10. 24. Пушкин Дуэльный кодекс и проверка дуэлянта

Поль Читальский
Дуэльный кодекс и проверка одежды, снаряжения и оружия дуэлянта до и после дела

Не важно то, что вас нечаянно задели,
Не важно то, что вы совсем не из задир,
А важно то, что в мире есть ещё дуэли,
На коих держится непрочный этот мир!..   Леонид Филатов. «Песенка о дуэлях».

В теме «тайны дуэли 27 января 1837-го» самым темным фрагментом исследований и расследований является отсутствие у нас ответа на простой казалось бы вопрос «Кто во что одет и отчего такой странный рикошет». С ответом на него связан и ответ на иной вопроc: “Если есть подозрение что Дантес использовал какой-либо защитный доспех, то допускали ли правила дуэльного дела проверку одежды и снаряжения дуэлянтов?»

Ни официальные показания участников дуэли и затем их запоздалые воспоминания, ни материалы  следствия и работы военно-судной комиссии, ни изложения в дневниках, записных книжках  и письмах полученных сведений толкователями и мастерами легендирования Жуковским, Вяземским & Компани не дают нам шансов получить убедительные ответы на эти два вопроса.  Все правдивые сведения скрыты, а имеющиеся уводят нас в литературу абсурда и мистификацию.

Вот два примера таких суждений или кривотолков, положивших начало безмерной мифологии в пушкиноведении — сведения приведенные в письмах двух персон, входивших в пушкинских доверительный круг общения и даже в т.нзв. «узких круг своих» - царедворца Жуковского и фрейлины Софьи Карамзиной:

1) Письмо Екатерины А. Карамзиной  сыну Андрею с участием (текстом) дочери Софьи Николаевны
«  Суббота. 30 января 1837 г. Петербург
… Дантес стрелял первым и ранил его в середину тела; он упал, но когда Дантес бросился, чтобы поддержать его, он закричал: «вернитесь на место, мой выстрел!» Его приподняли и поддерживали; так как пистолет выпал у него из руки на снег, Данзас подал ему другой. Он долго целился, пуля пробила руку Дантеса, но только мягкую часть, и остановилась против желудка — пуговица на мундире предохранила его, и он получил только легкую контузию в грудь, но в первую минуту он зашатался и упал, тогда Пушкин подбросил пистолет кверху и закричал: браво! Потом, видя, что Дантес поднялся и идет, он сказал: «А, значит, поединок наш не окончен». Он был окончен, но он-то думал, что ранен только в бедро. По пути домой тряска в карете вызвала у него сильные боли в животе. Тогда он сказал Данзасу: «Кажется, это серьезно. Послушай: если Арендт найдет мою рану смертельной, ты мне это скажешь. Меня не испугаешь. Я жить не хочу» >>
Источник: Ираклий Андронников. Избранные произведения в двух томах (том первый) >> стр. 61

Однако в ином источнике сведения иные :
Дантес стрелял первым и попал ему в середину тела, он упал, а когда тот бросился к нему, чтобы поддержать его, он закричал: «Вернитесь на место, за мной еще выстрел!» Его приподняли и поддержали; так как первый пистолет выпал из его руки в снег, Данзас подал ему другой; он долго целился; пуля пробила руку Дантеса, но только в мягких частях, и остановилась против желудка — пуговица на сюртуке предохранила его и он получил только легкую контузию в грудь; но в первый момент он зашатался и упал. Тогда Пушкин подбросил свой пистолет в воздух с возгласом: «браво!» Затем, видя, что Дантес поднялся и пошел, он сказал: «А! значит поединок наш не окончен!» Он был окончен, но Пушкин был убежден, что ранен только в бедро. По дороге домой тряска кареты причиняла ему боль во внутренностях. Тогда он сказал Данзасу: «Кажется, это серьезно. Послушай: если Арендт найдет мою рану смертельной, ты мне об этом скажешь! Меня не испугаешь: я жить не хочу!» Приехав домой, он увидел жену и сказал ей: *«Как я рад, что еще вижу тебя и могу обнять! Что бы ни случилось, ты ни в чем не виновата и не должна себя упрекать, моя милая!»*
Источник: Е. А., С. Н. и А. Н. Карамзины. Из писем к А. Н. Карамзину 1836-1837 года Пушкин в воспоминаниях современников . Том 2, 1974

Итак,
вот так делается миф: в одном случае сказано, что Дантес был в мундире, а в другом — в сюртуке. Какое-то издательство «накосячило»! Во-первых, Дантес не мог быть в мундире: мундир надевался исключительно для службы и то был однобортный белый коллет с лосинами. Во-вторых, на Дантес, находясь вне дворцовой мог надеть зимой только или однобортный вицмундир, панталоны и сапоги или сюртук двубортный с панталонами и ботинками
(см. А! - Кавалергарды. - Кавалергардский полк от Николая I до Николая II. Часть I (adjudant.ru)  и Кавалергарды и Конная гвардия в 1812-1814 годах ; Военная униформа (military-uniforms.ru)
               
рис.  офицер КВП1 в вицмундире    
                рис. офицер КВП в сюртуке

Посм . Фильм = Кавалергарда век недолог "Звезда пленительного счастья" - YouTube = это и есть кино, вино и домино =  кто во что горазд — самое потешное — кавалергард на коне в вицмундире (это одежда для ношения вне службы и строя!), но в белых панталонах (не лосинах!), но Анненков в усадьбе (на даче) охмуряет француженку в … одетый в белый коллет для дворцовой службы!

