Непобедимый Станислав Комлик

Вячеслав Чебышев
Отрывок из книги Вячеслава Чебышева «Мотоспорт – моя жизнь!»

Больших спортивных успехов добился Станислав Комлик (родился 11.11.1946 в Александрии), который долгое время являлся членом национальной сборной команды СССР по эндуро (многодневные соревнования  по пересечённой местности). С 20 по 25 сентября 1965 года он в составе главной команды страны принимал участие в шестидневных соревнованиях по эндуро «Международный трофей» на острове Мэн в Ирландском море  (Англия), в классе 175 куб.см под номером 84. В эндуро это самый престижный турнир. Уточню, чтобы сохранить историческую правду, что название эндуро (от французского endurance – выносливость, выдержка) вошло в обиход позже  (в 1981 году), а в то время эту дисциплину мотоспорта называли многодневные соревнования или просто многодневка. Шестидневные соревнования так и называли – шестидневка. На программке соревнований на острове Мэн, которую мне предоставил Станислав Комлик, написано: The FIM 40th International Six Days’ Trial.   Как видим, тогда употребляли термин  trial – испытание, проба. На тот момент (и до 1981 года) это было верно. Но, с другой стороны, классический триал  (trial) уже был самостоятельной дисциплиной. Как известно, в 1964 году прошёл первый чемпионат мира по мототриалу. Он состоял из трех этапов: в Бельгии, Франции и Германии. Первый чемпионат (тогда он назывался «Challenge Henry Goutars» ; кубок Анри Гутара) выиграл англичанин Дон Смит на мотоцикле Greeves, производства своей страны. В нём участвовали 70 мототриалистов, в основном из Бельгии и Франции. В триале используются мотоциклы специальной конструкции (преимущественно испанских марок Gas Gas и Ossa), а чемпионаты мира  по триалу по линии ФИМ (FIM) успешно проводятся и по сей день. А шестидневка с 1981 года называется так: The  International Six Days Enduro (ISDE). Такой нюанс. Когда я три года (2003-2005) жил и работал тренером в Польше (тренируя и национальную сборную этой страны – kadra narodowa – по мотокроссу), я воочию посмотрел The 79. International Six Days Enduro. Многодневка проходила в Польше 13-18 сентября 2004 года в городе Кельце на Медной Горе (Kielce – Miedziana G;ra). Вместе со своими польскими друзьями мы посмотрели мотокросс, который проводился в последний день – 18 сентября. Всё, что я увидел, ; зрелище впечатляющее. Я  бережно храню в своём архиве программку тех соревнований…
После возвращения с острова Мэн Станислав Комлик был призван на службу в Советскую Армию (в 1965 году). Учитывая его высокие спортивные достижения, для прохождения службы он был направлен в СКА года Львова (Прикарпатский военный округ), где тренером в мотокоманде был заслуженный тренер УССР Владимир Яковлевич Бондарчук, которого в разговорах между собой все называли Рыжий, поскольку он и в самом деле был рыжим. Именно во время службы в СКА Станислав Комлик раскрылся как талантливый мотокроссмен. На этот период и приходится наибольшее количество побед и призовых мест нашего земляка в самых престижных соревнованиях. В 1966 году Станиславу Комлику было присвоено звание мастера спорта.  Образно  говоря, Станислав первым протоптал дорожку в СКА города Львова. Не без его протекции сюда на службу пришли кировоградец Валентин Бородай (в 1966 году) и александриец Владимир Сушин (в 1968 году). Добавлю, что 1968 год для СКА Львов был знаковым. В то время там служили очень сильные и известные гонщики – Владимир Овчинников, Иван Марека, Станислав Комлик, Евгений Левкович, Сергей Овчарук, Василий Бучинский, Владимир Сушин, Алексей Кибирин, Владимир Кавинов. К слову, Владимир Сушин, Алексей Кибирин и Владимир Кавинов пришли в клуб одновременно, после того, как вместе прошли (обязательный в то время перед основной службой) месячный карантин в артиллеристской части в Тернополе. Демобилизовавшись осенью 1968 года, Станислав Комлик практически сразу получил квартиру в Александрии. Он получал так называемую стипендию Центрального автомотоклуба (ЦАМК) СССР, как член национальной сборной команды страны по эндуро. Она составляла 140 рублей в месяц. Если учесть, что зарплата в 100-120 рублей в СССР в то время считалась нормальной, то стипендия была достойной.
После службы  Станислав Комлик  ещё некоторое время успешно участвовал в мотокроссах, в том числе и в братской Болгарии в августе 1970 года. На Международный мотокросс в селе Раковица, что рядом с городом Берковица, который проводился 16 августа 1970 года, Станислав Комлик был заявлен в классе 250 куб.см под номером 8.  А уже 23 августа он в классе 500 куб.см (стартовый номер 2)  занял третье место в Международном мотокроссе, проводимом болгарами в честь героев Шипки, погибших в боях с турецкими поработителями за освобождение от османского ига и в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Особенностью этого мотокросса было то, что он проводился в Беклемето ; высоко в Балканских горах. О перипетиях гонки и об успехе гонщиков СССР, в том числе и нашего земляка,  рассказала газета «Троянски глас» за 26 августа 1970 года, издаваемая в болгарском городе Троян. Там же была размещена фотография, где на пьедестале почёта расположились талантливый советский гонщик Вячеслав Краснощёков – победитель в классе 500 куб.см и призёры – Иван Секулинов из Болгарии, занявший второе место и наш Станислав Комлик. Команда Советского Союза заняла в том мотокроссе первое место.
Яркую и последнюю победу мастер спорта Станислав Комлик одержал в своей родной Александрии на трассе «Вербовая Лоза», где разыгрывался Кубок УССР (в воскресенье 19 сентября 1971 года). Вот, что написала об этом местная газета «Ленінський прапор» за 22 сентября 1971 года (цитата языком оригинала): «Після кубкових заїздів відбулися заїзди на розіграш призів від організацій Олександрії. У класі машин 175 кубічних сантиметрів першим прийшов на  фініш спортсмен Київського СКА В.М.Черніков, в класі 250 кубічних сантиметрів – майстер спорту, робітник шахти № 3-біс С.М.Комлик. Цю блискучу перемогу наш земляк здобув в упертій боротьбі із спортсменами Києва і Кіровограда. Глядачі заслужено нагородили С.Комлика дружніми оплесками».
 После этого Станислав Комлик завершил свою спортивную карьеру. На это повлияло и то, что он уже был женатым человеком (он женился в 1969 году). Станислав ушёл из мотоспорта непобеждённым, в полном рассвете сил и на пике славы. Жаль… Проработав под землёй в угольной шахте многие годы, Станислав Комлик покинул нас в День шахтёра – 30 августа 2020 года, не дожив до своего 74-го Дня рождения. Мы помним тебя, Станислав…