черновик пятница 21. 12. 2022

Андрей Словохотов 2
О самом главном. Или мой лучший момент на Муравском шляхе.
И можно свернуть, обрыв обогнуть
Но мы выбираем трудный путь
Опасный, как военная тропа
Кто здесь не бывал, кто не рисковал
Тот сам себя не испытал
Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес
Внизу не встретишь, как не тянись
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес
Нет алых роз и траурных лент
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил
Очень знаменитая песня Высоцкого.



Шлях это не горы, но…   Я читал очень много глупостей о татарских дорогах 16-17 века. Поэтому простыми словами я хочу сказать главное.  В русском языке термин шлях появился либо из украинского либо из польского языков. Он поздно появляется (в 1555 г.) и рано начинает исчезать (около 1680-го) в документации Московского государства, но остался в диалектах между Москвой и Крымом вплоть до наших дней. Я выходил на улицу в Санкт-Петербурге (северо-запад России) и не мог найти человека, который бы знал, что такое шлях.
Документация Московского государства 16-17 века, зато знает другие термины, когда термин шлях ей еще не был известен – это «гряда» или «спорный гребень». Действительно в большинстве случаев татарские дороги 16-17 века проходили по водораздельным гребням двух и более рек. Эти гребни иногда напоминают небольшие горные хребты, с которых в разные стороны спадают («падают») небольшие реки. Источники пишут о «спорном гребне и падучих реках».


То что движет людьми. ВЕРА, ДОВЕРИЕ, НЕИЗБЕЖНОСТЬ.Татарские дороги между Москвой и Крымом так называемые шляхи очень сложная и интересная тема русской истории. Но я хочу рассказать вам не об истории, а о реальности, которая жива до сих пор и которая умирает на Украине и в Южной России с последними стариками, которые помнят… 
Да это история, но это живая история, хотя её герои умерли как минимум триста лет назад. Она жива в тех, кто помнит южнорусскую и украинскую речь живой, а не книжной, в названиях, которые были даны в те времена и сохранились до сих пор, в некоторых обычаях и приметах и главное она жива в дорогах. 
Бывает, что я выхожу в обыкновенное русское поле, сажусь на край обыкновенной дороги покрытой асфальтом, смотрю на трактора, которые произведены на лучших фабриках мира и похожи на лунаходы по своему оснащению. Один такой лунаход заменяет целую деревню русских мужиков и стоит десятки миллионов рублей и на моих глазах наворачиваются слезы.
В этот момент я вижу дубовые леса, которые вырублены сотни лет назад для строительства крепостей и засечных черт, ковыльные степи, которые стояли не распаханными многие века и от которых остались небольшие пятачки меньше футбольного поля и конечно же я вижу, я чую дороги с которых началась гибель этого прекрасного мира.
Люди считают мое занятие странным. Кому какое дело где проходила та или иная дорога 300-500 лет назад. Разве можно ее найти в современном ландшафте. Историки не занимаются дорогами. Они сидят в кабинетах и архивах, работают в школах и вузах. Но чтобы связать два города без дороги не обойтись. Поэтому о них и пишут о дорогах, как о направлениях из точки А в пункт Б. Мое предложение «покататься» всегда воспринимается как насмешка или оскорбление над серьезными исследователями.
Археологи не занимаются дорогами тоже. Они занимаются материальной культурой, вещами, которые сохранились в земле. Иногда археологам становится интересно откуда эти вещи приехали прежде чем попасть в землю. Тогда археолог либо идет к историку, либо закатывает глаза и произносит что-нибудь многозначительное вроде: «Греческий импорт» или «Скифское влияние». Если археолог столкнется с фразой «Подводная лодка в степях Украины погибла в тяжелом неравном бою» его будет интересовать лодка, а не степь и обстоятельства гибели.  Когда я пытаюсь своим друзьям археологам рассказать про свои дороги они слушают и молчат. Они не смеются, не задают вопросов. Они молчат. Это форма археологической вежливости.
Мой хороший знакомый белгородский археолог Андрей Бажко, опытный полевик и человек безусловно влюбленный в профессию увидев меня раз в десять лет любит покрутить пальцем у виска и произнести хорошо поставленным голосом: «Это не осязаемо!». «Это нельзя увидеть!».
