Моряк черноморского флота

Борис Максименко
Друг детства Паша на год старше жил через дом в частном секторе. В том возрасте каждый год имел значение, мы считали Пашу не только взрослее, но и мудрее. Паша ещё учась в школе решил после её окончания поступать в Омское речное училище. Как он с гордостью сообщал: на рулевого-моториста с правом выхода в море! Далее от него шли многочисленные достоинства этой профессии, но самое главное он всегда добавлял: в Омске буду затариваться водкой, на северах закупать шубы, а по прибытии в Омск их продавать!

Паша был настолько любознателен и предан этой идее, что познакомился с некоторыми «моряками» Иртышского флота и у некоторых даже побывал в дома.
Мы с гордостью смотрели на Пашу – «надежда Иртышского пароходства».

С Пашей мы потом в период длительных летних школьных каникул работали на Калачинском механическом заводе в цехе тракторных прицепов.

Это отдельная история.
Привел нас туда Паша. Я к этому времени закончил 8 классов. Паша сказал, что спокойно, главное не высовывайтесь я покажу им своё свидетельство о рождении, а вы говорите что одногодки, а у них там рабочих не хватает, тем более летом. На удивление – отдел кадров нас принял. А в цеху запарка им уже было не этого.
Работа наша заключалась в том чтобы на вагонетке подавать в цех к конвейеру борты для тракторных прицепов.
Я отработал два летних месяца. В августе решил отдохнуть до начала учебного года. Своим трудом я заработал себе на школьную форму.

Пашу мы иногда называли «Паша с Уралмаша».

На следующий год я закончил 9 классов, Паши с нами не было – убыл в г. Омск поступать на моряка в речное училище.

После окончания 9 класса я пришёл на работу на свой любимый завод на который я устроился заранее без проблем и вдруг вижу здесь всех своих одноклассников во главе с классным руководителем Антониной Ивановной.

Антонина Ивановна нисколько не удивляясь довела до нас, что с этого дня школьная производственная практика будет проходить на Калачинском механическом заводе. Меня,  как старожила, назначили бригадиром школьной производственной бригады. Школьники работали один месяц, а потом на каникулы.

Я то конечно остался - зарабатывать на школьную форму. Остались и мои одноклассники: Серёга Чеканов и Толя Мезенцев. Толя Мезенцев долго просчитывал: а сможет ли он за лето заработать на мотоцикл "Восход". При расчётах - не получалось. Ну, чуть- чуть  не получалось. Сергей был старшим в семье, а младших братьев и сестра было столько же  сколько и у меня - принял решение работать!

Вскоре приехали пацаны из Омского профессионально-технического училища. Два слесаря-сборщика и одни газо-электро сварщик. Мастера создали бригаду. Меня (как старожила) назначили БРИГАДИРОМ. (Первая карьерная должность, хотя я к этому никакого отношения не имею).  Задачей нашей бригады было – создавать тракторные прицепы для перевозки сена.

Что значить для перевозки сена? Это значить, что платформа слева и справа должна быть на метр (?) шире, а борта наращивались сеткой вверх.

Телеги мы поставляли только в СССР.
На школьную форму я в очередной 10 класс  опять заработал.

Подождите смеяться. Это ещё не всё.

В кузнецком цеху молотобойцем работал сосед дядя Лёня, что жил в доме напротив и всегда по зиме строил первую зимнюю горку для своих дочерей Лены и Гали. (Есть отдельный рассказ).  Однако, это было лето.  Мы работали в две смены. Вторая  смена заканчивалась где-то в час ночи ( вот не помню). Дядя Лёня меня заранее предупреждал: "Сегодня пойдём." Я понимал, что сегодня пойдём на Дело.
Да, дядя Лёня провёл свою юность в малолетке ( ну тюрьма такая для малолетних преступников). А у него две дочери, а такого же хулигана как он сам не было.
Короче, после ночной смены мы выезжали на его мотоцикле в полночь на водоёмы и бреднем вычерпывали там оставшуюся рыбу.
Тётя Тамара его супруга утром когда я приходил делить добычу всегда говорила  что отдай Борису ту что по крупнее.

Но это не всё. Утром на стадионе Калачинского механического завода проходили районные спортивные соревнования: "Колос" чего то. Я пришёл на стадион. Все меня знающие уточнили : на какую дистанцию я буду бежать. Я сказал,  что 1500 метров. С этой дистанции все меня знающие вычеркнулись,  потому что им там делать было нечего. На этой дистанции в моём "весовом" возрасте меня ещё никто не победил.

Ну, я пробежал. Естественно первым. Вечером пришёл на работу - совершать дальнейшие трудовые подвиги.  В цех примчались комсомольско-спортивные работники, нашли меня в цеху на производстве  тракторных прицепов.
- Ну, Вы же бежали за завод? Мы Вам и дальше будем ставить трудодни, только Вы и дальше бегайте за завод.
- Нет, я бежал за себя.
Вот сейчас думаю: надо было сказать что я бегаю за завод, трудодни мне бы и так поставили и я бы не работал... Но тогда после ночной смены меня ждал дядя Лёня.

Паша в Омское речное училище так и не поступил. О чём он скромно умалчивал.

Почему речной флот? У моего отца был друг детства, которого звали Тимофей. Он приезжал в деревню Придорожное Нижне Омского района в форме моряка. Наверное, с тех пор папа играл на гармошке и исполнял матросские песни:

«Мы по палубе бегали, целовались с тобой…               
Ах, ты палуба белая, ты меня раскачай…»               

Другая песня, сейчас она звучит по ТВ редко:

«Я встретил его близ Одессы родной,
Когда в бой пошла наша рота.
Он шел впереди, с автоматом в руках –
Моряк Черноморского Флота...

В конце песни отец часто плакал.

А его друг дядя Тима стал моим крёстным.

У Паши был младший брат Александр. Александр был на два года младше меня, но на один год старше моего самого младшего брата Евгения. У них в семье было принято спереть всё, что неправильно лежит. На одном из Омских вещевых рынков лежали неправильно импортные джинсы. Александр спёр, но не удачно. Его уже давно пасли органы и на этом деле его повязали. Дали срок - год тюрьмы.
После пере воспитательной колонии Александр вернулся к родителям в свой любимый город и решил продолжить образование в той же школе. Учителя были в ужасе, если не сказать больше. Саша сел за первую парту по центру и начал получать знания. Если какой-нибудь гад нарушал тишину и не позволял ему слушать учителя – получал в лоб. В классе было слышно как пролетает муха. (Это из рассказов моего младшего брата Евгения – одноклассника.)
Да, Александр потом поступил и успешно закончил институт.

Прошло много лет. Я уже полковник, квартиры пока нет, живу в общежитии в г. Самара. Раздаётся звонок в дверь.
– Кто?                –  Я.                – Кто я?
Открываю дверь на пороге стоят друганы из Омска: Паша, и его брат Александр.