Народ Синего Камня

Александр Гаврилов 7
   НАРОД СИНЕГО КАМНЯ (доисторическая северная сказка)


   - А пока - спроси себя, чего сейчас тебе больше всего надо – сказал Шаман.

   Я шагнул из чума: цветущая тундра выбегала из-под ног и бежала до края земли, вдоль которого синели цепи гор, в лесах за прозрачной рекой ветер тревожил деревья, по высокому синему небу проплывало Солнце, и мы, люди, были под этим небом.
   Огромный вольный мир наполнял меня!
   И больше ничего мне было не надо.

   - Какой ты свободный человек! – сказал подошедший Шаман – Только с  такой свободной душой человек может желаниями совершать чудеса.
   Но если тебе ничего не надо, твои дни станут похожими друг на друга, ты будешь обыкновенным человеком и проживёшь обыкновенную жизнь.
   Конечно, обыкновенная жизнь – тоже необыкновенная – потому что это жизнь человека. Но тебе ещё положено услышать голоса Духов Верхнего Мира.
   Чтобы твои дни не стали похожи друг на друга, отправляйся к горам у края земли, погости у Народа Синего Камня.
   - Никогда не слышал о таком народе – недоумённо сказал я.
   - Я о нём слышал, но тоже никогда не видел – сказал Шаман. – Они – такие же люди, как и мы, но ещё и волшебники. Они делают камень текучим и изготовляют из него всё, что мы делаем из дерева и кости: ножи, топоры, копья, иглы. Это очень прочные вещи, и люди пользуются ими много поколений.
 
   Шаман знал, что, когда я преодолеваю пространства, во мне пробуждаются новые силы. Я понял, что он отправляет меня в опасный путь - учиться.
   Я снарядил нарты, запряг хОров и отправился в путь.

   Две Луны мы бежали вдоль широкой реки, которая вела к горам.
   Если Народ Синего Камня ещё жил в горах, он должен был жить около реки.
   Наконец мы достигли подножия гор.
   Здесь земля поднималась в небо. Горы были огромны.
   Как же я найду Народ Синего Камня?

   Народ Синего Камня сам нашёл меня.
   Ко мне шли трое мужчин в медвежьих шкурах, с большими копьями.
   На шее каждого искрился многочисленными гранями синий камень.
   Я не знал их языка, но слышал, что они думают обо мне.
   - Из тундры люди не приходят к нам с добром – сказал старший из них, - они или просят помощи, или сами несут беду.
   - Я не вижу беды в этом человеке – сказал средний.
   - Я не несу беды – сказал я немногими усвоенными словами.
   - Он знает наш язык! – удивился младший.
   - Мало ли кто может знать наш язык – подумал старший. – Вот, что у него в голове, а сейчас – в руках?
   Я сбросил рукавицы и показал открытые ладони.
   Старший удивлённо посмотрел на меня.
   - Это – не простой человек – сказал он спутникам, – он слышит наши мысли.
   - Тогда он опасен: наши мысли не всегда светлы – сказал младший. – Его надо убить.
   - Скор же ты на чёрные мысли – сказал средний. -  Не спеши. Может быть, этот человек тундры не только слышит мысли, может быть, он и лечить умеет? А то наш шаман, как пошёл в кузницу, так совсем никому помочь не может.
   - Я не умею лечить – сказал я, - но, иногда, могу помочь.
   Так я оказался среди людей Народа Синего Камня.

   Скоро я говорил с ними на их языке.
   Увидел их жизнь в жилищах, вырубленных в камне и выложенных брёвнами. Ходил на охоту на удивительных животных, живущих в горах.
   Но волшебство, которое Народ Синего Камня называл «кузнечным делом», осталось для меня тайной.
   И ещё я увидел много больных людей в племени.
   У одних ломило все кости, других - жгло изнутри. И всех изматывали недобрые мысли, накатывавшиеся на них.

   - Да – сказал Шаман Народа Синего Камня, -  у нас много больных, и нас становится всё меньше.
   - Может быть, слишком много камня вокруг вас – сказал я. – А может быть, ещё и ваше волшебное «кузнечное дело» отнимает жизнь у людей?

   - Поэтому я и пошёл в кузницу – сказал Шаман, - чтобы узнать, что это такое.
   Оказалось, что в кузнице тяжелее, чем на охоте, и нет живого воздуха, как в горах. Но там живёт великое волшебство, оно захватывает тебя.
   Но чем лучше я ковал, тем меньше оставалось во мне шамана: тем меньше я мог передать людям жизненных сил. Но назад вернуться уже не мог.
   Смотри, что я выковал вчера.

   Шаман подал мне большой тяжёлый нож красноватого цвета.
   Я вспомнил, что видел похожий нож у Мастера, когда жил среди народа Оленя. Нож хранился среди самых ценных вещей.
   Мастер получил его от отца, а от кого получил его отец, я не узнал.