2) Жуковский В.А. в письме  к отцу Пушкина о дуэли : 15 февраля 1837 =

«Геккерен упал, но его сбила с ног только сильная контузия. Пуля пробила мясистые части правой руки, коею он закрыл себе грудь, и, будучи тем ослаблена, попала в пуговицу, которою панталоны держались на подтяжке против лодыжки. Эта пуговица спасла Геккерена».  Источника своих сведений г-н Жук не указал...
Источник: В. А. ЖУКОВСКИЙ. КОНСПЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ О ГИБЕЛИ ПУШКИНА. Пушкин в воспоминаниях современников. Том 2, 1974

У Жуковского пуговица сползла относительно с мундира (или сюртука?) Карамзиных на панталоны… Причем поэт-царедворец, назначенный царем Никсом-1 для наведения порядка в бумагах покойного камер-юнкера в его кабинете на Мойке, дает очень детальную информацию о спасительной пуговице!
Для отца покойника она безразлична, а вот для царской легенды - крайне важна! Узнать правду уже не удастся никогда. Хотя есть некая надежда: наш спецназ добудет с помощью агента Новичок архив клана Геккерн-Дантес в части дуэльной истории 1836-1837 гг.

Теперь второй подвопрос первого (Кто во что одет и  чой-то рикошет (от мякоти руки!))  =  если такой рикошет фантастичен и крайне маловероятен (не затрагивая тут проблемы количества пороха), то мог ли Дантес надеть доспехи?  Ведь они стол разнообразны, что, например, корсет с набором металлических пластин или кираса спец. Изготовления  вполне могли поместиться под сюртук…

И тут часто при разборе тайн этой роковой для русской гордости дуэли часто задают вопрос :
Можно ли было проверить в то время  одежду дуэлянта ?

Часть 2 
Проверка дуэлянта перед дуэлью на месте  её дела

Правила дуэли определялись т.нзв. Дуэльным кодексом. В Европе они  издавались со средних веков.  Наиболее известны такие кодексы:  Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi (около 1410), «Восемьдесят четыре правила» и Le Combat de Mutio Iustinopolitain (1583), Code Duello («двадцать шесть заповедей»)  Clonmel Summer Assizes (1777), Кодекс графа Шатовильяра (1836), Американский дуэльный кодекс Джона Лайда Уилслона (1858), Кодекс графа Верже (1879 ) - самый авторитетный французский дуэльный кодекс, суммирующий правила проведения дуэлей, бытовавшие во Франции.
В России с 1836 использовали (если хотели бы) Кодекс графа Шатовильяра =  Chatauvillard, comte de. Essai sur le duel - Paris 1836. Только к концу века в России в борьбе с беспределом дуэлянтов и еще более секундантов (типа Зарецкого в Е.О.) появилась монография военного следователя Петербургского военного округа полковника П. А. Швейковского  «Суд общества офицеров и дуэль в войсках российской армии (1898)  (см. Суд общества офицеров и дуэль в войсках российской армии: Швейковский П. А. — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс (runivers.ru) и затем Кодекс Дурасова (1912) — русский дуэльный кодекс, созданный на основе европейских кодексов и с учётом практики дуэлей в России.

Обратимся к юридическому документу — монографии П. А. Швейковского  - и посмотрим о правилах поведения на месте дуэли. Вот фотокопии двух страниц из моей е-бибки:

Текст: «При поединке на холодномъ оружии снимается верхнее платье (кроме рубашки) до пояса. Изъ кармановь вынимается все, даже при поединкахъ на пистолетахъ*
Секунданты удостоверяются, нетъ ли на груди у противника своего клиента какого либо предмета, могугцаго парализовать ударь или оказать сопротивление пуле ').
и приглашаютъ противниковъ следовать на указанный жребеемъ места, и, по предложению распорядителя, передаютъ имъ оружие».

Мне скажут — так это ж 1898 год! Сколько воды утекло! За полвека то … А я отвечу — не воды , а крови … И её цена не слишком то возросла…  Секунданты во все времена ОБЯЗАНЫ были проверить, что каждый дуэлянт не имеет на себе ничего такого, что защитит его от пули противника! 

Вот доказательство — правила из кодекса Chatauvillard, comte de. Essai sur le duel - Paris 1836:  CHAPITRE VI. DES DUELS AU PISTOLET Глава 6. Дуэли на пистолетах:

DUEL AU PISTOLEI, DE PIED FERME
9° Les t;moins, avant de prendre leurs places,  s'approchent du combattant adversaire, et ce dernier est tenu de leur montrer qu'aucun corps ;tranger n'est capable de le garantir de la balle. Son refus ;quivaudrait au relus du duel.
DU DIEL AU PISTOLET, A MARCHER
9° Les t;moins s'approchent des combattans, leur partie adverse, et ces derniers leur montrent qu'aucun corps ;tranger n'est capable de les garantir de la balle. Leur refus ;quivaudrait ; un refus du duel.
 
Перевод параграфа 9: секундант приближается к дуэлянту противной стороны и тот демонстрирует что никакое постороннее тело не защищает его от пули. Отказ от осмотра равнозначен отказу от дуэли.
Фотокопии страниц электронных версий изданий в BNF прилагаются (источник: Essai sur le duel: Chatauvillard, comte de: Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive)

Фра, получается, что, проверь Данзас экипировку кавалергарда, он нашел бы дутые пуговицы вицмундира или сюртука (сертука по АСП) класса пардэссю, пуговицы панталон или кальсон и вынужден был приказать Дантесу всё сие скинуть … Король блудуаров остался бы голым! Вот тогда бы Пушкин наверняка бил бы первым и оторвал бы кобелю его … ню.  Но было в ли тогда у нас потом Наше Всё?