, между кустов смородины, пропрыгал серенький воробушек, внимательно заглядывая под ветки кустов и ища червячков; неподалеку, по большому стволу грушевого дерева, вереница жуков сосредоточенно несла куда-то кусочек смолы с прилипшей к нему прошлогодней сливой.
 До этого времени, природу я видел лишь через окно, ведь в данный момент меня впервые привезли на дачу. Мир казался мне восхитительным и невероятно огромным! И я не переставал восторгаться им и удивляться ему!
 – Ну что, Пасюк, нравится тебе гулять? – Соня присела рядом со мной и ласково почесала меня за ушком. – Побегай немного, я пока подровняю кусты возле дома, мама попросила!
 Девочка ещё раз погладила меня и побежала в сторону дома.
 Я выпутался из неудобной шлейки и вскарабкался на небольшой пенек, чтобы осмотреться. Неподалеку от стола и лавок располагалась красивая альпийская горка, покрытая разными маленькими растениями и разноцветными камнями. И, хотя весна только начинала расцветать зелеными красками, альпийская горка выглядела уже довольно ярко на фоне пока еще весьма голой земли.
 Я спрыгнул с пенька и потрусил к горке, желая поближе рассмотреть необычную клумбу, как вдруг… странное гулкое шипение донеслось из-за муравейника, примерно в метре от меня.
 Я замер как вкопанный. Мои усы уловили в воздухе запах опасности, что доселе я никогда не ощущал. Я почувствовал, как нечто холодное и большое медленно приближалось ко мне. Я не понимал, что мне делать: оставаться на месте или броситься бежать в сторону дома, поэтому, прижав уши, я стал усердно вглядываться в траву и в ветвистые кусты смородины и крыжовника, пытаясь увидеть источник угрозы. Но никого разглядеть мне не удавалось, а жутковатый шипящий звук всё приближался, раздаваясь то с одной стороны, то с другой.
 – Соня! – выкрикнул я имя своей хозяйки, но понимал, что для человеческого слуха я издал лишь отрывистое пищание, да и сама Соня вряд ли услышит меня.
 Я повернул голову, чтобы еще раз проверить, не возвращается ли хозяйка за мной, как вдруг почувствовала вибрацию по земле и удар чего-то длинного и мощного по задним лапам. Я завалился на бок, в ужасе пытаясь перевернуться и встать обратно, и тут увидел прямо перед собой большие жёлтые глаза… змеи!!!
 Я попятился назад. Змея, не отводя от меня колючих внимательных глаз, стала уверенно надвигаться. В полнейшем ужасе я отползал, но вдруг уперся спиной в ствол дерева, видимо – старой яблони, потому что шансов обойти дерево, не повернувшись спиной к змее, не было. Сердце бешено колотилось, я совершенно не понимал, как следует себя вести в такой ситуации, а гадюка всё приближалась ко мне, прижимая голову, будто готовясь к прыжку.
 Но вдруг… уже знакомое чёрное тельце пулей пронеслось слева от меня и справа от змеи и вцепилось гадюке в хвост!
 Змея сдавленно взвизгнула и обернулась. Мира стояла, ощетинив шерстку и оскалив зубки и грозно шипела. Змея, гневно мотнув хвостом, попыталась дернуться в сторону крысы, но та издала настолько громкий «лающий» звук, что гадюка даже отпрянула, после чего, недовольно извиваясь, поползла восвояси.
 Я, неотрывно наблюдавший за происходящим, быстро заморгал, пытаясь прийти в себя. Неожиданно Мира подбежала ко мне и принялась отряхивать мою спину от земли и мха.
 – Ты в порядке? – в её голосе чувствовалась обеспокоенность, но она тут же сменилась на раздраженность. – Как странно видеть тебя, разгуливающим в одиночку на улице! Где же твоя хозяйка, которую ты все так хвалишь? И как она вообще отпустила тебя?! На улице полно опасностей, и далеко не все звери так уж и дружелюбны!
 Я пристыженно опустил морду, и Мира, глядя на меня, сменила гнев на милость.
 – Ладно, в следующий раз будь осторожен. Тебе не стоит разгуливать одному, да и вообще, улица – это не для домашних животных!