Когда я впервые приехал впервые на Куликово поле, меня встретили словами: «Такие как ты сюда приезжают каждый год. У каждого свое Куликово поле». 
И таких примеров я знаю не мало. Более того количество фантастов, врунов и шарлатанов от истории множится в нашей стране из года в год. И в этом безумном мире я ищу татарские дороги 16-17 века на местности. И я их нашел и написал об этом много статей.
Мои друзья, а среди них не только историки и археологи сказали, чтобы я написал книжку, потому что в статьях нет общей картины, и книжке больше поверят. В какой-то момент и я в это поверил. Самое главное в нашей книге как вы поняли будут не дороги, а понимание между людьми. Я хочу быть понятым, и чтобы мне верили. Вера и Доверие вот что самое главное.
Последний Нобелевский лауреат от России сказал в своей речи о том, что в известной пословице «собаки лают, караван идёт» все привыкли слышать бесполезность собачьего лая (простых слов) при влиянии на процесс (проводка каравана). Но вся хитрость в том, что верблюды каравана движутся именно потому что их лаем гонят собаки. Собачий лай в этой истории и есть вера и доверие. Стая волков не заставит идти караван из города в город.
Именно вера и доверие между многими людьми образует многовековые государства. К сожалению, зачастую эти государства уничтожаются по простой схеме. Сначала появляется проповедник, который внушает определенные идеи. Затем появляется торговец с товарами и предложениями, которые удовлетворяют эти идеи.   А потом приходил солдаты… Эфиопский император к которому добрался первый европейский проповедник улыбнулся, не стал его слушать и сказал: «Можно вы сразу пришлете солдат?». 
Как известно глупые русские в 90-е годы усвоили западные идеи и променяли свою родину на джинсы и жвачку. Вот уже 30 лет они ждут вторжение войск НАТО. Но пока проповедники с телеэкранов и продавцы джинсов чувствуют себя в безопасности никаких солдат не нужно. Идеи и товары побеждают лучше выстрелов.
Границы: Четыре моря, три горных хребта, две реки. История дорог, которую я буду вам рассказывать случилась в Восточной Европе. Любой географический термин имеет много трактовок. Я же хочу вам рассказать об «естественных крупных границах». Заодно мы попробуем ориентироваться в географии без карты с помощью текста. В 16-17 веке карт не существовало, были чертежи и географические описания, по которым можно составить чертеж. Так что умение ориентироваться по тексту очень важно.
Восточная Европа имеет очень простые границы. На севере это Балтийское и Студеное море (так называли Ледовитый океан). На юге Черное и Каспийское море между которыми Кавказские горы. На востоке от Сибири Европу отделяют Уральские Горы. Их называют «Каменный пояс» потому что они тянутся от Студеного моря на севере до Каспийского на юге.  На западе Карпатские горы. В отличие от Уральских гор Карпаты не тянутся с запада на восток от моря до моря. Здесь роль границ выполняют две реки. На север с Карпат спадает Висла, на юг  в Черное море течёт Дунай, через Карпаты он проходит в ущелье Железные ворота.
Запомнив четыре моря Балтийское, Студеное (Ледовитый океан), Черное, Каспийское, три горные системы: Карпаты, Урал (Каменный пояс), Кавказ, две реки: Дунай и Висла вы будете знать границы, которые определяли историю народов Восточной Европы многие века.
Связующие коммуникации. Рекой или дорогой. Сегодня есть самолеты, интернет, телеграф, почта, телефон и прочие средства связи. Раньше вера и доверие между людьми передвигались исключительно по дорогам, которые делились на сухопутные и водные.  Влияние морской мощи на общечеловеческую историю огромно во все времена. Большой флот позволяет перебросить на большое расстояние большой груз.
Но мы будем говорить о Восточной Европе между Карпатами и Уралом.  Здесь суровая и продолжительная зима, а потому путешествовать по рекам очень сложно. Кроме того, многие реки не соответствуют желаемому маршруту. Поэтому часто несколько рек объединяли в общий маршрут перетаскивая лодки. Дальше я расскажу о местах, которые до сих пор называются «перевалочными», «валками», «валконскими» и так далее. 
