фронтовички

Кира Викторова
Они жили в большой полуподвальной коммунальной квартире. Держались обособлено.
Перед их окнами на клумбе, отделенной от дома тремя метрами асфальтового покрытия, всегда росли цветы. Разные. Кому что нравилось, то и высаживали. И росло. Ни о каком едином ансамбле и речи не велось.  Но получалось в целом гармонично. Каждый клочок земли был заботливо ухожен. Сорные травы удалялись вовремя, не успев раскидать семена. Почва регулярно взрыхлялась, а иногда ещё и посыпалась песком.

Лейки, вёдра, грабельки, лопаты и совочки были общими. Зимой они хранились в кладовке под чёрной лестницей. Дом был построен в конце 19 века крупным сахарозаводчиком по всем правилам и стандартам того времени, поэтому и подъездов было два: парадный для господ офицеров и их семей, и "чёрный ход" для прислуги, для хозяйственных нужд, чтобы дрова занести или провиант какой. В полуподвальном помещении в царские времена и жила прислуга - горничные, кухарки, прачки, денщики.
Это было удобно всем.

Через 25 лет после Победы в полуподвальных хоромах проживали одинокие женщины лет 50-70. А на трех господских этажах - семьи офицеров. Единственное отличие было в том, что каждая из дореволюционных квартир была поделена так, что жильё стало коммунальным. Кухня и оставалась кухней, только общей. На 16 метрах стояли столы и шкафчики чаще 3-х, реже 4-х семей. Туалет и ванна располагались в одном специальном помещении, предназначенном для этого изначально. Водопровод, ещё старорежимный, работал исправно. А вот камины и печи были забиты, и топить их к 70-м годам никто и не пытался. А красивые были камины! Лепные. И печки изразцами выложены.

Парадные подъезды были широкими, двери тяжелыми дубовыми, двустворчатыми. Каменные лестницы вели на этажи. На каждом этаже по две офицерские квартиры. Этот дом, к слову, был трехэтажным с просторным высоким чердаком. На чердак можно было попасть только с черного хода. Чердак был чистым. Там сушили выстиранное бельё. И пахло там сушеными травами, заготовленными ещё с лета.
Да, на парадных лестницах были установлены красивые чугунные перила с удобными полированными деревянными поручнями. Между этажами были спроектированы окна, поэтому лестницы были светлыми и безопасными, так как окна были загорожены специальными решетками, которые можно было снять, чтобы заменить или помыть стёкла.

Фронтовички внешним видом отличались одна от другой, но было что-то общее, что их объединяло, то ли выражение лица, то ли манера поведения, то ли взгляд...
Их практически невозможно было спутать ни с офицерскими женами, их ровесницами, ни с тёщами или свекровями нынешних офицеров, приглядывающими за потомками оных.

Продолжение воспоследует.