Разные вещи века

Никифоров Сергей
Все во благо человека, все во имя человека.
 И мы даже знаем имя этого человека!

Из анекдота советских времен.


Люди не знают, для чего живут. Но люди точно знают, чем живут. Все что окружает их, не дает ответа на первый вопрос. Но помогает ответить на второй.

Даже для доброжелателей Советского Союза всегда было загадкой, почему могучая страна, делая самые лучшие в мире ракеты, атомные реакторы,  истребители, танки, автоматы и пулеметы, не могла обеспечить людей элементарными вещами -  телевизорами, магнитофонами, качественной одеждой и обувью, косметикой, несчастной туалетной бумагой? Почему миллионы советских граждан считали деликатесами сгущенку и полукопченую колбасу, давились в очередях за мылом и стиральным порошком, вынуждены были месяцами отмечаться в списках на ковры и хрусталь, по великому блату доставать книги Дюма и Пикуля?

Не хлебом единым… Да. Но и без хлеба нельзя. Так ведь и его, хлебушек родимый, миллионами тонн завозили из Канады и США, как, впрочем, и мясопродукты, и рыбу, и масло.

У государства хватало денег строить БАМ, поворачивать реки, строить гигантские заводы, но не хватало средств обеспечить строителей, работяг, комсомольцев-добровольцев сносными условиями быта.

Дело даже не в рынке. Некоторые соцстраны жили хуже Запада, но гораздо лучше СССР (Польша, Венгрия, Чехословакия, ГДР).

Мы всегда все брали массой, количеством.

В конце 40-х – начале 50-х годов лучшие умы Соединенных Штатов Америки и Советского Союза бились над созданием водородной бомбы. Американцы вынуждены были на время приостановить исследования – требовался громадный объем математических расчетов и ученые ждали, когда промышленность предоставит им новые мощные электронно-вычислительные машины. В СССР с задачей справились без ЭВМ. Компьютером стали десятки институтов, сотни научных коллективов, тысячи советских математиков по всей стране. Они делали эти расчеты, пользуясь арифмометрами и логарифмическими линейками, выполняя свою часть работы,  даже не догадываясь о ее конечной цели.

Время было такое. И цель оправдывала средства. На мирную продукцию напряжения сил не хватало. Разве можно представить, чтобы лучшие советские ученые ломали себе головы, чтобы придумать более совершенную модель стиральной машины, пылесоса, утюга, электромиксера? Чтобы Государственную премию давали за разработку посудомоечной машины, а орден Ленина – за линию по производству упаковки под молоко?

Не знаю, чего такого военного делал в свое время Томский радиотехнический завод. Видимо, делал что-то ценное и полезное для армии страны, и делал хорошо. Но вот магнитофоны, которые завод заставляли производить «в нагрузку», получались у ТРТЗ фуфловые. И миксеры у электрохимического завода получались фуфловые. Утюги у Сибэлектромотора получались тяжелые. Но, откровенно говоря, тоже…

Бытовую технику советские граждане предпочитали покупать заграничных марок. Да и не только бытовую. Практически все оборудование большинства наших заводов и фабрик было забугорной работы. Возьмите наш ТНХК – в нем вся «внутренность» сплошь итальянского да канадского производства. Начинку заводов мы тоже не очень умели делать. Покупали за те же нефтедоллары.

Все брали ТАМ! И до сих пор берем. Персональные компьютеры, ксероксы, факсы, сотовые и радиотелефоны, машины (авто и те, что для стирки), кухонные комбайны, видеоаппаратуру, плейеры и СВЧ-печи. Технику, которая делает пластмассовые бутылки для газводы, оболочку для колбас, обертку для конфет. Краску, кафельную плитку, санфаянс и обои, строительный инструмент и ковровое покрытие. Спортивные инвентарь и экипировка, лыжи и роликовые коньки…  Почти все, что надевают на себя женщины и мужчины, почти все, чем они приводят себя в порядок, все что облегчает человеку жизнь – все это до сих пор делается далеко за пределами родного отечества, а если делается – из их материалов и комплектующих, по их лицензиям. Почему?

Потому что за долгие советские годы мы отстали безбрежно и безбожно практически во всем, что касается человека как потребителя. НАШЕМУ человеку совсем не обязательно было жить комфортно, красиво, уютно. НАША женщина обойдется без хорошей косметики и парфюма, перетопчется без колготок и прокладок, без фенов и краски для волос. Зачем, когда есть одеколон «Шипр», хна и румяна фабрики «Свобода». Для НАШЕГО мужчины непозволительная роскошь одноразовые станки и пена для бритья, джинсы и кроссовки. К чему? Зачем? И так сойдет!

Не это главное? А что? Призрачные дали коммунизма? Когда каждому по потребности? Что может потреблять человек в мире, когда все делается не для него, и вопреки ему, его личным, частным интересам, склонностям, симпатиям?

Человеку, конечно, хорошо, когда он ходит строем и поет хором. Но все-таки лучше, если он остается самим собой. Таким, какой он есть.

И если ему претит потребительство, он запросто может найти себе что-нибудь для души. Книги? Пожалуйста, любые! Музыка? Любая! Фильмы? Любые!

И ни одна зараза при этом не будет стоять у него над ухом и верещать про антисоветскую направленность книги, которую он читает, про вредность музыки, которую он слушает, про чуждость фильма или спектакля, который он смотрит! И что самое интересное, никто его за это не засудит, не исключит, не накажет.

Человека окружают вещи. Вещи могут быть разными, плохими и хорошими. Человеку почему-то  хочется больше хорошего. Он так устроен.

Стремление людей к достатку двигает экономику большинства стран мира. Сопротивляться этому стремлению бесполезно, бессмысленно. И надо ли?

2003 г.