 Я наконец-то встал с земли.
 – Соня просто выпустила меня погулять, да я и сам очень хотел. Я никогда в жизни не видел природу так близко, и моей мечтой было когда-нибудь побывать здесь. Дома замечательно, и клетка у меня самая удобная в мире, но тут так красиво и интересно!
 – Угу, погулял. Твоя ориентированность на улице равна нулю.
 Мира всё ещё весьма недовольно глядела на меня.
 – Ну, ничего, главное, что никто не пострадал… Гляди, Мира, Соня идёт! Она очень обрадуется тебе и вы наконец-то познакомитесь!
 Тень тревоги пробежала по мордочке Миры, когда она увидела подходящую к нам мою хозяйку.
 – Пасюк! Домой пора! Я иду за тобой!
 Когда от Сони до нас оставалось не больше нескольких метров, Мира вдруг сорвалась с места и побежала в траву, туда, откуда недавно выползла змея.
 Я секунду помедлил и крикнул:
   – Мира!
 Та остановилась и обернулась на меня.
 – Ты очень хорошая! И да… большое тебе спасибо, ты меня спасла… Я бы очень хотел видеть тебя чаще!
 Мира отвернулась и побежала дальше, и вот её маленькое чёрное туловище уже скрылось из поля зрения.
 Соня подошла ко мне, взяла меня на руки и смахнула с шерсти остатки травинок.
 – Прости, носик, родители снова дали кучу заданий, и я совсем тебя тут бросила… Хотела пойти к тебе и вернуть домой, но папа не отпускал, пока не подстригу всю сирень, да еще и жасмин потом… Ты как тут, нормально? Я видела, кто-то сидел возле тебя. Наверное, у тебя уже появились друзья! Я очень рада!
 И, прижав меня к себе, любимая хозяйка понесла меня домой. Я положил уставшую голову ей на плечо и наблюдал удаляющийся сад. Мы уже почти подошли к дому, как вдруг я увидел, будто неподалеку, в ветвях калины, что-то блеснуло. Я расплылся в улыбке: на ветке деревца сидела Мира и провожала меня доброжелательным, но всё равно, как всегда, серьёзным взглядом.

 Глава 5

 Разразилась сильнейшая гроза. Родители растопили печку, ибо дом успел резко остыть с наступлением страшной майской непогоды. Я сидел у Сони на плече и, прижав уши, наблюдал через окно за тем, как огромные яркие молнии то и дело сверкали в небе, озаряя всё вокруг своими жуткими вспышками. Дома было тепло и уютно, но за окном бушевала стихия, отдаваясь громкими стуками по крыше и заставляя меня каждый раз вздрагивать и непроизвольно впиваться коготками в плечо хозяйки. Но Соня не обижалась на меня, а только нежно поглаживала по голове и спине и давала очищенную подсолнечную семечку. Я с радостью принимал лакомство, но на душе у меня было неспокойно.
Как Мира?
Где она сейчас?
 В последние дни погода резко ухудшилась, и в связи с этим папа с мамой утеплили кладовку, заделав щели в полу, поэтому пробраться туда с улицы не представляло возможности.
 Я очень надеялся, что Мира сейчас где-то в тепле, успела спрятаться раньше, чем полил сильнейший ливень. Я ужасно переживал из-за того, что я сейчас сижу в тепле, рядом с любимыми людьми, которые, каждый раз улыбаясь, смотря на меня, гладят и почесывают мою спинку и мордочку и угощают чем-то вкусным, а неподалеку стоит моя клетка с теплым гамаком, сделанным из шерстяного носка и миской, полный моих любимых лакомств, а храбрая маленькая крыска Мира оказалась на улице, и у неё нет ни дома, ни любящих хозяев, которые всегда приласкает и накормят…
 Погрузившись в свои мысли, я не заметил, как со стороны входной двери раздался звук, привлекший внимание Сони, отчего хозяйка резко встала из-за стола, а я только успел ухватиться за её капюшон. Родители сидели на диване в дальнем углу комнаты и ничего не заметили. В дверь как будто кидали камушками и, хоть на улице и бушевал ветрило, не настолько сильный, чтобы поднять в воздух что-то тяжёлое.
