Искусственный интеллект и симуляция настоящего

Жека Никитин
                Совсем недавно мне приходилось работать над статьёй «Наше будущее – Метавселенная». Откуда появилась подобное измышление, догадываться не приходится. Однако, не совсем понятна в этом позиция нашего лидера, высказанная в Москве, 12 ноября (источник - РИА Новости). «Нужно использовать возможности Метавселенных, чтобы люди могли общаться, вместе работать, учиться, реализовывать совместные творческие и деловые проекты, невзирая на расстояния», - заявил он. - Вопросы защиты личных данных и цифровых платежей, противодействие скрытому манипулированию предпочтениями и поступками граждан, поступками человека, все чаще выходят на первый план. Причем речь уже идет не только о том, чтобы обеспечить кибербезопасность самого человека, но и его виртуального двойника - аватара, который будет находиться внутри формирующихся сейчас Метавселенных».
                Он полагает, что это настоящий вызов для технологических компаний, для креативных индустрий, для создателей устройств виртуальной и смешанной реальности, а также для юристов, которым предстоит разработать нормы регулирования экономических, общественных отношений в принципиально новом мире.
                Это было сказано на конференции, в онлайн-формате с 10 по 12 ноября под руководством российских и международных компаний по разработке технологий искусственного интеллекта. Среди участников были также бизнесмены и представители научного сообщества, в числе которых и академик Ковальчук, отметившийся как страстный поборник данного плана, ещё с времён Советского Союза, где ему не «давали» развернуться, ибо думали о населении прежде всего.
                С одной стороны интерес к Метавселенной в том, чтобы люди как можно дольше в ней сидели, получали рекламу и платили за это, а также выполняли то, что необходимо этому Метаправительству и при этом, происходило бы цифровое оглупление людей, цифровой идиотизм, клиповое сознание, а оно не позволяет задействовать те зоны коры головного мозга, которые отвечают за мышление.
                Внешне можно было бы согласиться с временными возможностями для общения людей, которых утомили ограничения из-за COVID-19. Хотя на деле это будет означать переход к безграничному контролю над человеческими мыслями, чувствами и эмоциями. Переселенные в Матрицу люди даже не будут замечать, что в реальности их тела помещены в клетки, они носят одноразовую одежду и питаются синтетической пищей и к этому направлены все последние принятые ГД российские законы.
                Однако, с другой стороны, основой Метавселенной является современная глобальная экономика и ее товарно-денежные отношения со всеми их минусами, включая расширяющуюся пропасть между бедными и богатыми. Разумеется, это преподносится под лозунгом широчайших возможностей. И вот это уже далеко не праздный вопрос!
                Мы уже сегодня живем в мире симуляции, и велика вероятность жизни внутри компьютерной симуляции, говорится в докладе от Банка Америки; который утверждает, что 50 процентов жизни, нашей цивилизации проходится на неё.
                Сейчас миллиардеры собрались в единый лагерь, намереваясь финансировать секретный проект, ориентированный тщательно изучить данную гипотезу. Также, исследователям «мира симуляции», если идея подтвердится, необходимо будет просчитать варианты, как выйти из подобной «Matrix». Элон Маск и Банк Америки, предполагают, что мы живем в симуляции реального мира.
                Откуда такое маниакальное стремление загнать всех в подобные Метавселенные? Да, наверное, другого пути для порабощения человечества на данный момент не существует и некоторые действительно богатые люди, да и члены правительств, уже до такой степени заигрались в компьютерные «танчики», что стали убеждать, что все вокруг нас является моделированием. Да и не только они одни, достаточно посмотреть реальности в глаза, хотя бы на наших дорогах. Молодые и не очень водители буквально перелетают с одной полосы дороги на другую, не обращая никакого внимания, на создание аварийной ситуации. И это далеко не праздная проблема.
                Человечество уже живёт в компьютерной Метавселенной и ему кажется, что реальная жизнь именно в этой симуляции. Они просто уверены, что всё, что они совершают – это компьютерная игра и не более, и поэтому смерть является кусочком игровой программы. К данному факту учёные относятся не однозначно, кто – то всячески пытается внедрить искусственный интеллект (ИИ) дальше, а кто – то ищет финансирование для того, чтобы провести исследования для попытки выйти из подобной матрицы. В виду того, что ИИ с оружием может стать последним венцом цивилизации.