Что бы путешествовать по рекам нужно судно, и подготовленная команда, кроме того многие реки имеют препятствия, как знаменитые пороги на Днепре. К примеру, город Киев основан в том месте, где выше сливается Днепр и Десна. Что-бы преодолеть пороги надо было ждать весны (уйдет лед и накопится вода) и затем на высокой воде преодолевать пороги. Мне это напоминает спуск воды в унитазе. Сухопутные пути более безопасны.
Плывя по реке, вы всегда можете оказаться в ситуации знаменитого князя Святослава, а именно на берегу, в ненужном месте в ненужное время. Как известно идеи Святослава вызвали у врагов уважение и доверие. Но распорядились идеями князя своеобразно.  Его убили и сделали из черепа чашу. Так рассчитывали советоваться с князем по важным вопросам. Это конечно же черный юмор, но в нём доля смысла.  Пошутил я чтобы продемонстрировать что у водных путей нет особых преимуществ перед сухопутными в Восточной Европе.
Баланс между водными и сухопутными путями Восточной Европы на самом деле очень  сложный вопрос. Восточная Европа зажата между Балтийским (в средневековье это железо, янтарь, пушнина, воины и рабы) и Черными морями (восточная роскошь). Главный путь, который связывает Черное и Балтийское море хорошо известен и его тоже несложно запомнить.

Рождение вселенной татарских дорог 16-17 века.
Любой школьник в России знает, что мы живем в России, нас русских не любят в Западной Европе, которая каждый век хочет нас завоевать. Мы шутим что раз в сто лет Европейцы нападают на Россию чтобы потерпеть свое главное поражение. В 18 веке мы разбили шведов при Полтаве, в 19-м французов при Бородино, в 20-м немцев под Москвой. Кроме того, каждый школьник знает, что сначала русские были независимыми пока не пришли монголо-татары они же «Золотая Орда». Русских завоевали хотя они храбро сражались.  Мы платили монголо-татарам дань, а потом много воевали чтобы добиться независимости. Это очень красивая и патриотичная версия, услышав которую любой начитанный человек возьмется за голову…
Единственная правда в этой формуле это мистическая цифра 3.  Она лежит в основе многих «священных формул», к тому же претендентов на власть на восточно-европейской равнине было трое.
Точнее было три главные идеи, которые сформировали наш современный мир. Да, именно вера и доверие, а не военная мощь, политика, экономика и культура определили конечный результат. 
Первым претендентом были польская Варшава, литовская Вильно, контролируемый ими русский Киев. В 1569 году это пространство объединилось в  Великое  государство от моря Балтийского до Моря Черного, общее дела народа польского и литовского «Речь Посполиты» (от латинского республика «res public»). Здесь жили противоречивой идеей одновременной самостоятельности и близости с Европой, при этом грань между самостоятельностью и независимостью найти так и не удалось.
Именно этот поиск внутренней границы и забвение прав русских в результате не позволили сохранить границы внешние.  Речь Посполита оказалась на грани смерти, когда «западные братья по вере и культуре» (немцы и шведы) и «восточные рабы» (украинцы и русские) обрушились со всех сторон и одновременно. В Польской истории этот период носит характерный название «Кровавый потоп». К концу 18 века Польша была разделена между немцами и Москвой.
Крым и другие осколки татарского государства оплакивали гибель Великой трансконтинентальной империи и мечтали о его возрождении, но каждый при этом хотел стать главным или остаться при своём. Это противоречие частного и общего также было губительным. Одна из бесчисленных мелочей того времени, но в ней вся суть. Поход 1521 года на Москву окончился тем что Москва признала все требования Крыма. И в этот момент Крым получил удар в спину из Астрахани. Через несколько десятилетий Астрахань уже подчинялась Москве, а еще через несколько десятилетий состоялся последний крымский поход на Москву. Кто виноват татарам отдавшим власть славянам, кроме самих татар? Ответ на этот вопрос содержится в общем для всех татар эпосе Эдиге. Он воспевает как это ни странно не Золотую Орду, а её гибель, точнее человека который был последней надеждой государства, а оказался главным виновником его гибели.
У всех Татар общий эпос воспевающий как это не странно момент распада Золотой Орды и человека который ее погубил ногайца Эдиге. 
Однако самый удивительный претендент на восточноевропейскую равнину оказался Москвой. Подобно современным курдам или недавним евреям не имеющих своего государства и исповедующих религию и принципы не понятные другому миру этот недавний данник Золотой Орды вдруг заговорил на языке униженных и оскорблённых.  Это напоминало песню юродивого: «Отняли копеечку».