 – Пасютка, ты слышал? Что бы это могло быть? – спросила Соня, перемещая меня в передний карман толстовки.
 Мы подошли к двери, но мама опередила нас, встав возле входа в дом и строго посмотрев на Соню.
 – Ты куда собралась? Холодно, на улице дождь и ветер очень сильный. Никуда не выходи. – сказала мама.
 – Мам, в дверь кто-то стучал?
   Мама подошла к окошку, откуда был хороший обзор на крыльцо.
 – Нет там никого. Тебе показалось, дочь.
 Еще раз посмотрев в сторону крыльца дома, мама, пожав плечами, ушла на кухню, где в духовке запекался ароматный яблочный пирог.
 – Но мне не показалось… – Соня взволнованно поглядела сквозь стекло окошка предбанника, но на улице было так темно, что увидеть что-то было почти невозможно.
 Решив, что снаружи никого нет и источником звука всё-таки стал ветер, Соня со мной в кармане кофты уже было хотела выйти обратно в гостиную, как вдруг в дверь будто снова ударил камушек!
 Соня, забыв про мамин запрет выходить на улицу, одним прыжком подбежала к двери, повернула ручку и…
 На пороге, на предпоследней ступеньке, стояла Мира! Крыска была насквозь мокрой и тихонько дрожала, грустно прижав ушки и держа в лапках кончик хвоста. Соня ошарашенно уставилась на Миру, а я пулей вылетел из кармана хозяйки и бросился к крыске.
 Но Мира смотрела не на меня, а на Соню, будто спрашивая разрешение войти. Моя хозяйка сделала шаг назад, но скорее от удивления, а я же, схватив крыску за лапку, потянул в дом. Мира нерешительно проследовала за мной, осторожно отряхивая мокрую шерсть и пытаясь не оставлять за собой грязных земельных следов.
 Соня было открыла рот, постепенно отходя от шока, как я подбежал к её ногам и начал активно дёргать зубами за штанину, всеми силами пытаясь дать понять, что Мира мой друг и её нельзя выгонять!
 Тут из гостиной послышались шаги родителей, которые, судя по всему, направлялись в сторону коридора, и я уже подумал, что, заметив Миру, они тут же отправят её обратно на улицу, но Соня быстрым движением схватила чёрную крыску и запихнула себе в карман большой кофты-кенгуру. Я же остался сидеть на полу, от неожиданности даже не успев вспрыгнуть на руки к хозяйке.
 – Соня, всё в порядке? Почему Пасюк на полу? – удивлённо спросила мама.
 – Из кофты выпал, нечаянно. – замялась Соня и поспешно подняла меня с пола, засунув обратно в карман толстовки.
 – Я тебе сто раз говорила, не носи его в кармане, ему же неудобно, да и выскочить может легко, удариться… Клади крысика в клетку, да и спать уже пора.
 Мама поцеловала Соню в макушку и погладила карман, судя по всему, погладив Миру, отчего та неожиданно вздрогнула. В тесном для нас двоих и темном кармане я не очень мог разглядеть Мирину мордочку, но был уверен, что она ошарашено смотрит на меня, вцепившись в ткань когтями.
  Соня подошла к моей клетке и остановилась, скорее всего, ждя, когда родители выйдут из гостиной. Убедившись, что в комнате нет никого, кроме неё, моей хозяйки, Соня достала нас из кармана и посадила в клетку.
 – Ребята, ведите себя тихо, иначе мама с папой меня ох как отругают, – сказала Соня шёпотом, наклонившись к моему жилищу.
 Хозяйка сходила в свою комнату, принесла оттуда еще один шерстяной носок и укрыла им Миру, сразу забившуюся в дальний угол клетки.
 Затем, сходила на кухню и вернулась оттуда с большим кусочком яблочного пирога, который положила возле моей миски.
 – Кушайте. Пасюк, не обижай крыску, она прогреется, покушает, и мы выпустим ее обратно.
 С этими словами, Сонечка, приглушив настенную лампу, ушла к себе, после чего дом стал погружаться в тихое сонное состояние.