   - Этот нож получен волшебством из камня? – спросил я.
   - Да – сказал Шаман. –  Это – трудное волшебство. Я не могу ничего сказать тебе о нём. Для чужих – это тайна.

   - Я – не шаман – сказал я, - но иногда слышу шёпот Духов Верхнего Мира.
Сейчас они шепчут мне, что Народ Синего Камня остался без шамана. Тебя захватили  Духи Среднего Мира. Ты уже стал кузнецом и не слышишь Духов Верхнего Мира. 
   Но народ ходит не только по земле, он идёт сквозь Время. По земле его ведёт Вождь. А кто поведёт твой народ сквозь Время?

   - Иногда и я ещё слышу голоса Духов Верхнего Мира – медленно сказал Шаман, поэтому знаю, что мой народ в опасности. Я искал и не нашёл ученика среди мужчин племени. Есть среди нас охотники, кузнецы, воины, но шамана нет.
   Я уже не могу наделить мой народ духом жизни.
   И вижу, как народ исчезает во Времени.

   Тяжёлыми шагами я вышел от шамана-кузнеца, пришёл в отведённое мне жилище, расположился в нём и разжёг костёр от серного дерева.
   - Сын Волка – услышал я тоненький голосок и поднял глаза от обугливающихся веток.
   Перед огнём стояла дочь Вождя, девочка, чем-то неуловимым отличавшаяся от других людей племени.
   Сначала я думал, что она больна, как многие. Но она была здорова. Я не мог понять, в чём её отличие от остальных. А сейчас понял – в ней не было недобрых мыслей.
   - Сын Волка – произнесла девочка. – Сейчас совсем плохо моему старшему брату. Ты должен вылечить его.
   - Я не умею лечить – сказал я. – Я не шаман. Все это знают. А лечебные травы, которые привёз с собой, я уже всем роздал.
   - Ты – шаман – настойчиво сказала девочка. – Только сам этого пока не знаешь. Ты вылечишь брата. У тебя есть особенная трава. Если ты заваришь её, а брат выпьет отвар, он будет здоров.
   - Где же эта трава? – удивился я.
   Девочка, молча, подошла к мешкам с сеном для хОров и принялась выбирать оттуда какие-то стебельки.
   - Вот эта трава – девочка протянула мне пучок сухой травы, имени которой я не знал. – Завари.
   Девочка очень верила в выздоровление брата, а я был гостем её народа, поэтому не мог не выполнить просьбу.
   Я заварил траву. Девочка унесла снадобье.
   
   Наутро ко мне пришёл Вождь с выздоровевшим сыном и дочкой.
   - Сын Волка – обратился он ко мне, - ты спас моего сына…
   - Вождь – остановил я его, - твоего сына спасла его сестра. Без неё я ничего бы не сделал. Она нашла лечебную траву.
   Вождь удивлённо посмотрел на девочку.
   - Брату было очень плохо – сказала девочка. – Я сидела около него, следила за огнём и очень хотела, чтобы болезнь оставила брата. И вдруг костёр заговорил со мной. Он сказал, что наш Шаман больше не слышит голосов Духов Верхнего Мира, и Духи Верхнего Мира теперь будут говорить со мной. Они сказали, что Сын Волка, пришедший к нам, владеет добрыми силами, но пока не знает этого. И сказали, что он должен заварить лечебную траву, которую я найду в мешках корма для его оленей.
   Я сделала, как сказали Духи.

   Вождь посмотрел на меня.
   - Так и было – кивнул я.
   Вождь задумался, и я слышал его мысли.

   - И ещё Духи сказали – добавила девочка, - что, если я буду их слушать, то смогу помочь всему нашему народу.

   Мысли Вождя стали ещё мрачнее.
   - Не огорчайся, Вождь – сказал я ему. – Твоей дочери выпадает необычная судьба.
   Это – не её выбор, не твой выбор, не выбор шамана-кузнеца. Её выбрали Духи Верхнего Мира. Наверное, потому что она думала самые добрые мысли.
   Она станет Шаманом твоего народа и поведёт его сквозь Время. И народ не растворится во Времени.

   Настало время отъезда.
   Только я нагрузил нарты и запряг хОров, ко мне подошли Люди Синего Камня.
   - Пока ты был с нами – сказал Вождь, - произошли большие события. Пусть наши приношения напоминают о них и тебе.
   Подошёл шаман-кузнец и протянул мне связку с тремя ножами, рождёнными волшебством.
   - Твоему Вождю, твоему Шаману и тебе – сказал он.
   Подошла дочь Вождя и протянула мне пучок травы и маленький свёрток из кожи.
   - Трава – чтобы ты её запомнил – сказала она и развернула свёрток из кожи – там были воткнуты десять тонких иголок, тоже рождённых волшебством. – А эти иголки - для ваших женщин, чтобы они шили самую тёплую одежду для твоего народа.

   Я понимал, что это – очень большие дары.
   Но я слышал и мысли этих людей. Эти мысли были ещё бОльшим дАром: все они были добрыми.
   Народ Синего Камня начал выздоравливать.