10. 6. Пушкин Тайна ранения д-Антеса

Поль Читальский
Сборник разборок на тему:
Тайна ранения д-Антеса 27 января по старому очень стилю
Ликбез в Дневнике ДИ

1. Пушкин не стрелял в Дантеса и Жорж ранения не получал

 В № 21 за 2001 год газеты «Секретные материалы ХХ века» была опубликована статья Игоря Таланова «Что случилось на Черной речке?» Пытаясь ответить на этот сакраментальный вопрос, давно уже мучающий серьезных исследователей обстоятельств гибели Пушкина, автор ошарашил читателей неожиданным заявлением: «Дантес же, как известно, остался жив и здоров. Вывод: никакого ранения он не получал!» Правда, после выстрела Пушкина «французский проходимец» упал. Но упал он от страха. Это Пушкин выстрелил в воздух, Дантес же просто струсил потому, что «храбрецом этот пассивный гомосексуалист не был…».
Прим. Глупость желтой прессы. diges:

2. д-Антес получил два открытых ранения

Непомнящий Николай Николаевич  100 великих загадок русской истории. Глава «Стрелял ли Пушкин в Дантеса?»   Сразу же после того как военный суд по делу о дуэли был закончен и царь утвердил приговор, Дантеса немедленно в сопровождении фельдъегеря выслали из России. В дороге он получил письмо от своего «приемного отца» Геккерена. «Активный гомосексуалист» писал «пассивному»: «…дай бог, чтобы тебе не пришлось много пострадать во время такого ужасного путешествия, – тебе, больному с двумя открытыми ранами; позволили ли, или, вернее, дали ли тебе время в дороге, чтобы перевязать раны? Не думаю, и сильно беспокоюсь о том…»
Прим. К сожалению, автор не указывает где он видел письма Геккерена старшего

3.  Два медицинских освидетельствования Дантеса, хранящиеся в Пушкинском Доме

Дело в том, что старший врач полиции Петербурга по долгу службы был обязан доносить в Медицинский департамент МВД обо всех ранениях, имевших место в столице
 3а. Старший врач полиции Юденич, Петр Никитич, стат. Советник:  Дело под названием «По донесениям старшего врача полиции о происшествиях в Санкт-Петербурге за 1837 год Медицинского департамента министерства внутренних дел отделение 2, стол 1». Приведем этот небольшой документ полностью: «Полицией узнано, что вчера, в 5-м часу пополудни, за чертою города позади Комендантской дачи, происходила дуель между камер-юнкером Александром Пушкиным и порутчиком Кавалергардского ее величества полка бароном Геккереном, первый из них ранен пулею в нижнюю часть брюха, а последний в правую руку навылет и получил контузию в брюхо. – Г-н Пушкин при всех пособиях, оказываемых ему его превосходительством 1-м лейб-медиком Арендтом, находится в опасности жизни. – О чем вашему превосходительству имею честь донесть. Старший врач полиции Юденич, Петр Никитич, стат. Советн.». (см. книгу Щеголева П.Е. Дуэль и смерть Пушкина)
3б.  Стефанович, штаб-лекарь гвардии кавалерийского корпуса   
Более обстоятельное медицинское описание ранения Дантеса сохранилось в военно-судном деле о дуэли Пушкина с Дантесом. Прежде чем привлечь кавалергарда к допросам, члены Комиссии военного суда с помощью медика желали удостовериться, может ли подследственный давать показания. С этой целью на квартиру Дантеса был отправлен штаб-лекарь гвардии кавалерийского корпуса Стефанович. 5 февраля 1837 года он составил следующий акт:
 «Поручик барон Геккерен имеет пулевую проницательную рану на правой руке ниже локтевого сустава на четыре поперечных перста. Вход и выход пули в небольшом один от другого расстоянии. Обе раны находятся в сгибающих персты мышцах, окружающих лучевую кость, более к наружной стороне. Раны простые, чистые, без повреждений костей и больших кровеносных сосудов. Больной… руку носит на повязке и, кроме боли в раненом месте, жалуется также на боль в правой верхней части брюха, где вылетевшая пуля причинила контузию, каковая боль обнаруживается при глубоком вздыхании, хотя наружных знаков контузии незаметно. От ранения больной имеет обыкновенную небольшую лихорадку (ferbis vulneraria): вообще он кажется в хорошем и надежном к выздоровлению состоянии…»

4. Записи в Дневнике А.И. Тургенева

Геккерен ранен в руку, которую держал у пояса: что спасло его от подобной раны, какая у Пушкина», то есть в нижнюю часть живота.
 Очень важное наблюдение. Как известно, Пушкин был ранен в пах. Оба медицинских освидетельствования Дантеса – и Юденича и Стефановича – подтверждают, что пуля, пробив руку и попав в пуговицу панталон, рикошетила в брюхо. Значит, оба дуэлянта стреляли в одно и то же место – ниже пояса.
Я:  Но как потом пуля рикошетила от брюха? не оставив НИКАКОГО следа от удара (синяка, ссадины, разрыва ткани исподней рубахи или хотя бы вицмундира или сертука)  и отчего не свалились панталоны (лосины? или брюки навыпуск под сюртук?)?