 Мирина шерстка уже почти просохла и крыска перестала дрожать. Она поела гречки из моей миски и съела кусочек пирога, после чего, немного расслабившись, закуталась в шерстяной носок и крепко уснула.
 Я лёг в гамачок и, сквозь закрывающиеся глаза, наблюдал за своей удивительной знакомой. Она периодически попискивала во сне и дергала лапками, как будто ей снилось, что она всё ещё бегает где-то на улице, пытаясь укрыться от дождя и града. Но я был очень рад, что Мира в тепле и ей больше ничего не угрожает! А ещё, я был безумно благодарен своей любимой хозяйке Соне, что та не испугалась и не прогнала Миру, а приняла её и бесстрашно взяла в руки, не опасаясь, что неизвестная крыса с улицы может её укусить.
 Растянувшись на гамаке и скушав напоследок недоеденный Мирой кусочек пирога, я сладко уснул, сквозь сон всё ещё слыша бушующую за окном раскатистую майскую грозу.

Глава 6

 Утром следующего дня, папа с мамой уехали в ближайшей к нашей деревне город за продуктами. Я проснулся и наблюдал, как Соня и родители ходят туда-сюда по дому, а после, моя хозяйка, проводив маму с папой, села читать заданную на летнее чтение литературу за столом в гостиной. Через минут 20 проснулась Мира и, быстро почистив свою шерстку, подошла к дверце клетки, с опаской озираясь вокруг, в том числе на Соню, сидящую и изучающую какую-то книгу. Я решил, что сейчас Мире пора нормально познакомиться с моей хозяйкой и, схватив прутья клетки лапками, вцепился в прутик передо мной и начал негромко его подгрызать. Соня, приподняв книгу, оглянулась в нашу сторону, и я увидел, что; она читала: это же Большая Энциклопедия декоративных крыс!
 – Доброе утро, Пасюк! – девочка встала из-за стола и подошла поближе к клетке в углу гостиной комнаты. – Ты представляешь, я нашла твою подругу в моей книги про крыс. Вот она!
 Соня поднесла ко мне энциклопедию и открыла где-то в середине. Там действительно красовалась фотка крыски, точь-в-точь похожей на Миру!
 – Оказывается, эта крыса "дамбо черный соболь" называется. Вот так!
 Соня явно была в приподнятом настроении. Мира наверняка нравилась ей. Я еще раз дернул зубками прутья клетки, и хозяйка открыла дверцу. Мира встрепенулась, а я, ободряюще посмотрев на неё, вылез наверх, предоставив Соне возможность чесать меня за ушком.
 – Иди сюда, не бойся! Я тебя не обижу!
 Моя хозяйка протянула руку к открытой верхней дверце клетки. Мира неуверенно взглянула на меня. Я улыбнулся и кивнул. И после этого, чёрная крыска, подтянувшись на передних лапках, вылезла вслед за мной на крышу клетки и села рядом. Соня, наклонившись к ней, погладила Миру, затем взяла её на руки и нежно прижала к груди.
 – Носик, давай оставим тебя, а?

 Моя хозяйка, девочка по имени Соня, для меня всегда была самым любимым и понимающим человеком в мире. Она всегда знала, когда мне что-то было нужно, даже если я не подавал виду, даже несмотря на то, что мы говорим и всегда будем говорить на разных языках. Ту любовь, что давала мне моя Соня, я не получал ни от кого, и я прекрасно чувствовал ее отношение ко мне. И сейчас, когда мне так было важно, чтобы моя подруга, крыска по имени Мира, снова обрела дом, именно Соня поняла меня как никто, и первым ее предложением было оставить Миру у нас.
 Спустя полчаса, Соня, явно волнуясь, отправилась звонить родителям с просьбой оставить у нас еще одного домашнего питомца и купить вторую клетку. Я наблюдал за нервничающей Соней из-за спинки дивана, куда хозяйка нас с Мирой выпустила погулять. Сначала лицо Сони выглядело напряженным, она долго молчала и слушала что-то на том конце провода, но через какое-то время ее лицо посветлело и хозяйка, поспешно подбежав к нам, сгребла нас обоих в охапку и радостно запрыгала по комнате.
