1962-1963 гг. 9-й класс. 1

Вадим Качала
Мы с Володей Донченко начинаем учиться в математическом классе школы № 1.

Эта школа была максимально удалена от нашего местожительства. Она была недалеко от нового базара (бывшей барахолки). Школа располагалась на границе между старым городом и Слободкой, поэтому там учились в основном дети евпаторийской Слободки, которые в отличие от «аристократического» центра и нашего бедного дачного района, были хулиганисты и представляли опасность при хождении вечером по их району.

До школы можно было добраться пешком за 35 минут, минут 20 на автобусе, который ходил не очень часто, а еще на трамвае до мечети, а там по лабиринту кривых улочек старого средневекового города пешком. Самое интересно, что в то время не было карт старого города и мы каждый раз шли интуитивно по направлению к школе, часто резными маршрутами.

Школа была двухэтажная, в ней туалеты были внутри здания, а не на улице, был буфет, было центральное, а не печное отопление.

Мы с Володей и ребята из других школ влились в уже существующие классы. Половина ребят в классах вовсе не были готовы учиться в математическом классе. В то время школа должна была выпускать специалистов. Мы, математики, должны были выйти как вычислители-программисты. А для остальных ребят сделали выпускную специальность, связанную с продуктовым автоматами. Через несколько месяцев рас разделили в соответствии со специальностью, и вскорости мы остались одни — остальных ребят переведи в новую школу, которая была еще дальше на север, и ей присвоили номер нашей бывшей школы № 7, а нашу школу закрыли — в ней построили пансионат «Первомайский».

Отбора в маткласс не было — принимали всех желающих, но я подозреваю, что создание этого класса особо не афишировалось в городе. Мне так и не известна история появления этого класса в городе. Наш набор был первый и последний. Такие классы создали в Москве, Ленинграде, Новосибирске. Почему он появился в Евпатории? По чьей инициативе? После нашего набора в школе № 10 появился математический кружок под руководством Федора Александровича Бертеньева, который в последствии открыл математический класс (Ф.А. Бартенев автор нескольких задачников занимательных задач и методических пособий, многих популярных статей по математике). Почему маткласс был создан не на базе его школы?
Все ли ребята были готовы учиться в матклассе? Это были ребята не супер математики, некоторым было жалко расставаться со своим классом и идти на другую специальность.
Был один очень слабый (в учебе) мальчик, про которого учитель математики говорил: «Тебе не математикой заниматься, а в подвале петь: и тебе хорошо и дровам хорошо». После школы он пошел в среднее военное танковое училище. И вот через год после обучения там он пишет письмо нашему учителю математики о том, что его училище из среднего преобразовано в высшее. И он не знает что делать: как это он и будет иметь высшее образование. На что учитель ему ответил, что мол радуйся, что тебе повезло.

Еще один парень — Толик Пономаренко - был гуманитарием до мозга и костей (о нем я напишу позже). Ему жалко было расставаться с классом и школой и он бедный мучился, изучая устройство компьютера, программирование и высшую математику. В другой школе он бы имел золотую медаль. Но последнее его место работы перед смертью — посол в Швеции. По поводу его смерти некролог подписал сам президент Украины.

А так ребята были не без способностей, если в нашем классе было 6 медалистов и еще пара человек могли получить медали. Это не считая двух потенциальных медалистов, уехавших после 9-го класса в Киев.

Пять дней в неделю мы учились по обычной школьной программе. Единственное, что нас отличало от учеников российских школ так это наличие украинской литературы. У нас в классе была группа ребят, которые приехали из России, где они, конечно, не изучали украинский язык. Так их освободили от изучения украинской литературы. Правда, в 11 классе вышло постановление, что абсолютно все должны иметь оценку по украинской литературе в аттестате. И им разрешили изучать украинских писателей и поэтов на русском языке и отвечать на русском языке. Конечно, это уже была профанация.

По субботам у нас были дисциплины по специальности. Мы начали изучать аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление, устройство ЭВМ, программирование в машинных кодах, электроавтоматику, кибернетику. Все это изучать было не сложно, по крайней мере, мне. А Толику Пономаренко я помогал, разъясняя устройство ЭВМ.

Но тут я впервые столкнулся с тем, что к занятиям надо готовиться хорошо. У меня в первом полугодии появились проблемы по физике (механика) и тригонометрии, что было для меня большой неожиданностью. Сел за физику, изучая ее учебнику Лансберга и вузовским учебникам. Дело в том, что мой отец поступил в институт на заочное отделение, когда я учился в 11-м классе. Я брал его учебники по физике и вгрызался в эту науку. Кончилось тем, что физику я знал лучше всех в школе. Так же пришлось погрузиться в тригонометрию, которую в результате я знал на пять.
Еще у нас были уроки вычислительной техники: мы изучали логарифмическую линейку и арифмометр. То и другое я знал блестяще. В результате учитель математики отправлял меня 10-й и 11-й классы преподавать логарифмическую линейку вместо себя. А арифмометр я преподавал в нашем классе.

Продолжение: http://proza.ru/2022/01/22/1600