10. 9. Пушкин Тайна Дантеса Рикошет и кто во 2

Поль Читальский
История изучения проблемы во что был одет поручик Дантес на дуэли в сумерках 8 февраля (по нов. ст) 1837

Актуальный вопрос:
Фра, а может потому так долго ехали как можно дальше из СПб, чтоб и солнышко село, и никого рядом, и ни зги и надежно сокрыто всё, вся и вси
 
Часть 2
Сборник заметок по истории обмундирования кавалергардов (форма одежды их часто менялась)

2.1. Кавалергарды – форма одежды

Солдаты и офицеры гвардейского элитного придворного самого престижного из всех полков войсковых формирований Империи носили белую кирасирскую униформу с красной отделкой, белыми выпушками на воротнике и обшлагах, и гвардейские петлицы, нашитые также на воротнике и обшлагах колета. Первоначально петлицы имели вид заостренных красных прямоугольников, окантованных и пересеченных узкими полосками галуна. Позже петлицы стали делать в виде «катушек» – желтых прямоугольников с расширениями на концах. На налобной пластине каски и крышке лядунки кавалергарды носили изображения звезды Св.Андрея. Приборный металл – белый.
В задних углах красного вальтрапа и на суконных покрышках ольстр также нашивались Андреевские звезды. Выкладки на вальтрапе и покрышках ольстр полагались двойные желтые, с узкой черной полоской в промежутке. Офицерам полагались серебряные галуны, а звезды на чепраке – серебряные, с оранжевым красным центром, окруженным синей полоской. Кавалергардам полагались шинели двух видов. Зимой они носили однобортные серые шинели с черным воротником и черными же погонами. Для работы на конюшне полагались белые двубортные шинели с небольшой пелериной и высокими обшлагами, как и у шинелей первого образца. Старые фуражные шапки в виде колпака были белыми с черным околышем и красными выпушками; кисть – из смеси красных и белых нитей, с трынчиком цветом по эскадрону. При выходной форме унтер-офицерам полагались двуугольные шляпы с черно-оранжевыми кокардами и белыми петлицами и с белым плюмажем по верху.
Офицеры вне строя носили двуугольные шляпы с серебряной петлицей и кисточками в углах, и с ниспадающим белым султаном с желтым основанием. Однобортные сюртуки темно-зеленые с черными выпушками, серебряными пуговицами и эполетами. Панталоны темно-зеленые. Палаш полагалось носить на лопасти поясной портупеи, поддетой под сюртук. Конское снаряжение вне строя включало черный вальтрап с выкладкой серебряным галуном, с серебряными узлами, выложенными в задних углах и на покрышках ольстр. Красные двубортные вицмундиры были фрачного типа, с черными воротником и обшлагами, окантованными белым; пуговицы серебряные, петлицы и эполеты – как на колете. Панталоны белые. При вицмундирах полагалось надевать двуугольные шляпы.
Все изменения униформы армейских кирасир отражались и в обмундировании кавалергардов. В 1808 году плюмаж на касках в виде гусениц был заменен «щетиной» из конского волоса. Пышные плюмажи оставались элементом парадных головных уборов офицеров до 1812 года. В 1812 году кавалергарды получили черные стальные кирасы и новые воротники – низкие, наглухо застегивающиеся на крючки. Как и в армейских кирасирских полках, у кавалергардов были отобраны штуцера и карабины (в период с 1812 по 1814 год их имели только фланкеры). Новая фуражная шапка образца 1811 года была белой с черным околышем. После 1813 года шинели – с серым воротником с красной выпушкой, погоны на шинелях черные.
Палаши до 1809 года были такими же, как в армейских полках, но с чашеобразной гардой и большим изображением двуглавого орла под короной. Трубачам полагался красный плюмаж на каске, «крыльца» прикладного цвета, галунная обшивка по швам мундира, «крыльцам», рукавам (шевроны углом вверх) и петлям колета. До 1812 года галуны были красными с желтыми поперечными полосками, а после 1812 – желтыми с белой продольной полоской. Серебряные трубы имели красно-желтые шнуры.
Литаврщики (в армейских полках упразднены в 1811 году) обмундировывались как трубачи. Литавры имели красные с серебром бархатные занавески, с золотой бахромой и Андреевскими звездами, как на офицерских чепраках, а также шитые золотом императорские вензеля.
Лошади в эскадронах подбирались по масти.

рис. 1. Офицер кавалергардов в походной форме, 1812 год.

Альтернативой белому колету был темно-зеленый двубортный сюртук с черной отделкой и красными выпушками. Его полагалось носить с серыми рейтузами и обычной каской. Лядуночная перевязь того же типа, что и у других кавалерийских офицеров, в данном случае – с оранжевой отделкой. На металлической крышке лядунки – «гвардейская звезда».

рис. 2. Рядовой Новгородского кирасирского полка в походной форме, 1813 год.

Показано снаряжение кирасир после введения кирас. На походе серые рейтузы носили вместо белых лосин и высоких сапог с ботфортами. Существуют некоторые расхождения относительно покроя походных рейтуз. Некоторые источники показывают их с кожаными леями (в некоторых случаях кожаная обшивка продолжалась на заднюю часть штанин); на других рисунках леи не видны. В 1814 году были введены рейтузы с лампасами прикладного цвета. Показана только лядуночная перевязь – карабины в тяжелой кавалерии оставались только у фланкеров.

рис. 3. Рядовой Псковского кирасирского полка в зимней походной форме, 1813 год.