 – Родители разрешили! Я их уговорила! Рассказала, что твоя подруга вовсе не уличная крыса, а домашняя, породистая! Да, я знаю, что у крысок нет пород, что есть только виды шерсти и типы ушей, но родителям так проще было понять, что наша девочка когда-то была домашней! Но мама сказала, что нам нужно будет свозить ее к ветеринару. Но это же так здорово, что теперь вас у меня будет двое! Я буду заботиться о тебе, крысочка, лучше всех! Кстати, как бы тебя назвать?
 Я быстро вспрыгнул с дивана на стул, вскарабкался на его спинку и оттуда взобрался на стол, где у Сони лежали книги, тетрадь и ручка. Схватив зубами ручку, я подбежал к тетрадке и стал возить кончиком пишущего предмета по бумаге. Соня вытаращила глаза и, приоткрыв рот, наблюдала за тем, что я делаю. Я долго корячился, ручка была для меня слишком большой, но, спустя несколько минут, мне все-таки удалось передать на бумаге то, что я так старательно выводил, держа в зубах палочку с чернилами внутри: «Мира». Получилось криво и смазано, но я очень надеялся, что хозяйка поймет.
 Соня поморгала глазами, а затем проговорила:
 – Эту крыску зовут Мира? Пасюк, ого! Как ты это сделал?! Что ж, добро пожаловать в наш дом, Мира!
 Сама Мира, до этого все еще пребывая в молчаливом шоке, будто не понимая что происходит и не веря своим ушам, только сейчас встрепенулась, а затем, потряся ушками, радостно взвизгнула и вспрыгнула Соне на руки. Та в ответ снова прижала ее к себе и поцеловала в макушку.
 Я был так счастлив, что крыска, некогда потерявшая дом и хозяев, а потом прожившая долгое время в скитаниях на улице, снова обрела семью. И я знал, что лучше Сони нет на свете людей, и что мы всегда будем счастливы, пока есть люди, которым мы нужны.

Глава 7

 Прошло два месяца. Наступило лето и на улице вовсю светило жаркое июльское солнце, весь сад был усыпан разнообразными благоухающими цветами, трава, ярко-изумрудная, мягко ласкала своим нежным прикосновением. Мы с Мирой гуляли на лужайке возле дома, неподалеку от нас в теньке лежал Каро, умиротворенно наблюдающий то за нами, то за окучивающей кусты роз мамой. Соня сидела с друзьями на лавке недалеко от дома, дети весело смеялись и периодически подбегали к нам, чтобы угостить кусочком дыни или просто погладить. Мира не очень любила дыню, поэтому отдавала свои куски мне, прыгая по траве с кусочком овоща наперевес, чем вызывала у детей приступы задорного смеха и умилительных возгласов.
 Соня прекрасно знала, что мы можем гулять самостоятельно, особенно учитывая, что Мира знала улицу вместе с ее опасностями как свои пять пальчиков. Поэтому за нас не беспокоились, хотя и не упускали из поля зрения. Конечно, мама Сони однажды попыталась надеть на нас шлейки, сшитые ею собственноручно, но Мира моментально выпуталась из нее, а я просто завалился на бок. Мама сказала, что мне надо меньше давать хлебных изделий, но идею со шлейкой все же отложила.
 Миру свозили к ветеринару, врач сообщил, что крыска абсолютно здорова, ибо ее чистоплотность очень высока, и после этого родители уже совершенно успокоились и даже довольно одобрительно относились к Мире. Сама Мира уже тоже начала привыкать к нашей семье и не упускала ни одной возможности угодить своим новым хозяевам.
