Старуха

Наталья Гузева
                - Чем ночь темней, тем ярче звёзды (Аполлон Майков)

       Жизнь далее идёт, время её бежит, не останавливается. Так прошёл март, затем апрель. Май наступил, я к Старухе в гости собираюсь. Пора её проведать бы. И хотя по телефону мы с нею каждый день переговариваемся, но посидеть рядышком, помолчать очень хотелось бы.

       Завтра ехать. И тут вдруг во время завтрака у меня обломился зуб. Я в панике от свершившегося, скорее-скорее отключила газ с наполовину сваренным супом – зуб важнее! и скорее бросилась в стоматологию. Конечно, талонов на лечение уже не оказалось, пришлось в очереди, где первую помощь оказывают, посидеть.

       Доктор, пошутив «не камни ли я ела на завтрак», мой зуб обломанный продиагностировал, вколол в десну «ну очень хороший укольчик», чего то в зубе многострадальном посверлил, заложил в высверленную дырку лекарство, по его выражению: запечатал.
- А лечение, голубушка, вам окажут потом, - доктор улыбнулся мне на прощание и дал талон на понедельник к врачу-стоматологу.

       Домой возвращалась в восхищении от нашей, российской медицины. И хотя, когда после обеда, наркоз стал отходить и челюсть начала ныть, я всё равно была в спокойной уверенности, что помощь мне оказана, и зуб мне всё-таки запломбируют – талон имеется!

       И действительно на следующее утро чувствовала себя вполне неплохо, поэтому по-быстрому отправилась на автовокзал и вот вам, пожалуйста: я в удобном междугороднем автобусе уже еду в гости к Старухе, как и мы с нею и уговаривались. Теперь почти ежедневно мы созваниваемся друг с другом, разговариваем как говорится о своём, о девичьем. И естественно я, словно чеховский Беликов, везла в тёплую погоду свёрнутый и положенный в пакет плащ. А вдруг дождь? Что в этой ситуации делать? Зонтом всю себя не укроешь, тем более, что у стариков свои причуды: главное покой и комфорт.

       Старуха с удовольствием показывала свои цветники; рассказывала как она за ними ухаживает, как трудится: рыхлит, пропалывает, поливает, подкармливает. Мне же за всеми этими её разговорами прямо-таки чувствовалось неладное. Беспокоило какое-то угасание духа, да стиль общения стал какой-то покорный и смирительный без претензий на свои запросы, а уж этого у неё никогда не наблюдалось. Вроде как потеряла она свою извечную воинственность. Другой стала Старуха, совсем другой. Вот и Найда прыгает вокруг неё, лапами норовит обнять Старуху или на худой случай хотя бы рядышком примоститься, чего раньше не было.

        И ведь до того сдружилась Старуха с Найдой, что, выходя во двор, обязательно вынесет собаке чего-то вкусненького. Поразил меня следующий случай. Собрались мы с нею прогуляться по двору, свежим воздухом подышать, птиц послушать. Оделись, и вдруг ни с того ни с сего Старуха подаёт мне вафельку со словами «Это тебе».
- Спасибо. - Беру я вафельку. Откусываю и дивлюсь неожиданности момента. Все мы знаем её неприятие к всевозможным перекусам между приёмами пищи – кусочничанью.
- Это не тебе. - засмеялась Старуха. – Это чтобы ты собачку нашу угостила.
- Ну, вот не сказала, а я и не поняла, - засмеялась и я в ответ, - ну теперь уж доем. Сама угощай Найду, а вафлю я и сама с удовольствием съем. Вкусно.

       Прошёл день и вижу, что Старуха во всех этих делах всё больше становится похожей на ушедшего пару месяцев назад Старика. Все дни у неё делами заняты: с утра после завтрака(завтракает одна) уборка; потом варит обед и обедает(снова одна, редко с внуком); после часочек полежит-отдохнёт и выходит на огород; уже к вечеру разговаривает по телефону со мною; ужинает с дочкиной семьёй; слушает вечерние новости; сон.
      
       Поглядела я на её занятия, как трудится она на благо семьи и вспомнила цитату из книги Александры Риплей «Скарлетт»:
- Когда лишения войны уменьшили штат слуг с тридцати—сорока до одного или двух, требования к женщинам увеличились соответственно. Разбитые дома должны укрывать семьи, сиять чистыми окнами и натертой до блеска медью и иметь ухоженную, невозмутимую хозяйку, отдыхающую в гостиной комнате. Каким-то образом дамы Юга умудрялись все это совмещать.
      В точности про Старуху сказано. С утра до вечера она моет, убирает, готовит, мебель в доме без единой пылинки, полы вымыты до блеска. Сама в чистой и выглаженной домашней одежде, невозмутимо сидит с пяльцами – вышивает. Ну, чем не дама-южанка из романа!
      Конечно, Старуха человек старой, советской ещё закалки. Понимает, что только труд-труд-труд даст ей силы на поддержание жизни.

       Прошли дни. Пора было мне собираться в дорогу, домой возвращаться, зуб лечить надо. При прощании не выдержала Старуха и, обняв меня, тихо сказала:
- Ты знай, что дочь Ирина да ежедневный вечерний разговор с тобой по телефону - только это у меня осталось, это всё что у меня есть.
Мы обе заплакали.

       Назад возвращалась в большом автобусе, было удобно. Думала о том, что когда одни и те же события проходят ежедневно и нет ничего новенького, тогда катастрофически не хватает новой интересной информации. Что же тогда, какие события помогут оживить Старуху, вернуть к жизни.