Выгорание сотрудников и авторитаризм руководителей

Алексей Вячеславович Иванов
Список проблем, с которыми сталкиваются сотрудники компаний при взаимодействии со своими коллегами, руководителями и внешним миром – длинный, но авторитаризм руководителей заслуживает особого внимания, как основной источник большинства существующих проблем.

Сотрудники всех уровней испытывают страх и трудности в общении, во взаимодействии с коллегами и руководством. Сталкиваются со стрессовыми ситуациями чаще, чем это было бы возможно в здоровых отношениях. Профессиональное выгорание, депрессия, прокрастинация и другие симптомы и отклонения встречаются все чаще и чаще.

Чтобы что-то изменить в сложившихся условиях ведения бизнеса и взаимоотношениях сотрудников внутри и вне компаний, обществу необходимо меняться.

Да, наша история полна трагическими событиями и процессами, которые делают практически бессмысленными все попытки что-либо изменить.
Войны, революции, авторитарные режимы, сменяющие друг друга, потрясения и многое другое.

У многих поколений Стокгольмский и ПостТравматический синдром в анамнезе и это только на первых страницах больничной карты.

Авторитарный стиль руководства, который является нашей национальной особенностью, результат многочисленных и трагических для народа событий в истории нашей страны.

Сплоченность любой ценой, коллективизм без учета индивидуальности, помогает нам выживать в кризисы, но мешает жить в нормальные и спокойные периоды, когда этих кризисов нет, подталкивая нас самих эти кризисы создавать и снова сплачиваться перед лицом порой искусственно созданных собственными руками проблем, откладывая необходимое как воздух развитие.

Установка правил и требований сверху, без согласования с исполнителями, приводит к тому, что авторитет законов, правил и инструкций подвергается не только сомнению, но и необходимостью их нарушать. А нарушая невыполнимые правила, мы автоматически становимся нарушителями, убивая таким образом любую мотивацию к действию и активности, а также создавая возможность трактовать результат активности по усмотрению того, кто контролирует выполнение этих правил.

Любые перемены воспринимаются как требования очередного захватчика, пытающегося завоевать наш дом и принести свой устав в наш монастырь, поэтому избегание рисков и стремление избегать ответственности за решения и поступки, это неотъемлемая часть устоявшихся поведенческих моделей.

При этом постоянные перемены, это деструктивный стресс. Непрекращающийся стресс, который длится долго, разрушает психику. Стресс не может длится постоянно, иначе он приводит к апатии и нежеланию рисковать, попыткам подавлять свою активность в угоду неочевидной стабильности, вырабатывает привычку жить одним днем и решать проблемы по мере их поступления, считать решения, которые были успешны в прошлом, единственно верными.

Даже само слово ПоПытка, включает в себя пугающее слово Пытка, останавливающее самим своим звучанием и значением, предостерегающее от инициативы, как бы говоря нам – «Не пытайся, это пытка».

Перекладывать всю ответственность на лидера - удобно, он несет всю ответственность самостоятельно и единолично. Это почти замкнутый круг, безволие и нежелание брать ответственность за свои решения и поступки у тех, кто ниже по иерархии, вызывает усиленную мотивацию к авторитарному стилю управления тех, кто на верхних ступенях этой иерархии.

Инфантильность и безынициативность безопасна, можно избегать сложных вопросов, споров и конфликтов. Если что-то произойдет не так, то обязательно будет найден виноватый, которого в народе называют «стрелочником».

Переход от авторитарного стиля руководства к продуктивному требует не только формального бизнес-образования и краткосрочных тренингов, но и глубокого осмысления своих действий, а также комплексную работу над собой, над своей личностью, в том числе с профессиональным психологом и психотерапевтом.

Потребность в пересмотре отношения к лидерству очевидна. Авторитарный стиль управления возможен как метод управления в кризисных ситуациях, но это непродуктивный способ управления, ведущий к стагнации, а в современном сетевом обществе он вызывает отторжение у сотрудников из новых поколений.

Новым поколениям необходимы другие способы взаимодействия. У них другие поведенческие модели. Им нужны плоские организационные структуры, они позволяют гибко действовать в реальности.

Им нужны новые лидеры, которые осознают важность коллективной работы, осмысленно принимают решения, открыты к общению, обмену мнениями и опытом, способны делегировать полномочия и принятие решений, обладают современными навыками общения, которые они получили не только из новомодных учебников, в которых прописаны старые истины об эффективности, но и в процессе психотерапевтических сессий, индивидуальной и групповой работы с психологами практиками.

Новое поколение руководителей придают особое значение свободному доступу к информации, знаниям, способствуют независимости и осмысленности в действиях своих сотрудников. Они создают комфортную среду для принятия совместных решений и помогают сотрудникам безопасно и продуктивно разделять ответственность в коллективе, нести индивидуальную ответственность за свои решения без страха наказания за вероятные ошибки.

Нашему обществу нужны лидеры и авторитеты, способными заслужить, а не добиться от сотрудников доверительных отношений.

Еще одно замечательное слово ДоБиться, в котором присутствует слово Бить и Биться, что так же как и со словом ПоПытка, вновь заставляет нас задуматься о причинах наших устоявшихся поведенческих моделях поведения.

Бизнесу нужны лидеры, которые обладают подлинным авторитетом, они способны заслужить доверие у сотрудников, искоренить страх перед вышестоящими сотрудниками, быть наставниками, а не тиранами. Дефицит таких лидеров порождает в менеджменте бессистемность и архаизм.

Конфликт разных поколений управленцев, которые применяют различные практики управления уже очевиден.

Авторитарное и деспотическое лидерство губительно для всех участников отношений, абсолютная власть развращает абсолютно, она поглощает и способствует моральному разложению, психологическому банкротству личности руководителя, а перед лицом неограниченной власти сотрудники становятся одинокими, бессильными и инертными.

Неформальное образование, глубокая и осознанная работа над собой, индивидуальная и групповая психотерапевтическая практика, совершенствование личности, открытое и позитивное взаимодействие, свободные коммуникации, стремлении к консенсусу, свобода и разнообразие выбора, это прогрессивный и результативный путь к решению существующих проблем.