Как звёзд на небе

Александр Чатур
          Как звёзд на небе

   Претензии к Богу. Приходилось слышать о таком. Интересная тема, прозвучавшая «впервые» в известных памятниках где- то в Ветхом Завете. Она звучит и сейчас.
   Но хочется остановиться на образовании. Пусть это и звучит странно. Мне не приходилось слышать хотя бы одного вразумительного обвинения. Я пристально слежу за тематикой более тридцати лет и не слышал вопроса, на который не существовало бы ответа.
   Я уже пытался сказать что- то об этом, уж простите, как религиовед и начал примерно так: сколько звёзд на небе, столько и религий плюс ещё одна…  Компьютер сбился, введя неудобное для письма форматирование, от которого я так и не избавился и оставил тему на потом.
   Очень ярко характеризует человека отношение к вопросу о религии. Мы не говорим в таких случаях о Предмете, мы говорим о себе. Нет- нет, это совсем не значит, что мы выглядим иногда в плохом свете. Мы выглядим в своём свете. Религий- то- как звёзд на небе, а нам предлагают здесь десяток- другой или сотню- другую, если не стараться их сгруппировать по определённым признакам.
   Прежде всего, верующих всего четыре типа. В любой религии. Я здесь не умствую, я только цитирую ненавязчивым, как хочется надеяться, образом. Подлинность или полезность этих незаметных цитат предстоит определить только нам самим. Поэтому источник не называю. Он уже упоминался мною в самых разных местах.
   В основном- это те, кто в беде (нужда, болезнь, опасность и пр.)
Далее- те, кто жаждет обогащения ( священнослужители тоже ведь-
верующие ).
Третья группа, ещё менее многочисленная, это- любознательные.
Четвёртая- те, кто в действительности немотивированно заняты Предметом.
   Число четыре в данном случае совсем не случайно. Некогда существовало именно столько сословий в обществе. Даже сегодня можно, потрудившись, найти некоторые их признаки. Здесь вторая- это торговцы или коммерсанты. Третья- в общем- то
не сохранившаяся почти группа «воителей» или защитников (некогда руководили обществом именно они)…
   В настоящий момент к религии приходят за защитой и утешением или обогащением в большинстве случаев. Так было всегда. Это сословные признаки, с которыми мы рождаемся и умираем. «Приходят» люди, именуемые благочестивыми, поскольку так уж повелось, что религиозность- признак благочестия. (Кстати ещё один мотив, больше подходящий к третьей группе и не упомянутый выше.)
   Поэтому пока можно лишь утверждать, что те, кто «отстёгивает» на храмы, поступают или стремятся поступать благочестиво, как и те, кто просто ставит свечки.
Я не касаюсь пристально других обрядовых традиций, так как сами Традиции отсылают нас к тем или иным склонностям больших групп населения, которые могут быть лучше или хуже. (Скажем, например, о кровожадности или жестокости. Тогда как жертвоприношения живых существ предназначены были не для современной эпохи и вовсе не лишали жизни (!), как видим мы сейчас. Жертва ПРЕОБРАЖАЛАСЬ в результате, и это было зримо.)
   В словосочетании "претензии к Богу", есть два момента, как и два слова. Если мы говорим о Боге в действительности, то всё, что касается этого мира, не совсем- к Нему. Потому что есть здесь и второе слово, и если под ним подразумевается Творец, то это ЛИШЬ назначенец. Жизнь или бытие Верховного существа и Его мира принципиально отстоит от Этого. Мир "наш"- учебное пособие, созданное с двумя противоположными целями: наслаждаться им (почти всегда за чужой счёт) или преображаться до качественного равенства с миром иным, чтобы наконец Его и достичь. И первое , и второе длится очень долго. Одна жизнь- это даже не один класс в школе.
(Сразу оговорюсь, что речь здесь не о Демиурге, обсуждать эту бесполезную тему просто некогда.)
   Идеи подогнать мир под свои частные представления о совершенстве или справедливости- по сути то же желание использовать для своего наслаждения, по крайней мере, для удовлетворения.
   Нежелание учиться обычно свидетельствует о том, что достойнее нас никого нет. Пусть это звучит вульгарно, но и такое бывает.
   Естественно, что мы не миримся с подлостью, жестокостью или ложью (простите, если Вы любите обманывать). Естественно, что мы стремимся защищать слабых и беззащитных. И это часто делает нас счастливыми. Естественно даже, что хочется поделиться знанием, но для этого важны место, время, обстоятельства и личности. Мы ошибаемся и поступаем иногда несовершенным образом. Естественно, что мы сострадаем... Это наши врождённые качества. Но это не всё. Далеко- далеко не всё.
   А религий- как звёзд на небе плюс ещё одна, которая уже не религия, а иное существование в иной, совсем иной Природе.

20.01.22