1. 20 Архетипы Хониид Бардо

Лариса Болотова
                Что такое архетипы Хониид Бардо?

                Психологический комментарий доктора К.Г. Юнга:

 «Хониид Бардо – это состояние кармических иллюзий, то есть иллюзий, которые вызваны психическим (душевным) осадком предыдущих существований».

                Способен ли человек, находящийся в Хониид Бардо видеть земную жизнь людей, которых он оставил после своей смерти, как в Сидпа Бардо?

«По западной мысли, карма заключается в себе своего рода теорию психической наследственности, основанную на гипотезе перевоплощений (реинкарнаций), что, в конечном счёте, является гипотезой вневременности души. Ни наши научные знания, ни наши рассуждения не способны шагать в ногу с этой идеей. Чересчур много «если» и «однако». Помимо всего, мы слишком мало знаем о подобных возможностях продолжительного существования индивидуальной души после смерти, чтобы что-то сметь доказать в этом отношении.

Среди … наследуемых психических признаков существует особый класс, род, который не сводится ни к семье, ни красе. Это универсальные предрасположения, которые следует понимать по аналогии с платоновскими формами, в соответствии с которыми разум организует своё содержание.  Можно рассматривать эти формы как категории по аналогии с логическими категориями, которые всегда везде присутствуют в виде основных постулатов рассуждения. Только в случае наших «форм» мы имеем дело не с категориями рассудка, а с категориями воображения. Поскольку, их формы должны с самого начала иметь характер образов, более того – типических образов. Вот почему вслед за Святым Августином я называю их «архетипами».

                То есть те образы, которые мы видим, находясь в Хониид Бардо, есть «архетипы»?

«Архетипы ещё можно понимать как врождённые сюжеты, не заполненные определённым культурно-национальным содержанием. Например, таким будет сюжет: Смерть – Воскрешение – Преображение. Однако у одних народов – это христианская повесть с Христом, а у других – птица Феникс или Дух».

                Значит, мы видим такие образы в Хониид Бардо, потому что они являются «архетипами» тибетской «Книги мёртвых»?

«Сравнительное богословие и мифология располагают богатейшими залежами архетипов, как и психология снов и психоза.

Архетипические формы – фантазии – на самом деле воспроизводятся спонтанно всегда и везде, без какого бы то ни было мыслимого следа прямого заимствования. Основные структурные компоненты психики не меньше поражают  своей однородностью, чем сходство видимых частей нашего тела. Архетипы являются, так сказать, органами дорациональной психики. Они суть изначально наследуемые формы и идеи, которые не обладают (не наполнены) конкретностью содержания. Их особенное наполнение появляется только во время индивидуальной жизни, когда личный опыт осмысляется на языке этих форм».

                Как это отражается в том, что мы видим в Хониид Бардо?

«Если бы архетипы не были предсущими в одинаковом виде повсюду, то как объяснить совпадение между часто встречающимся в Бардо Тёдол утверждением, что умершие не знают, что они умерли, и столь же частным подобным утверждением в полуиспечённой литературе европейского и американского спиритуализма?

Это исконная, универсальная идея, что умершие просто продолжают своё земное существование и не догадываются, что они безтелесные духи, - архетипическая идея, которая тут же обретает зрительное выражение, стоит кому-то увидеть приведение. Замечательно, что у привидений во всём мире есть много общих черт.

Я должен удовлетвориться гипотезой существования вездесущей, хотя и многообразной, психической структуры, которая наследуется и по необходимости задаёт определённую форму и направление всему опыту жизни. Подобно тому, как органы тела – это не куски статичной пассивной материи, но динамические, действенные комплексы, которые заявляют себя и утверждают с властной настойчивостью, так и архетипы, будучи органами психики (души), - суть очень динамические, полные жизни комплексы, которые определяют психическую жизнь до степеней поразительных.

Тот слой бессознательной психики, который сложен этими универсальными динамическими формами, я определил как КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОДСОЗНАНИЕ».

                Означает ли это, что в Хониид Бардо личность исчезает, сливаясь с коллективным подсознанием?

«Насколько я знаю, не существует наследования индивидуальной дорожденческой или доутробной памяти, но, несомненно, существует наследование архетипов, которые поначалу, однако, не наполнены содержанием, потому что, прежде всего, в них не содержится личного опыта. Они возникают в сознании, когда личный опыт жизни делает их видимыми, обрисовывает, проявляет».

                Получается, что только родившийся представляет собой «компьютер без программы», где «программа»  (сознание) - это личный опыт? Земное сознание или сознание личности формируется за время жизни в физическом мире?

Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 80).