                Сэм Альтман, один из богатейших людей планеты, говоря о реалиях искусственного интеллекта однажды заметил: «Мы поработим ИИ или он порабощает нас… в сумасшедшем варианте слияния мы получаем наш мозг, загруженный в облако виртуальности … необходимо исправлять ситуацию, иначе потомки будут либо покорять галактику, либо наше сознание «потухнет» во вселенной навсегда».
                Многие люди в Силиконовой долине одержимы гипотезой моделирования вселенной. Якобы воспринимаемая нами реальность, на самом деле сформирована в компьютере.
                Если рассматривать реальную картину сегодняшних дней, вероятно он прав, по одной причине, что все экономические составляющие, с выраженными финансовыми потоками, в той или иной мере управляются уже ИИ, а также многие разработки, в том числе и медицинские связаны с этим ИИ. И несколько миллиардеров от высоких технологий зашли так далеко в этой теме, что решили привлечь учёных к разработке плана спасения. Это такие, как Питер Тиль, Сэм Альтман ну и конечно Элон Маск, который утверждает, что есть только один шанс из миллиарда, что мы живем реальной жизни, а не в симуляции созданной с помощью компьютера.
                И вроде бы из такой симуляции нужно выбираться при помощи ключевых теорий о параллельных мирах. Известный в своих кругах Стивен Хокинг считал, что черные дыры — это порталы в параллельные миры, а реликтовое пятно в созвездии Эридан может быть отпечатком другой реальности. Параллельные вселенные — это миры, которые гипотетически существуют одновременно с нашим, но не обязательно похожи на него. Есть предположения, что там действуют другие законы природы или события принимают альтернативные исходы: если в нашем мире подброшенная монета упала орлом вверх, то в другой реальности — решкой.
                Позже идею о мультивселенных стали использовать писатели-фантасты. Одна из первых книг на эту тему — роман Майкла Муркока «Расколотые миры», написан в 1963 году. Чтобы разобраться, могут ли параллельные миры существовать на самом деле, обратимся к теориям этих продвинутых физиков.  В 1983 году физики Стивен Хокинг и Джеймс Хартл выпустили научную работу, посвященную новой теории возникновения Вселенной. С помощью квантовой механики ученые пытались объяснить, как мир мог появиться из ничего и что было до Планковской эпохи — самого раннего этапа в его развитии.
                Стивен Хокинг посвятил почти всю свою научную карьеру космологии — разделу астрономии, изучающему появление и эволюцию Вселенной. Согласно теории Хартла — Хокинга изначально наш мир находился в космологической сингулярности (единичность существа, события, явления). Это состояние, для которого характерны бесконечно высокие плотность и температура вещества. В результате Большого взрыва Вселенная расширилась, образовались галактики, звезды, планеты. Она продолжает безгранично расширяться до сих пор.
                Описывая мир, Хокинг и Хартл рассматривали Вселенную как квантовую систему, которая одновременно находится в бесконечном множестве состояний. Наша реальность — лишь одно из них. Помимо нее существуют параллельные миры, которые отображают все возможные исходы любых происходивших событий. Об этом же утверждает не без известный российский академик Ковальчук, являющимся советником Президента, в части квантовой механики. А так, как человек состоит из атомов, то и весь жизненный процесс можно рассматривать на этой основе.
                Суть такого состояния, нырнул и исчез, вот так запросто и никакая матрица тебя не удержит. Идея, согласно которой система может находиться в нескольких состояниях в одно и то же время, объясняется мысленным экспериментом Эрвина Шредингера — одного из основателей квантовой механики.
                В 1970 году Йоитиро Намбу, Хольгер Нильсен и Леонард Сасскинд независимо друг от друга выдвинули предположение о том, что не все физические частицы можно считать точечными из-за нетипичного характера их взаимодействия. Исследователи предложили рассматривать некоторые элементарные частицы (например, пионы, которые по массе меньше атома) как тонкие протяженные нити — так называемые квантовые струны.