   Вот, например, расскажу вам историю, которая случилась однажды, около пары недель назад. Папа, встав с утра пораньше, начал собираться на рыбалку. Сложив удочки, крючки и прочий инвентарь в рюкзак, он уже было двинулся в сторону пруда, но тут его окликнула мама, сообщив, что произошли какие-то неполадки с водяным насосом. Папа, сложив все вещи возле входной двери, отправился разбираться с проблемой водопровода, а мы с Мирой в это время сидели на кресле возле входа на кухню. Вдруг Мира спрыгнула с кресла на пол, сказав мне, что скоро вернется, шмыгнула в приоткрытую дверь на улицу. Это произошло так неожиданно, что я даже не успел ничего сказать в ответ. Прошло примерно около получаса, папа уже закончил с починкой насоса, снова начав собираться в сторону пруда, и в этот момент, когда отец уже потянулся к ручке двери и распахнул ее, на пороге перед ним (мама, я и спустившаяся со второго этажа дома Соня тоже увидели) предстала запыхавшаяся Мира, держа в зубах маленькую баночку с землей и копошащимися в ней червяками. Крыска поставила баночку перед папой и пододвинула носом к его ногам. Папа даже ахнул от изумления, присел на корточки, взял емкость с червями и сказал:
 – Крыса Мира, ты настоящий добытчик! Я не раз слышал истории, как крысы что-то приносили своим хозяевам, но ни разу не видел этого сам. И все-таки вы – умнейшие животные! Спасибо тебе.
 После этих слов, отец расплылся в улыбке и посадил Миру на плечо.
 – Пойдешь со мной на рыбалку?
 Мира лизнула папу в щеку и легонько вцепилась ему в плечо, давая понять, что с удовольствием составит ему компанию.
 С того дня, каждую неделю папа Сони и Мира ходят на традиционную рыбалку. Оба возвращаются жутко довольные, папа даже говорит, что Мира – его талисман.
 – Скажи, Пасюк, – задумчиво вглядываясь в небо сквозь кусты смородины, проговорила Мира. На какое-то время крыска сделала паузу, продолжая молча разглядывать что-то в небе, лишь ей одной понятное. Я терпеливо ждал, глядя то на Миру, то в небо, но видел там лишь голубое пространство с редкими чёрными точками в виде птичек, периодически снующих из стороны в сторону и высматривающих насекомых на лужайке. Наконец Мира продолжила свой вопрос.
 – Вот если бы тебе представилась возможность жить на улице и самому решать, когда и куда пойти, где и с кем жить, а также чем питаться – что бы ты выбрал? Такую жизнь или продолжать жить в качестве домашнего питомца в клетке?
 Я подошёл к кусту смородины, сорвал с него маленькую чёрную ягодку и протянул Мире.
 – Дорогая, я и так имею такую возможность. Что мне стоит сейчас взять и просто убежать куда-то, начав жить диким и вольным животным? Ведь уже в саду я могу спрятаться так, что меня никто не найдет. А там – все дороги открыты…
 Я теперь тоже смотрел в небо и наверняка видел в нем то, что так внимательно разглядывала Мира.
 – Только вот кому я нужен там, на природе? Все эти леса, поля, степи, огромные просторы… Все звери живут чтобы просто выжить, чтобы поесть и укрыться от более сильных зверей, чтобы завтра целым и невредимым снова искать себе еду. И так из поколения в поколение. Каждый день – это новое испытание, даже опасность. А самое главное – все сами по себе, понимаешь?
 Я думаю, что нет большего счастья, чем быть кому-то нужным. В нашем с тобой случае мы нужны Соне. Она очень нас любит, и даже если бы у неё совсем не хватало ни на что времени – она бы все равно заботилась бы о нас. Потому что мы ее любимые существа.
 Мира наконец оторвала взгляд от неба и посмотрела на меня. Ее чёрные глазки заблестели, улыбка засияла на ее мордочек, и крыска, подойдя ко мне ближе, крепко обняла меня.
 – Спасибо тебе. Ты – самый добрый крыс из всех, которых я знаю. И благодаря тебе я снова счастливая! И самая богатая. У меня есть друг, новые замечательные хозяева, мне не приходится выживать, с огромным трудом добывая себе пропитание, мне не приходится бояться, что я так и буду одна до конца своей жизни. Теперь я никогда не буду одна, ведь так?
 Я крепко обнял Миру в ответ.
 – Конечно, так. А теперь побежали домой! Соня сварила гречку – что может быть вкуснее гречки с кусочком варёной курочки?! Бежим! Чур я первый!
 И мы, весело смеясь, побежали наперегонки к дому, где нас ждала вкуснейшая гречка и искренняя человеческая любовь.