Тем поразительнее что этот «юродивый» с необыкновенной устремленностью, беспринципностью и жестокостью сумел создать свое государство и к концу следующего 18 века и Варшава и Крым были частью громадной русской империи.
Москва воспевала православие - религию, которая не была государственной ни в одном свободном государстве мира. Константинополь пал в 1453 и те, кто называли себя православными страдали от исламского меча не меньше чем от костров Европейцев.
Москва призывала объединятся народы, у которых не было своего государства, а в других государствах они были угнетаемы самым жестоким образом (славяне или так называемая Русь).  Многие западнославянские народы к этому моменту уже либо перестали существовать, либо говорили на понятном хозяевам немецком языке.  Южные славяне либо разделили их судьбу, либо служили восточным или южным хозяевам. В истории болгар, словаков, хорватов, сербов и других «братушек» завоеватели турки лишь сменили других хозяев из половцев, венгров и других «лихих кавалеристов».  В Польше правящий класс выводил себя из сарматов (не славян, а скифов) и погреть ноги в распоротом животе холопа было обычным делом.
Язык и происхождение: Я выходил в Санкт-Петербурге на улицу и спрашивал прохожих что такое Муравский шлях? Санкт-Петербург – окно в Европу, в высокий сезон я общаюсь здесь с представителями всех наций мира от хазарейцев до ассирийцев. Представители современных наций конечно же не так интересны.
Есть конечно просто удивительные случаи. Так, например, ногайцы попадаются мне с завидной регулярностью. Я легко узнаю их по их характерной, почти женской красоте восточных лиц у мужчин, чем-то похожих на японских самураев. Эта красота воспета в источниках 16-17 веков, ногайцы доставили много хлопот всем тем, кто пытался получить наследство Золотой Орды от Крымских татар до Московского государства. Но ногайцы же были главными поставщиками лошадей для Москвы, и ногайцы же были арьергардом Крымского войска в походах на Москву. А в 16-17 веке быть в арьергарде (ертауле) в степной войне –это та же лихость и смертность, что у гусар 19 века или танковых разведывательных батальонов в веке 20-м. Ногайцы в Санкт-
Так вот при всём разнообразии лиц и судеб я почему-то никогда не встречал венгров (15 миллионная нация славная своей кочевой и кавалерийской историей в сердце Европы) и никогда не встречал человека в Санкт-Петербурге, который знал бы что такое Муравский шлях.
На хуторе под Белгородом или в соседних деревнях, в Курской, Орловской, Тульской областях старики при слове Муравский шлях рассказывали мне легенды, которые никогда никем не были записаны или же наоборот которые я знал из источников других веков, но записи эти лежали в архивах и никогда не публиковались. Такова историческая память русского народа!  Моя соседка баба Тоня Кузнецова 1938 года рождения смеялась над моим увлечением приговаривая: Что мне тот шлях я на нем коров пасла. «Шо мэни той шлях, я на йому дивкой коров пасла»!  Мой сосед Георгий Кузнецов того же 1938-го года рождения на вопрос о самом страшном проклятии улыбнулся и сказал: «Татарин тебя забери». Потом помолчал и добавил: «Только это не говорится в лицо. Это говорится в спину». На дворе был 2015 год.
Баба Тоня говорила на языке перевертней, переселенцев из Малоросси 17-18 века, которые не считают себя не русскими не украинцами. Это похоже на английский язык (не аналитический, а синтетический) в котором окончания отвались, звуки разных языков смешались, однако это не грубый диалект, так называемый суржик, а именно что язык, певучий, сложный со своими инструментами и возможностями. Попробуйте произнести слова кровать и кобыла с ударениями, не на «а», а на «о» и вы удивитесь результату. Попробуйте произнести фразу бабы Тони сделав все буквы «о» в фразе ударными, а также последнюю «а» и вы услышите речь
Но Санкт-Петербург город северный и здесь при слове шлях вспоминают его немецкую первооснову «шляхен» - бить. Представляете простой человек на улице, русский вспомнил немецкое «шляхен». 
Да действительно шлях – это битая дорога. Так его периодически называют в русских и украинских источниках.

http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st210913.html