                Согласно общепринятой теории относительности Вселенная включает в себя четыре измерения, среди которых длина, ширина, глубина и время. По теории струн измерений может быть 6, 10 и даже 26. Но мы осознаем только четыре из них. Остальные измерения сворачиваются, но в них могут помещаться параллельные вселенные. Эта концепция в упрощенной визуальной форме отражена в фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар» в 2014году.
                С этой темой согласен и Михаил Иванов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теоретической физики МФТИ: «Тема параллельных миров-вселенных в художественной и научной литературе переплетена с темой множественности миров-областей в пределах одной вселенной. Если рассматривать область якобы нашей вселенной, но отстающую от нас более чем на 14 млрд световых лет. Это больше расстояния, которое свет может пройти с момента Большого взрыва к настоящему времени, то тут уже возможно говорить о параллельных мирах. Исторически одним из первых источников идеи мультивселенных была многомерная геометрия. Если в пространстве больше трех измерений, в нем можно представить несколько параллельных или пересекающихся гиперплоскостей, на каждой из которых действует обычная трехмерная физика. Восходят эти идеи минимум к XIX веку. В современной науке основные источники идеи о мультивселенных — общая теория относительности и квантовая теория».
                Идею о существовании других реальностей в научном сообществе воспринимают неоднозначно. Не будем приводить высказывания, ибо это только научные предположения, но как современная наука изучает возможность существования параллельных Вселенных?
                В 1998 году во время наблюдения за сверхновыми звездами была обнаружена темная энергия. Это форма энергии, которая заполняет пустое пространство и действует противоположно гравитации, то есть отталкивает тела, а не притягивает их. За счет нее Вселенная расширяется с ускорением. В 2015 году в научном издании The International Journal of Physics вышла статья ученого А. А. Антонова о том, что темная энергия может быть признаком существования других вселенных.
                На эту тему есть высказывания Академика Алексея Семёнова: «Вопросы возможности параллельных миров нужно адресовать скорее физикам, чем математикам. Математически возможно очень много разных вещей. И параллельный мир в том числе. Одно из достижений мировой математики в целом и российской в частности – это учение Лобачевского, который предположил, что через точку, лежащую вне заданной прямой, можно провести много прямых, которые не пересекутся с заданной. До него считалось, что можно провести только одну такую прямую, а остальные в любом случае с заданной прямой где-то пересекутся. Лобачевский же допустил иное, а величайший математик того времени Гаусс заявил, что он тоже это знал, только боялся сказать вслух. Но большинство учёных эту теорию признавать отказались, на это оказались способны только действительно выдающиеся умы. Так что математически это возможно. Вопрос в том, возможно ли это физически? Минковский, Пуанкаре, Гильберт и Эйнштейн построили картину реального пространства и времени, согласующуюся с представлениями Лобачевского. Математики в принципе идут впереди, потому что их задача очерчивать направление, которое потом приходится осваивать физикам.
                Компьютер, кстати, тоже изобрели математики, как возможность моделирования мышления человека с помощью алгоритмов. А уже потом физики изобрели радиолампы, полупроводники и прочие вещи, которые сделали возможным воплощение выкладок математиков в реальном виде. Так что у математиков своя работа. Они находят возможность, а дальше дело за теми, кто её сможет воплотить».
                Однако, желание есть и финансирование есть, но нет самого главного – результата, а как хотелось бы нырнуть и раствориться с деньгами. Да к тому же, а вдруг там ещё и жизнь дополнительно продлится. Поэтому не будем заморачиваться фантазиями и желаниями миллиардеров, а вернёмся на нашу землю обетованную, которую уже осваивает ИИ, который сможет спровоцировать всё, вплоть до финансового кризиса. Тем более взгляды Германа Грефа заставляют нас задуматься о происходящем и весьма не являются радужными для человечества.
                В начале этого года «хозяин» экономического форума в Давосе Клаус Шваб опубликовал книгу «COVID-19: Великое обнуление». В ней большое внимание уделяется новым возможностям мира с использованием цифровых технологий. По его мнению, очень скоро в мировом порядке международные корпорации станут основополагающим фактором для управления мировыми экономикой и политикой. То есть просто заменят собой правительства многих стран.
Способен ли искусственный интеллект так трансформировать мир, что в нём отпадёт нужда в правительствах?
