От двух до пяти в 21-м веке

Наталья Камнева
     Моя дочь с мужем и двумя детьми живет в Сингапуре. Я живу в Америке. Вторая бабушка моих внуков живет в Турции. Для различия  турецкую бабушку зовут бабушкой, а меня - Наной. Нана - это из итальянского, но очень распространенное наименование бабушек в Америке.


     Родной язык моих внуков - английский, правда, с ужасным сингапурским акцентом. Конечно, трудно было ожидать британского оксфордского, если они родились и растут в Сингапуре.  Они понимают и немного  говорят по-турецки, так как папа говорит с ними только по-турецки.  В детском саду обязателен и китайский, наравне с английским. Поэтому песенки, считалки и присказки идут у нас по-китайски! К моему великому сожалению, по-русски ни гу- гу! У внучки глаза вылезали  из орбит, пока она не привыкла слышать, как мы с дочерью говорим по-русски.


     Самые любимые фильмы моей внучки - русские ролики о девочке Насте. Ролики эти действительно интересные и отлично сделанные и поэтому переведены на 64 языка мира! Я сама часто смотрю их и смеюсь от души. Внучке разрешается смотреть их по-турецки  для практики ,  и иногда только по-английски для души. Представляете себе, какие чувства испытываю я, наблюдая по телефону как моя русская внучка смеется над приключениями русской девочки Насти, говорящей по английски-турецки? 


     Когда внучке было два года, дочь спросила ее , где живут бабушка и Нана. И получила совершенно уверенный и  очень быстрый ответ :  "В телефоне!" Внучка долго обижалась и плакала, не понимая, почему родители смеются. И долго убежденно повторяла: " Конечно, в телефоне!"


     Теперь, когда внучке уже почти три, опять заводим разговор на эту тему. На вопрос, где живет бабушка, уверенный ответ : " В Турции".  На вопрос, где живет Нана, следует неуверенное молчание, затем вопросительное : " В Турции?" . После дочкиного качания головой опять неуверенное : " В России?"   И полный ступор после и этого качания головой. После дочкиной подсказки , наконец-то: " Ну, да, в Америке!" 


     На вопрос где живет она сама, полнейшее недоумение! Даже никаких догадок не следует! После дочкиной подсказки,  очень радостное : " Да, конечно, в Сингапуре!"


     В Сингапуре живет и работает много иностранцев из всех  стран мира. Любимые  подружки моей внучки француженка Алис и голландка Фиене.  Между собой девочки говорят по-английски с небольшой примесью филиппинского, на котором разговаривают друг с другом их няни.


     Вечером перед сном внучка внимательно рассматривает атлас мира с флагами разных стран и уверенно показывает флаг Франции, откуда Алис, а потом и флаг Нидерландов, откуда Фиене. А потом начинает тыкать пальчиком в флаги Конго, Чада, и Венесуэллы и вопрошать : " А кто у нас оттуда?" и очень удивляется, когда не находится никого из ее друзей, кто оттуда.


    Я жду через годик следующий вопрос: " А откуда я сама?" У меня нет удовлетворительного ответа на этот вопрос.