5.  Дурново своей матери Волконской (у которой квартировал Пушкин)

«Пуля вошла ему в  пах и не вышла. Они дрались на 10 шагах. Они бросили жребий. Геккерен выстрелил первый; тот при всем том, что был ранен, имел еще силы произвести свой выстрел».
Как видим, Дурново была прекрасно осведомлена о подробностях поединка. Она точно знала, что Пушкин ранен в пах, тогда как Лермонтов и Тютчев, например, как, впрочем, и большинство петербургского общества, были убеждены, что в грудь. Ее письмо датировано 30 января 1837 года и тоже является одним из ранних свидетельств о дуэли. Здесь мы находим подтверждение сведений, которые получаются в результате анализа письма Тургенева, написанного еще при жизни Пушкина: дуэлянты стрелялись по жребию, первым выстрелил Дантес.

6. Альфред Фаллу

Существует еще одно свидетельство о том, что дуэлянты стреляли по очереди и д-Антес не был ранен. Это свидетельство принадлежит Альфреду Фаллу, автору кн. «Воспоминания роялиста», изданной в Париже в 1888 г. Фаллу посетил Петербург в 1836 г, и его гидами были Дантес и Трубецкой. Более того, сразу же после бегства д’Аршиака из России Фаллу встречался с ним в Париже. По словам Фаллу, секунданты с согласия Дантеса решили, что Пушкин будет стрелять первым. Пушкин прицелился в своего бофрэра, опустил пистолет, снова поднял его с оскорбительной улыбкой. Выстрелил. Пуля просвистела около уха противника, не задев его. Дантес прибыл на место дуэли с твердым убеждением выстрелить в воздух после того, как выдержит выстрел Пушкина. Но эта холодная ненависть, проявлявшаяся до самого последнего часа, заставила его самого потерять хладнокровие, и «Пушкин пал мертвым на месте».
7. Дуэль Пушкина глазами современного хирурга. Часть 1. Pre mortem
https://med-history.livejournal.com/15839.html

«Пуля, летевшая от сидящего Пушкина к высокорослому, стоявшему правым боком вперед, Дантесу, по траектории снизу вверх, должна была попасть французу в область левой доли печени или сердце, однако пронзила ему правую руку, которой тот прикрывал грудь, причинив сквозное пулевое ранение средней трети правого предплечья, изменила направление и, вызвав лишь контузию верхней части передней брюшной стенки, ушла в воздух. Рана Дантеса, таким образом, оказалась нетяжелой, без повреждения костей и крупных кровеносных сосудов, и в дальнейшем быстро зажила…».


8. Абава Г.И. , канддат меднаук - https://duel-gazeta.livejournal.com/1320552.html
Секунданты утаптывают снег, размеряют барьеры, заряжают пистолеты - каждый свою пару. Противники становятся на крайние точки за 5 шагов от барьера и получают пистолеты (привезенные французами). Данзас взмахом шляпы подаёт знак к началу. Дуэлянты идут друг на друга, но Дантес, не доходя до барьера, стреляет; Пушкин падает. Подбежавшем секундантам он говорит, что ранен, но ещё в силах произвести свой выстрел. Выпавший пистолет Пушкина облеплен снегом, и Данзас подаёт ему другой. Александр Сергеевич целится, гремит выстрел - и Дантес падает. «Браво!» - восклицает Поэт и отбрасывает пистолет. Однако француз поднимается - он получил лёгкую рану в руку.  Выстрел А.С. Пушкина был удачный, пуля попала в середину живота, такие раны очень опасны - почему же он не только не был убит, но и не ранен тяжело?

9. А. С. Андреев, воспитатель Училища Правоведения – пример слухов
 Слухи поползли по городу…Под свежими впечатлениями воспитатель Училища Правоведения А. С. Андреев в своих записях озаглавленных " О Пушкине, 1837 года" написал следующее:
Дуэль была на выборгской стороне близ дачи коменданта. Оба подошли к барьеру но Дантес выстрелил первый. - Пушкин повалился и Дантес полагая что дело кончено повернулся левой стороной - Пушкин очнувшись сказал: Постой - еще и моей пули место должно быть выстрелил и попал в кисть левой руки, которая раздробившись отдалила пулю в сторону. ....(стр 31)

10. Вяземский П.А., князь и свидетель по делу на суде со стороны … виконта д-Аршиака, сбежавшего
ФАРТОВЫЙ ДАНТЕС. https://moiarussia.ru/smert-pushkina-lyubopytnye-fakty/

В письме о поединке Вяземского к Денису Давыдову герою-партизану 1812 года есть одна очень важная подробность, объясняющая, почему Дантес отделался только легкой контузией: пуля «пробила мясо, ударила в пуговицу панталон, на которую надеты были помочи, и уже ослабленной отскочила в грудь.»

Указание Вяземского помогает нам понять очень многое. Пуговица, на которую надевались подтяжки, естественно, располагалась в районе пояса панталон. В какой же позе должен был стоять Дантес, если внешняя сторона его правой руки с пистолетом, прикрывающим грудь, на четыре поперечных пальца ниже локтя находилась на уровне пуговицы панталон?
Тогда вопрос и о ширине пояса панталон и о самой форме одежды поручика - мундир имел лосины, а вицмундир - брюки (о формах одежды и правилах их ношения - отд. заметка позже)