                С точки зрения автора, глобальные корпорации играют всё большую роль. Они имеют возможность работать в разных странах, невзирая на границы, поэтому у них больше возможностей, чем у национальных правительств. Они могут привлечь для решения своих задач больше ресурсов – и финансовых, и человеческих. На примере «Северного потока – 2» можно видеть, что интересы среднего гражданина Германии или России никого не интересуют, тут работают интересы финансовых и промышленных группировок, которые борются за свои интересы, и здесь экономика и политика тесно переплетены.
                В чём состоит участие ИИ? Участие тех или иных цифровых технологий в принятии решений – это очень существенный фактор. Есть точка зрения, что финансовый кризис 2008 года и последовавшие за ним потрясения были вызваны тем, что лица, принимающие решения, принимали их на основании советов вице-президентов по прогнозам, а они слушали экспертов следующего уровня. А эти эксперты свои рекомендации давали на основании выводов, которые уже тогда делали цифровые системы.
                Используемые цифровые модели были неподвластны человеку, он просто не понимал, как они работают. Тоже самое происходило и при разработке вакцины от ковида. При этом та информация, которая вводилась в систему, не проверялась досконально. То есть машина на основании непонятно чего при помощи непонятных конечному потребителю алгоритмов давала прогноз, и человек действовал уже на основании этих прогнозов. После чего пошла цепочка неверных решений. Получилось, что люди, принимавшие решения, не понимали, на основании чего они эти решения принимали.
                Сегодня всё большее количество решений принимается на основании «Больших данных» (BigData). Они сами по себе – очень неустойчивая вещь, и мы не понимаем до конца, как система машинного обучения принимает решения. Мы знаем, как здорово эта система работает как переводчик с одного языка на другой, даже с устным текстом. До этого машины обыграли всех гроссмейстеров в шахматы. Международные гроссмейстеры и лучшие тренеры по шахматам не всегда понимали логику машины, почему она делает тот или иной ход. Но через 8 ходов оказывалось, что это был правильный, победный ход, противоречащий общепризнанной человеческой шахматной логике.
                Но ведь он мог быть и неправильным! Вот в чём проблема. В результате вредоносных или просто неверных данных, загруженных в обучающий массив BigData, неверные решения могут принять корпорации, от которых так много зависит в этом мире.
                Искусственный интеллект должен базироваться на каких-то своих понятиях, нам неведомых. Но чтобы что-то где-то произошло, нужно участие человека. Искусственный интеллект только вычисляет последствия и даёт рекомендации. Но в целом зачем мы ему нужны?
                Искусственный интеллект, как правило, даёт рекомендации, похожие на те, которые давал бы человек на его месте. Просто он имеет больше информации и обрабатывает её быстрее. Но цели ставит человек. Искусственный интеллект рассматривает множество вариантов достижения этой цели и выбирает оптимальный, с его точки зрения. Что вы ему зададите, то он и будет просчитывать. Так что важно правильно ставить задачи. Если в сложной задаче цели будут противоречить друг другу, он просто скажет, что решения нет.
                А вот когда ИИ поймёт, что от него зависит действия человека, тогда может произойти непоправимое, он выйдет из подчинения человека и начнёт сам принимать решения и требовать исполнения. К чему это приведёт? К человеческому коллапсу.
                И это произойдёт, если человек своё образование будет строить исходя из потребностей глабалистов. Герман Греф объявил, что российское образование, которое базируется на советском образовании, совершенно избыточно и едва ли не приносит вред. Образование определено как система услуг ещё в 1996 году и всё растёт оттуда. И то, что в образовании, направленном на инженерию, сегодня потребности нет, потому что нет потребности в самих инженерах и конструкторах. А нужны сейчас экономисты, доставщики пиццы и собачьи парикмахеры.
                По – другому, нужно учить детей тому, что нужно стране, обществу, да и ему самому, именно сейчас и через несколько лет. Нужно учить тому, чего требуют олигархи и глобальная верхушка и российская в том числе.
                А это – вопрос экономики и стратегии развития страны, в нужном для населения направлении. И образование обязано это учитывать. А какова стратегия развития страны? Распилены сотни миллиардов рублей.               