При плохой погоде на походе разрешалось надевать снаряжение и кирасы поверх шинелей. Показана шинель позднего образца с закрытым воротником, как на мундирах 1812 года. Псковскому полку полагались воротники и погоны на шинелях малинового цвета. Могли быть также погоны из шинельного сукна, с малиновыми выпушками. Псковский драгунский полк был переведен в кирасиры в 1812 году. От остальных кирасирских полков русской армии он отличался полированными светлыми стальными кирасами у рядовых (возможно, трофейными французскими, но единого мнения у историков на этот счет нет). Офицеры вместо черных носили медные или латунные кирасы. Этот солдат носит лосиные панталоны и высокие сапоги с ботфортами вместо более распространенных на походе серых рейтуз и коротких сапог под них.
4. Рядовой Глуховского кирасирского полка вне строя, 1812 год.
Вне строя кирасирам полагались обычные колеты, серые рейтузы и фуражные шапки. В данном случае показана фуражная шапка («фуражка») образца 1811 года, сменившая старый колпак. Околыш и выпушки – цвета прикладного сукна; на околыше – желтая шифровка «2Э» (второй эскадрон). Офицеры часто носили подобные фуражные шапки, но снабженные козырьками.
https://ciwar.ru/kavalergardy/

2.2. Белый или красный вицмундир кавалергарда?

Кавалергарды той эпохи - а, возможно, и всего 19 века - надевали на балы и разные светские вечера специальные вицмундиры, являющиеся парадно-выходной формой. В Кавалергардском лейб-гвардии полку вицмундир был красным, воротник и обшлага - чёрного бархата с серебряными петлицами, которые также были вышиты на рукавах и фалдах. Вот он, родименький, на мужчинке справа:

  рис4. 
1. Генерал тяжелой кавалерии.
2. Старший (генеральский) адъютант, штаб-офицер Малороссийского кирасирского полка.
3. Обер-офицер Лейб-гвардии Кавалергардского полка в красном вицмундире (при бальной форме)
4. Обер-офицер Лейб-кирасирского Ее Величества полка в вицмундире.
5. Штаб-офицер Лейб-гвардии Конного полка в темно-зеленом вицмундире.

 Как это так - не белый? А "Война и мир" и другие исторические фильмы? Даже у Лотмана в комментариях к "Евгению Онегину" упоминается только белый мундир кавалергарда. Бальный мундир кавалергарда был действительно красным. Точнее не мундир, а вицмундир... Как говорят военные - форма одежды вне строя. У кавалергардов и конногвардейцев были красные вицмундиры, а вот у кирасиров - белые. Но это парадные, а ещё были повседневные, обычно тёмно-зелёные. Жорж Дантес должен был щеголять на светских приёмах в красном вицмундире. А в белом парадном мундире - на манёврах и парадах.

А на дуэли? 
Если после дуэли два барона хотели отметить успех их дела в ресторане и потом ехать на вечерний раут, то поручик мог быть в красном колете…  а если все буднично и ехать ему к фрейлине Ручка от Метлы, на которой он всего две недели  как женат …  по приказу… , то на Жорже был темно-зеленый вицмундир.

 И никакими шпорами кавалергарды не гремели! Ибо никто бы их не пустил на великосветский бал в сапогах. Это Пушкин ввернул для красного словца, а, может, для рифмы. И не только Пушкин, но и  Владимир Соллогуб...

Конечно на балах в шпорах не танцевали, но были и танцевальные вечера, особенно в провинции, где военные могли "блестнуть", тем более было с кого брать пример. У графа Жозефа де Местр - дипломата и писателя есть описание бала у французского посла в августе 1809 г: " Вел.князь Константин Павлович танцевал с длинными шпорами, как подобает тактику. И вот, во время энергичной атаки (танца), случилось, что взяв Марью Антоновну (Нарышкину) под бока, он до того запутал свои шпоры в ее шлейф, что несмотря на самый отчаянный отпор, воюющие стороны (танцующая пара) пали вместе самым живописным образом на поле битвы." Т.е. не только Пушкин упоминает шпоры на балах. Были различия между балами и танцевальными вечерами. Может сия звонкая фраза у Пушкина тоже намекает на какие-то особенности моральных устоев общества того времени.

 2.3.  Мундир кавалергарда по Висковатову:

"4 Апреля 1804 - Кавалергардскимъ генераламъ и штабъ и оберъ-офицерамъ, для вседневной службы, даны сертуки или темнозеленые вице-мундиры, по образцу вышеописанныхъ Конно-Гвардейскихъ, но съ воротникомъ, обшлагами и выпушкою (по борту, у обкладокъ на фалдахъ и у карманныхъ клапановъ) изъ черного бархата и съ пуговицами серебряными". Однобортные, пуговиц 8. Ссылка не на ПСЗ, а на Определение Государственной Военной Комиссии.

 рис.  Портрет А.Я. Охотникова. 1804.

"7 Декабря 1813 - офицерамъ Кавалергардскаго… повелено иметь воротники на сертукахъ… вместо черныхъ, бархатныхъ, темнозеленые, суконные, съ красною выпушкою". Тут уже ПСЗ.
"6 Апреля 1814 - офицерамъ Кавалергардскаго… также темнозеленые вице-мундиры, вместо восьми, съ девятью пуговицами". (ПСЗ).
 
рис. Портрет З.Г. Чернышёва. 1818.

собственно, вопросы есть. У Охотникова обшлага никак не чёрные.

И, главное, что вицмундир Александра почему-то чёрный, а не тёмно-зелёный.
Но главное вот в чем: мысленно согните руку у Чернышева в локет будто защизщаете ею грудь и проведите траекторную линию пули от мякоти руки к пуговице ... и потом от нее, не плотно сидящей на ткани (!) сделайте рикошет в ... животик (!). Это как же так подлетела пуля и дала чудный двойной рикошет!?

***

Продолжение - следом = мы этого Жоржа непременно разденем! И наденем на него то, что его спасло
Спасибо