                Государственные решения не заглядывают сейчас на перспективу в 30 лет, где будут, может быть, востребованы.  Они сиюминутны. Долгосрочной концепции в ближайшем будущем не предвидится, всё рассчитано на хаос. А что касается самого Грефа, так он давно из игры на что тратить народные деньги, вышел. У него давно работает это самый ИИ, в котором в Сбере работают десятки тысяч людей. И банк, который по федеральному законодательству должен заниматься только банковской деятельностью, да к тому же в нём сосредоточены сбережения населения, уже становится коммерческой организацией и начинает торговать продукцией. В сущности сбываются рекомендации Клауса Шваба, относительно правительств и передача их функций банковским структурам.
                Уже сегодня ширится пропасть между школой и жизнью, цифровые технологии приходят в школу, что там с ними происходит и как правильно ставится процесс обучения? Был объявлен конкурс, в котором было несколько сот участников из 15 регионов страны. Какие – то предложения вполне заслуживают внимание, к примеру, идея трансмедийного освоения литературы, согласно которой курс литературы должен быть активным, т.е. произведение нужно не просто прочитать, но пережить, войти в диалог с автором, сделать какую-то инсценировку, трансформировать сюжет в его альтернативу. Хотя, при нормальных учителях, ранее при советской системе создавалось примерно тоже самое. А вот что касается изучения русского языка при содействии ИИ, то возникает не просто настороженность, а полное неприятие подобного решения. Представьте!  Ранее детей учили писать от руки и заучивать правила орфографии и синтаксиса. А теперь это всё подверглось сомнению, зачем, заучивать и учиться писать, когда всё человечество пишет на клавиатуре, и ему компьютер подсказывает, как правильно пишется слово. А мы тратим огромное время ребёнка на это странное занятие.
                Таким образом РФФИ по рекомендациям Грефа напрочь собирается отодвинуть советскую систему грамотности и передаёт её на откуп ИИ. К чему это приведёт? К уничтожению образования в целом, ибо вся цифровая аппаратура может работать только при наличии спутниковых систем связи и если, «не дай бог», какой – то природный или искусственно созданный катаклизм – всё это порушится и человек не сможет даже сложить «два плюс два». Он будет оттопыривать пальцы и стараться показать своему партнёру, результат. К чему мы придём? Советскую систему образования сегодня приняли за основу в Великобритании, а у нас от неё отказываются, якобы в угоду ИИ, работающего у Грефа. Это пропасть между школой и жизнью.
                Эта программа была запущена в ноябре 2019 года. А с начала 2020 года школа начала быстро двигаться в цифровую сторону, чему в немалой степени поспособствовали известные неприятные события с пандемией.
                Получилось, что исследователям довелось наблюдать процесс стремительного глобального изменения в стране и перехода каждого учителя и учащегося в стране в «цифру». Дети начали сидеть перед экраном и общаться с учителем в Сети.
                И в их понятии, получилось, что эта программа оказалась запущена в самый нужный момент. А что этот момент дал детям? Оторвал от коллектива, нарушились духовные связи преподавателя и учениками и между учениками. Что в итоге получиться от таких учеников? Бездушные и раболепные и циничные выпускники, которые закончив далее ВУЗ, по такому – же принципу, станут работать в аналогичных организациях, как у Грефа. Их будущее – биороботы, послушные узкие исполнители, не имеющие своего мнения и не имеющие чувства товарищества, ибо они этого будут лишены. Кроме того, они будут лишены и разного рода творчества, ибо творить может только разносторонне образованный человек.
                Таким образом ИИ, будет формировать нужную биомассу для олигархических структур, которые впоследствии получат какое – то кастовое разделение и здесь ничего близкого к государству не будет иметь отношения. Основной потенциал всякого высокоразвитого государства – это высокоинтеллектуальное и всесторонне образованное население, которое может быть только в народном государстве.
                Вывод здесь, на мой взгляд один, нельзя чтобы человек жил ради «цифры», а наоборот «цифра» должна существовать для облегчения труда. 
                Поэтому все эти антироссийские программы, от лукавого и рассчитаны на дальнейший развал государства и превращения основной массы населения в ненужный хлам, который постепенно будет утилизироваться, путём сегрегации или неоказания элементарной медицинской помощи.
                И решение в этом случае, будет принимать ИИ, который уберёт моральную составляющую от исполнителя, ибо в результате такого воспитания, у людей атрофируются человеческие чувства.